13 правдивых фактов об экранизации романа Убить пересмешника

13 правдивых фактов об экранизации романа Убить пересмешника

13 правдивых фактов об экранизации романа Убить пересмешника"

o-o.jpeg

Иллюстрация: YouTube

Автор: Эрик Д. Снайдер (Eric D Snider)

Научно доказан факт, что каким бы потрясающим ни был ваш отец, он не такой потрясающий, как Аттикус Финч. (Любой действительно потрясающий отец немедленно с этим согласится). Миллионы людей влюбились в образ отца из романа Харпер Ли Убить пересмешника , опубликованного в июле 1960 года. И миллионы полюбили его еще сильнее после экранизации, вышедшей на экраны в Рождество 1962 года. Картина режиссера Роберта Маллигана моментально стала классикой, одним из самых любимых и обнадеживающих фильмов в Америке. И чтобы еще укрепить эту любовь, вот вам целый шкаф фактов о "Пересмешнике".

1. РОК ХАДСОН ЧУТЬ НЕ СЫГРАЛ АТТИКУСА ФИНЧА

Компания "Universal Pictures" предложила роль Аттикуса Року Хадсону, когда проекту дали зеленый свет, и актер был готов дать согласие. Однако все было приостановлено, потому что Алан Дж. Пакула захотел в свой фильм еще более знаменитую звезду – Грегори Пека. Ответ "Universal" сводился к следующему: "Конечно! Если ты сможешь заполучить Грегори Пека, мы не только не будем возражать, мы даже профинансируем фильм!" Так и случилось. Прости, Рок.

2. ХАРПЕР ЛИ ГОРЯЧО ПОДДЕРЖАЛА ИДЕЮ ЭКРАНИЗАЦИИ, НО НЕ БЫЛА ЗАИНТЕРЕСОВАНА В ТОМ, ЧТОБЫ САМОЙ НАПИСАТЬ СЦЕНАРИЙ

Автор романа прославилась своим затворническим образом жизни (а также тем, что не написала больше ни одной книги, пока в этом году не вышел роман "Пойди, поставь сторожа"), но она была очень довольна тем, что побывала на съемочной площадке во время работы над фильмом, и восторженно отзывалась о радушном приеме, оказанном ей в Голливуде. Но несколько раньше, когда продюсеры предложили ей адаптировать свою книгу для экранизации, она вежливо отказалась. У Ли не было опыта работы со сценариями, она была занята работой над новой книгой (которую так и не закончила), и она не возражала бы, если бы кто-нибудь другой взял на себя задачу переработать роман для большого экрана. За эту работу взялся южанин Хортон Фут, и Ли одобрила ее результат.

3. ГРЕГОРИ ПЕК ХОТЕЛ ПОМЕНЯТЬ НАЗВАНИЕ

Он был не единственным, кто полагал, что слова "убить пересмешника" не отражают в точности содержание этой истории. Однако он был самым влиятельным среди них и ратовал за смену названия еще до того, как прочитал сценарий. Литературный агент Ли Энни Лори Уильямс гневно отвергла это предложение и написала издателю (который, естественно, хотел сохранить прежнее название), убеждая его в том, что Пек "подписал контракт на роль Аттикуса, но это не дает ему права принимать решение по поводу названия". Маллиган и Пакула публично объявили, что название останется неизменным, и Пек больше не возвращался к этому вопросу.

4. ОКАЗАЛОСЬ НЕВОЗМОЖНО ВЕСТИ НАТУРАЛЬНЫЕ СЪЕМКИ, ПОСКОЛЬКУ РЕАЛЬНЫЙ ГОРОД БЫЛ МОДЕРНИЗИРОВАН

Ли написала о вымышленном городе Мэйкомбе в штате Алабама, однако в качестве основы использовала опыт своего детства в Монровилле (Алабама) во время Депрессии. Ее отец-адвокат выступал в суде защитником (безуспешно) двух чернокожих мужчин, обвиненных в изнасиловании. Пек, Пакула и маленькая группа кинематографистов посетили Монровилль, чтобы произвести разведку на местности и оценить, сможет ли город послужить декорациями для фильма. Они нашли его таким очаровательным, как и надеялись, однако практически лишенным сходства с тем, каким он был 30 лет назад. Для съемочной группы это стало печальным открытием, но местные могли считать это добрым знаком. (Представьте, как было бы грустно, если бы город в 1961 году выглядел так же, как в разгар Депрессии).

