Насколько достоверен фильм «Два папы» про Бенедикта XVI и Франциска? » — Яндекс Кью

Насколько достоверен фильм «Два папы» про Бенедикта XVI и Франциска?

Подробнее – 4 рецензии (ирландского писателя, епископа из США, испанского епископа, а также русскоязычная аналитика):

«Два папы": очень много лжи»
"Когда я смотрел «Два папы», новый фильм о якобы отношениях между папой Франциском и Папой на покое Бенедиктом XVI, я чувствовал себя странно напряжённым.
С одной стороны, в течение почти всего первого часа фильма я чувствовал разочарование и гнев по поводу того, как представлен Бенедикт. Потом я почувствовал, что постепенно вступаю в заговор: к своему огорчению я понял, что испытываю беспокойство по поводу мнимых отношений между этими двумя людьми. Проблема в том, что два персонажа фильма совсем не похожи на тех настоящих людей, которых они должны представлять. Поэтому я думаю, что «Два папы» – это лживый и опасный фильм.

Фильм рассказывает о том же, что и СМИ с тех пор, как кардинал Йозеф Ратцингер был избран Папой Римским в 2005 году: о том, что он "традиционалист", "ротвейлер Бога", "человек, который не улыбается и не танцует". Перед нами Франциск, первый за 1200 лет неевропейский папа, бывший член танго-клуба, увлеченный футболом, "обычный человек" и, в то же время, "папа по образу Христа", если сравнивать с его предшественниками. Этот фильм охватывает все клише, рекламируемые средствами массовой информации: изношенные чёрные туфли кардинала Хорхе Марио Бергольо на сканере безопасности аэропорта, отказ Франциска от ношения папских красных туфель, Бергольо смотрит футбольный матч в баре и ест кусок пиццы. Говорит о том, насколько плохи стены и какие добродетели имеют мосты.

И есть кое-что похуже. Фильм использует реальные кадры, которые появились в новостях. Видео с изображениями простых людей показывает реакцию на выбор Бенедикта: "Я знаю Ратцингера. Нацист не должен был быть избран". Это спагетти-вестерн без пистолетов и лошадей. На портрете Ратцингера / Бенедикта ему рисуют всё, кроме усов: далёкий и замкнутый, он всегда ест один, он предпочитает латынь, он не знает, что такое «Абба» и не танцует танго. И, что ещё более обидно, он сопротивляется попытке Бергольо обнять его. Фильм не оставляет зрителям никаких сомнений в том, какого папу они, как ожидается, поддержат.

Сценарист Энтони МакКартен заявил, что целью фильма является расширение дебатов. "В мире, где консерваторы и прогрессисты глубоко укоренились в своих позициях, дистанцируются и оскорбляются, где всё больше и больше гнева, мы хотели снять фильм о встрече в промежуточной позиции". Но фильм не делает этого вообще. Всё, что он делает, это повторяет клише, которые годами создавали ленивые и злонамеренные журналисты.

Сценарий является переработкой пьесы МакКартена, в которой он представляет серию разговоров между обоими мужчинами. Приветливого, доброжелательного и спокойного Бергольо играет Джонатан Прайс. Что касается Бенедикта, то с точки зрения телосложения и движения Хопкинс совершенно не подходит для этой роли: он изображает упрямого, неуклюжего человека с опухшим лицом и глазами, как у пьяного с тяжёлого похмелья. Всё неправильно в его характеристике, и любое из изящных качеств Йозефа Ратцингера отсутствует: манеры, скромность, страсть к идеям, а также его застенчивость и молчаливое достоинство.

Хопкинс также разочаровывает, потому что портрет Папы на покое – одного из самых ярких европейцев за последние полвека – это портрет упрямого доктриналиста, одержимого гомосексуализмом и священническим безбрачием. Создаётся ощущение, что для подготовки к этой роли он не использовал ни одной из более чем 60 книг, написанных Ратцингером, и не читал ни одной из его энциклик. Любой, кто потрудился бы сделать это, знал бы, что великими темами папства Бенедикта XVI были любовь, милосердие, правда, надежда, вера, разум и красота. Хопкинс – гениальный актер, который обычно готовит роли с большим вниманием и вниманием к деталям. Однако здесь он решил изобразить карикатуру, созданную другими по причинам близорукости или злобы. Или и то, и другое.