5. ВО ВРЕМЯ СЪЕМОК УДАЛОСЬ СЭКОНОМИТЬ ДЕНЬГИ, ВЕРНУВ К ЖИЗНИ НАСТОЯЩИЕ ДОМА

Когда натуральные съемки оказались невозможны, встал вопрос о том, как можно с минимальными затратами воссоздать алабамский городок времен Депрессии на съемочных площадках "Universal". Понимая, что старые дома Монровилля по стилю походили на коттеджи начала XX века, быстро исчезавшие с территории Лос-Анджелеса, художники проекта Генри Бамстед и Александр Голитзен присматривались к непригодным для проживания домам, которые можно было бы использовать в фильме. Они подобрали с десяток домов, предназначенных на снос, близ Чавез Равин (где как раз заканчивали строительство стадиона "Доджер"), и всего за 5 000 $ каркасы домов доставили в "Universal". Целая улица возникла из этих домов, к каждому из которых добавили подходящее крыльцо, ставни и тому подобное – и все это обошлось в четверть суммы, которую пришлось бы затратить для того, чтобы начать съемки с самого начала.

6. ЗАЛ СУДА В ФИЛЬМЕ ПОЛНОСТЬЮ ПОВТОРЯЛ ЗАЛ СУДА В РОДНОМ ГОРОДЕ ХАРПЕР ЛИ

Дабы внести еще крупицу достоверности, которую почти никто не заметил, художники картины воспроизвели зал судебных заседаний из детства Ли, воспользовавшись фотографиями и замерами, которые они сделали во время визита в Монровилль. (И, как и положено, здание суда Монровилля сейчас является музеем, посвященным роману и его экранизации).

7. АКТЕР ДЖЕЙМС АНДЕРСОН, ИСПОЛНИВШИЙ РОЛЬ ПРОТИВНОГО СТАРОГО БОБА ЮЭЛА, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО БЫЛ ДОВОЛЬНО ПРОТИВНЫМ

Или же он просто вел себя так на съемочной площадке, руководствуясь какой-нибудь актерской методикой вроде системы Станиславского. Он никак не мог поладить с Броком Питерсом (игравшим Тома Робинсона) и вообще не разговаривал с Пеком, настаивая на контактах исключительно через Маллигана, их режиссера. В кульминационной драке с Джимом Финчем Андерсон так сильно дернул юного Филлипа Элфорда за волосы, что вырвал его из кадра.

8. ЕСТЬ ПРИЧИНА, ПО КОТОРОЙ ФИЛЬМ СФОКУСОРОВАН НА АТТИКУСЕ БОЛЬШЕ, ЧЕМ КНИГА, И ИМЯ ЭТОЙ ПРИЧИНЫ – ГРЕГОРИ ПЕК

Ознакомившись с черновым вариантом картины летом 1962 года, Пек отправил своему агенту и руководству компании "Universal" перечень из 44 пунктов, которые вызвали его недовольство. Свести его можно к основной проблеме: у детей было очень много экранного времени, чего нельзя было сказать об Аттикусе. "У Аттикуса просто нет возможности продемонстрировать свою смелость или силу", - написал Пек. В следующем обращении он заявил: "По моему мнению, фильм только выиграет, если развернуть линию Аттикуса, а детские сцены вырезать для соразмерности". В "Universal" хотели видеть звезду счастливой, однако в контрактах Маллигана и Пакулы было обозначено их право на финальный монтаж. И все же они внесли некоторые изменения в угоду Пеку, удалив несколько сцен с детьми в его интересах. В результате суд занимает 30 % экранного времени, тогда как в книге ему отведено только 15 %.