МакКартен, родившийся и выросший в католической среде, описал фильм как "небольшую беспристрастную и гуманистическую работу. Мы хотели быть честными. Цель состояла в том, чтобы никого не обелить, и мы сделали это чутко". Это не так. Только тот, кто не знает и не интересуется смыслом церковных событий и личностей последнего полувека, а также характером борьбы, которая их определяет, может считать этот фильм "справедливым".

Фильму предшествовала книга под названием "The Pope: Francis, Benedict, and the Decision That Shook The World" ("Папа: Франциск, Бенедикт и решение, которое потрясло мир"), также написанная МакКартеном. В нём он так описывает Франциска: "это глоток свежего воздуха с харизмой рок-звезды, в нём есть что-то от Джона Леннона (оба были обложкой журнала Rolling Stone) и склонность делать невероятные заявления". Бергольо "харизматичный и забавный аргентинец, скромный, общительный человек, который одевается просто (он носил одну и ту же пару черных туфель в течение 20 лет). Он обычный человек, человек из деревни. В прошлом у него даже была девушка".

Правда? Одна и та же пара обуви в течение 20 лет? Это напоминает мне о человеке, у которого 25 лет была одна и та же метла, за это время он 17 раз менял щетку и 14 – палку. А "невеста"? Несомненно, это была Амалия Дамонте, которой Бергольо послал "любовное письмо", когда им обоим было 12 лет, в котором он сказал ей, что если она не выйдет за него замуж, он станет священником. Родители девочки вмешались, чтобы положить конец их "отношениям".

Центральный сюжет фильма почти весь вымышленный. Бергольо не отправился в Италию в 2012 году, чтобы встретиться с Папой Бенедиктом в Кастель Гандольфо, чтобы попросить у него разрешения уйти на пенсию. Двое мужчин не проводили время вместе, чтобы узнать друг друга. Папа Бенедикт не предупредил кардинала Бергольо о своей отставке и не сказал ему, что он больше не считает себя подходящим для того, чтобы быть Папой, он также не сказал ему, что считает его лучшим вариантом на замену.

В дополнение к вымышленным частям фильм ссылается на реальные факты, но меняет их хронологическую последовательность: события, которые произошли после избрания Франциска, расположены так, как будто это произошло раньше. Цель сценария – уменьшить фигуру Бенедикта, превознося его преемника ещё до того, как он стал им.

"Вы очень популярны", – говорит ему Ратцингер, как будто завидует.
"Я просто пытаюсь быть собой", – смиренно отвечает ему Бергольо.
"Всякий раз, когда я пытаюсь быть собой, людям это не нравится", – отвечает Папа на покое.

Этот диалог не имеет смысла, если мы применим его к фактам. Публичные выступления Бенедикта на площади Святого Петра были гораздо популярнее, чем выступления Франциска, число посетителей за эти годы уменьшалось. "В чем хитрость его популярности?"- спрашивает Бенедикт, который, кажется, одержим быть Бергольо. Проблема в том, что до того, как он стал папой, Бергольо едва был известен в мире, не говоря уже о популярности, его даже не любили безоговорочно в Аргентине.

В другой сцене, поздним вечером, Папа Бенедикт сидит за пианино, думая о подходящем музыкальном произведении для своего гостя.
Он вдруг спрашивает: "Вы знаете "Beatles"?".
"Да, я знаю, кто они, – отвечает Бергольо. – "Элинор Ригби?".
"Кто? – спрашивает Папа Бенедикт. – Я её не знаю".

В некотором смысле, это безвредная вещь. Однако, это ложь, что Папа Бенедикт ничего не знает о поп-музыке, как подразумевается в различных случаях фильма. На самом деле, он много знает о музыке, вероятно, также из-за того, что много лет слышал её, в римских кафе. Дело в том, что ему это не нравится. Как он сказал в своем выступлении на Международном конгрессе сакральной музыки, который состоялся в Риме в ноябре 1985 года, такая музыка направлена на "разрушение границ индивидуализма и личности", "отмену повседневных барьеров" и создание иллюзии "освобождения от эго". Это не слова человека, который никогда не слышал об «Аббе» или не "знает" песню «Элинор Ригби».

Предпосылки фильма о церковной политике – вечно непростые и предсказуемые: Церковь при Бенедикте XVI "очень далека от современного мира" и это плохо, а проявленное Бергольо желание "привести Церковь в XXI век", будто бы более благородно и справедливо.

Всё в этом фильме было запланировано для продвижения повестки дня, которая не имеет ничего общего с католичеством / христианством и вместо этого всё имеет отношение к предоставлению ложного понятия свободы в общественной сфере. Слово "реформы" употребляется так, как будто их добродетель очевидна и неоспорима. "Церковь решила, что незавершённые реформы остаются нерешёнными", – обвиняет Бергольо. Ожидается, что публика согласится с этим утверждением и кивнёт головой. Но нет ничего, что могло бы привести зрителей к реальному пониманию последствий.

Всё это вода для мельницы повестки дня, которую они хотят продвигать. Папа Бенедикт обвиняет своего посетителя из Аргентины: "Вы сказали, что Церковь нарциссична", но Франциск сказал это после избрания, а не раньше. Это кажется незначительным моментом, но это демонстрирует одну из проблем фильма: безразличие к фактам. Для авторов фильма правда не имеет значения.

Фильм предполагает, что Бергольо уже был известен как человек, который критиковал руководство Церкви, когда он был архиепископом Буэнос-Айреса. "Вы были одним из моих самых жёстких критиков", – упрекает его Бенедикт. "То, как вы живёте, критично. Даже обувь" (опять обувь!). Но самое интересное в выборе Бергольо состоит в том, что он появился и никто в мире не имел ни малейшего представления о том, кто он, и те, кто его знал, считали его таким же "традиционалистом", как Ратцингер.

"Вы согласились", – обвиняет его Бенедикт.
"Нет, – говорит Бергольо, – я изменился. Это другое".
Бенедикт отвечает: "Изменение – это компромисс".
Эта фраза звучит правдоподобно в определённой области: если бы Папа Бенедикт действительно сказал эту фразу, он хотел бы донести, что Церковь, будучи вечным голосом Бога в мире, не может пойти на компромисс и принять то, что модно. В фильме эта фраза понимается как упрямое сопротивление человека, который думает, что негибкость является добродетелью, человек просто застопорился в своём взгляде на вещи. "Бог не меняется", – добавляет он, но вместо того, чтобы подчеркнуть смысл, подразумевается, что он приравнивает себя Богу.

Сценарий помещает в уста Папы Бенедикта слова, цель которых состоит не только в том, чтобы передать его убеждения или характер, но и изменить смысл истории. Папа на покое объявляет Бергольо о своём желании доверить ему "то, что я прошу сохранить в душе и никому не говорить". Затем он раскрывает ему своё намерение отказаться от папства, надеясь, что Бергольо согласится с ним. "Папы не сдаются", – говорит Бергольо. "Христос не сошёл с креста" – фраза, взятая из дневника Дороти Дэй и повторённая Иоанном Павлом II, когда его спросили, рассматривал ли он возможность уйти в отставку перед лицом всё более хрупкого состояния своего здоровья.
"Вы навредите папству навсегда", – говорит Бергольо.
"И что бы я сделал, если бы остался?". Но Бенедикт никогда не говорил этих слов! Это тенденциозные слова, цель которых – дать фальшивую картину того, что есть и что было.
"Я изо всех сил пытался сделать то, что нужно было сделать, но я проиграл", – продолжает Папа Бенедикт.
"По какой-то странной причине я теперь вижу причину выбора Бергольо. Вы правильный человек. Церковь должна измениться, и вы можете быть этим изменением. "
"Я не могу продолжать эту роль. Есть поговорка: "Бог всегда исправляет Папу, давая миру другого Папу". Считаю своим долгом. Я бы хотел увидеть своё исправление". Потом фильм показывает Папу Бенедикта, который, кажется, переживает потерю веры или "ночь Бога": "Я не чувствую присутствия Бога. Я не слышу Его голоса".