9. АКТРИСА, ОЗВУЧИВАВШАЯ РАССКАЗЧИКА, СДЕЛАЛА ЭТО В ПОРЯДКЕ ОДОЛЖЕНИЯ СЦЕНАРИСТУ

Ким Стэнли, имя которой не указано в титрах, была успешной актрисой, работавшей в театре с Хортоном Футом. Из симпатии к нему, она и подарила рассказчику свой голос, подобный патоке.

10. ХАРПЕР ЛИ НЕ БЫЛА В ВОСТОРГЕ ОТ ГРЕГОРИ ПЕКА, ПОКА НЕ УВИДЕЛА ЕГО В КОСТЮМЕ

Актер как-то был в гостях у Ли и ее отца (роль которого он должен был исполнить) в Монровилле, и оба они – отец и дочь – посчитали его приятным парнем. Но Харпер не была уверена, что он именно тот, кто нужен для этой роли, пока не увидела его в Голливуде во время примерки костюма. "Я бросила на него мимолетный взгляд, когда он выходил из костюмерной, переодетый в Аттикуса, - рассказывала она в интервью спустя пару лет. – Эта было самое удивительное перевоплощение, которое мне доводилось видеть. Мне навстречу вышел мужчина средних лет. Он казался крупнее, полнее в талии. На нем совсем не было грима, только костюм фасона 1933 года с воротничком, жилетка и часы на цепочке. В ту же минуту я поняла, что все будет отлично, потому что это и был Аттикус".

Мэри Бэдам, сыгравшая Глазастика, вспоминала, как однажды, отыграв сцену, Пек заметил слезы на глазах Ли, которая стояла в стороне. Пек подошел в ней, полагая, что она была тронула его игрой. Но дело было в другом: "Ах, Грегори!, - сказала она. – У тебя небольшой животик, совсем как у моего папы!" На что Пек ответил: "Все дело в хорошей актерской игре, милая".

11. МЭРИ БЭДАМ УСТАНОВИЛА ОСКАРОВСКИЙ РЕКОРД

Бэдам было 10 лет и 141 день в тот вечер, когда она была номинирована на Оскар за лучшую женскую роль второго плана. В то время она была самой юной номинанткой в этой категории. (Любопытно, что она проиграла другой юной актрисе – 16-летняя Пэтти Дьюк завоевала "Оскар" за роль в фильме "Сотворившая чудо"). Бэдам до сих пор занимает второе место среди самых молодых номинантов за женскую роль второго плана после Татум О'Нил, которая была на 35 дней младше, когда ее выдвинули на "Оскар" (который она и выиграла) за роль в фильме "Бумажная луна" в 1974 году.

12. А ЕЩЕ МЭРИ БЭДАМ ЗАТЯГИВАЛА ПРОИЗВОДСТВО ФИЛЬМА

Бэдам, которой во время съемок было всего 9 лет, никогда не играла профессионально, тем более в полнометражном голливудском фильме. Понятно, что она была очень взволнована этим новым опытом – настолько, что не желала его завершения. Последняя сцена, которую нужно было снять, разворачивалась перед зданием тюрьмы: это был эпизод, в котором появление детей срывает нападение линчевателей. Стараясь продлить счастливое время съемок, Бэдам целенаправленно путала слова своей роли, пока наконец мать не велела ей прекратить и вести себя профессионально.

13. ВНУК ГРЕГОРИ ПЕКА НАЗВАН В ЧЕСТЬ ХАРПЕР ЛИ

Хотя зачастую превращение книги в фильм приносит лишь горечь и разочарование автору, "Убить пересмешником" – исключение из правил. Ли понравился сценарий, равно как и сама картина, ее дружба с Пеком длилась всю жизнь. В 1999 году дочь Пека, Сесилия, назвала своего сына Харпер в честь женщины, которая подарила ее отцу лучшую роль в его актерской карьере.

"

Скачать книгу «13 правдивых фактов об экранизации романа Убить пересмешника» fb2

Коментарии