Два папы по очереди исповедуются друг другу. Бергольо говорит о своей неспособности поддержать священников во время "грязной войны" в Аргентине, во время "процесса национальной реорганизации", который последовал за приходом к власти военной хунты в 70-х годах. Папа Бенедикт пытается успокоить его, говоря о тех усилиях, которые он предпринял в то время.
Бергольо обвиняет себя: "Мой дорогой друг, где был я, где был Христос, во время этого всего? Пили чай в президентском дворце?". Позже он признает: "Я совершил раскол в Аргентине" – и это одно из немногих утверждений в устах Бергольо, которые полностью соответствуют истине.

Смысл сюжетной нити заключается в том, что, подчеркивая вину Бергольо за его неспособность противостоять диктатуре военной хунты, фильм предлагает своего рода баланс: оба папы изображены со всеми их недостатками. Но это не так: рассказ о действиях / бездействиях Бергольо во время "грязной войны" исходит из официальных данных, портрет Ратцингера / Бенедикта был в значительной степени сфабрикован.

Ниже приведена сцена, которая превосходит преступление подделки, обмана и мошенничества. Во время своей "исповеди" Бенедикт нервничает и начинает рассказывать о "грехе" из своего нераскрытого прошлого до этого момента. Когда он это делает, его голос исчезает, как будто есть помехи. Мы видим, как его губы двигаются, и мы видим встревоженное лицо Бергольо. Когда звук возвращается, кажется, что Бенедикт только что говорил о своей небрежности, когда он был префектом Конгрегации доктрины веры. Подразумевается, что он не смог действовать против мексиканского священника, основателя Легионеров Христа, Марциала Масиэля Деголладо, который сексуально надругался над детьми. Когда Папа на покое закончил говорить, Бергольо делает то, что священник никогда бы не сделал: он встаёт и упрекает кающегося, который только что освободился от своего греха.

Эта сцена, цель которой – сохранить клевету о том, что Папа Бенедикт каким-то образом сотрудничал в сокрытии сексуальных надругательств над детьми со стороны духовенства, – является ложной и серьезно клеветнической. Это Ратцингер, как префект Конгрегации вероучения, изменил канонические процедуры, чтобы можно было отстранить от должности всех священников, которые используют своё положение для злоупотребления детьми и подростками. Уже будучи Папой Римским, он изгнал из священства сотни таких людей, включая Масиэля. Фактически, именно кардинал Йозеф Ратцингер санкционировал в 2001 году расследование в свете выдвинутых против основателя Легионеров Христа обвинений. Это исследование продолжалось до 2006 года, когда Ратцингер уже был Папой Бенедиктом XVI. Его преемник, кардинал Уильям Левада, решил "учитывая как преклонный возраст отца Масиэля, так и его хрупкое здоровье", прервать канонический процесс и пригласил его к частной жизни молитвы и покаяния, "отказавшись от всякого обвинения". Папа Бенедикт одобрил это решение. Масиэль умер в 2008 году, будучи до этого самым высокопоставленным священником, наказанным за то, что его обвинили в сексуальном насилии.

В фильме нет упоминания о Хулио Грасси, священнике, который в настоящее время отбывает 15-летний тюремный срок за жестокое обращение с детьми в самом известном скандале о сексуальном насилии, совершённом духовенством в Аргентине.
Кардинал Хорхе Бергольо сделал всё возможное, чтобы защитить Грасси от светского правосудия, он даже планировал, чтобы аргентинская Епископальная конференция, председателем которой он был, поручила очень известному адвокату защиты в Аргентине "судебно-медицинское исследование", которое подтвердило бы невиновность Грасси и дискредитировало бы жертв. Во время суда Грасси похвалил кардинала Бергольо и поблагодарил его за поддержку, сказав, что "Бергольо всегда поддерживал меня". Франциск всегда отказывался принимать аргентинских жертв, подвергшихся сексуальному насилию со стороны духовенства.

Это мог бы быть хороший фильм. И весёлый. Я мог бы начать со сцены, основанной на истории – может быть, апокрифической, может быть, нет, но не более причудливой, чем 90% фильма, – которая циркулировала в промежутке между объявлением об отставке Бенедикта XVI и избранием его преемника, тем самым разрушая идею, будто бы Папа Бенедикт не имеет чувства юмора.
Как сообщается, Папа давал интервью журналисту, и они говорили о том, что последует за избранием нового Папы. Журналист был одержим конклавом и присущей ему политикой. Папа нетерпеливо прервал его, чтобы перенаправить разговор.
"Конечно, – сказал он, – именно Святой Дух выбирает Папу". Говорят, он сделал короткую паузу, прежде чем продолжить: "и Святой Дух, только в редких случаях, ошибается".
Источник: https://www.firstthings.com/web-exclusives/2019/12/two-popes-too-many-untruths

Также отзывы дали епископ Роберт Баррон (написал) и епископ Хосе Игнасио Мунилья (озвучил):

«Фильм по праву должен называться «Один папа», поскольку в нём представлен довольно нюансированный, текстурированный и отзывчивый портрет Хорхе Марио Бергольо (папа Франциск) и полная карикатура на Йозефа Ратцингера (Папа Бенедикт XVI). Этот дисбаланс смертельно подрывает фильм, цель которого, кажется, состоит в том, чтобы показать, что старый, сварливый, законнический Бенедикт находит свои духовные ориентиры через служение дружелюбного, дальновидного Франциска. Но такая траектория в конечном итоге наносит ущерб обеим фигурам и превращает то, что могло бы быть чрезвычайно интересным исследованием персонажей, в предсказуемую и утомительную апологию предпочитаемой режиссером версии католичества», – пишет монс. Баррон.

Епископ из США указывает на несоответствие фильма реальности:

– кардинал Ратцингер не боролся изо всех сил за избрание Папой, он собирался наконец получить разрешение на отставку (предыдущие прошения были отклонены) и вернуться на родину.

– «даже хулители Йозефа Ратцингера признают, что «Ротвейлер Бога» на самом деле неизменно добр, мягок и мягок в своих отношениях с другими» и сцена с резкой критикой Бергольо при прогулке в Ватиканских садах абсолютно вымышлена и невозможна,

– «то, что одному из самых умных и духовно настороженных католиков последних ста лет потребуется вмешательство кардинала Бергольо, чтобы услышать голос Бога – за пределами абсурда.
С самого начала своей карьеры Ратцингер / Бенедикт XVI создал одни из наиболее духовно ярких богословских трудов в великой традиции. Что он к 2012 году устал, был физически болен, и чувствовал себя неспособным управлять великим аппаратом Католической Церкви – да, конечно. Но что он был духовно потерян – ни за что».
Источник: https://www.wordonfire.org/resources/article/the-one-pope/26140/

Ещё один епископ раскритиковал "Двух пап": монс. Хосе Игнасио Мунилья, ординарий испанской епархии Сан-Себастьян. По ссылке аудиозапись его выступления: , вот другой вариант: https://youtu.be/96Rw-R4Mc1Q
Текстовая версия лишь отрывочная, на испанском языке: https://www.aciprensa.com/noticias/obispo-munilla-califica-de-muy-injusta-la-pelicula-de-netflix-los-dos-papas-93144

Вкратце: фильм манипулирует нами, его создатели оказали Франциску медвежью услугу (судя по реакции публики, епископ ошибается).
«Да, есть две Церкви, но они не консервативные или прогрессивные, правые или левые, а Церковь, которая проповедует, и Церковь, которая является мирской», – говорит епископ из Страны басков.
Также он спрашивает, что было бы хорошей альтернативой подписке на Netflix и перечисляет Радио Мария, Caritas и некоторые другие церковные благотворительные организации.

"

Скачать книгу «Насколько достоверен фильм «Два папы» про Бенедикта XVI и Франциска? » — Яндекс Кью» fb2

Коментарии