Тело Дженнифер»: профеминистский фильм,. РФО «ОНА»

Тело Дженнифер»: профеминистский фильм,. РФО «ОНА»

«Тело Дженнифер»: профеминистский фильм, испорченный маркетологами

image

В далёком уже 2009 году на экраны вышла картина «Тело Дженнифер». Это фильм, который можно определить как феминистский хоррор с элементами комедии. Он был снят женщинами и для женщин. Режиссёркой выступила Карин Кусама, сценарий написала Диабло Коди, получившая до этого премию «Оскар» за фильм «Джуно» (благодаря чему при работе над «Телом Дженнифер» ей единственный раз в карьере дали полную творческую свободу). Главные роли исполнили Меган Фокс и Аманда Сейфрид.

У ленты трагическая судьба. Когда она только вышла в 2009, то была непонята, получила неважные отзывы. Всё потому, что маркетологи просто убили продвижение фильма, выстроив неправильную рекламную кампанию. Они зачем-то ориентировали картину, проникнутую профеминистскими мотивами и снятую для женщин, на молодую мужскую аудиторию, делая при этом акцент на сексуализации Меган Фокс. Это полностью противоречило задумке сценаристки и режиссёрки, но они ничего не могли поделать. В итоге нужная целевая аудитория на фильм не пошла, а те, на кого ориентировались рекламщики, картину не оценили. Кроме того, перед выходом этой ленты Меган Фокс рассказала о неподобающем поведении Майкла Бэя во время съёмок «Трансформеров», за что её в ответ начали травить киношники и пресса, в итоге фактически разрушив карьеру актрисы. Также сказалось то, что после «Трансформеров» Меган воспринимали как глупенькую и бесталанную красавицу, которую трудно ассоциировать с чем-то серьёзным и глубоким, как этакий стереотипный «секс-символ».

В итоге «Тело Дженнифер» стало сексуализированным телом Меган Фокс, хотя авторки вкладывали в название иной смысл. И лишь спустя десятилетие, когда началась эпоха Me Too, критики и общественность снова вспомнили об этом фильме и оценили его уже по достоинству. К настоящему моменту лента обрела культовый статус в определённых кругах.

Сюжет повествует о двух школьницах из маленького провинциального городка: типичной красавице-чирлидирше Дженнифер и ботанке в очках Ниди (имя говорящее — его можно перевести как «нуждающаяся»). Они очень разные, но стали лучшими подругами. Это выглядит странно, поэтому одна из одноклассниц даже подозревает, что у них лесбийские отношения, хотя это не так. Ниди нуждается в Дженнифер, слушает её во всём, принимает её интересы в качестве собственных.

image

В какой-то момент они идут на концерт мужской рок-группы, приехавшей из большого города. Дженнифер обожает солиста и мечтает влюбить его в себя. Во время концерта в баре внезапно начинается пожар, гибнут люди. Дженнифер, Ниди и участники группы спасаются. Рокеры увозят Дженнифер с собой в машине, пользуясь её не очень адекватным состоянием. В лесу они, думая, что она девственница, совершают сатанинский ритуал, чтобы при помощи «высших сил» стать известными. Солист убивает Дженнифер, но она каким-то чудом выживает. А из-за того, что девственницей она в действительности не была, ритуал не срабатывает, и в неё вселяется демон. После этого весь фильм мы наблюдаем за тем, как Дженнифер, ставшая кем-то вроде зомби, убивает разных парней, поедая их плоть, чтобы «зарядиться».

Сценаристка Диабло Коди очень хотела сделать ужастик о девушках-подростках. Она сознательно исследовала в этом фильме такие темы, как отношения между женщинами, перешедшие во взаимную ненависть, сексуальность, гибель невинности и разные политические вопросы. Всё это зрители и критики в 2009 году практически не считали, решив, что перед ними очередной глуповатый хоррор с симпатичной актрисой в главной роли. Попробуем углубиться в некоторые ключевые темы.

Главная метафора, вокруг которой построен весь сюжет, — это ритуал, совершённый над Дженнифер. Сейчас кажется очевидным, что авторки подразумевали под этой сценой акт изнасилования молодой девственницы. После этого мы наблюдает прохождение через боль и жёсткую месть главной героини в адрес культуры мужского насилия. Скажем, в качестве второй жертвы она выбирает парня, который является спортивной знаменитостью школы. Он только что потерял друга в пожаре, но практически забывает про него, откликнувшись на флирт Дженнифер, за что платит самую высокую цену.

Другая сквозная тема — женская дружба. Авторки показывают, как патриархат подрывает и разрушает её. Мы видим девушек, отыгрывающих типичные для американских фильмов о школьницах социальные роли, но при этом обретших крепкую дружбу. Однако патриархат и окружающие мужчины подтачивают их взаимоотношения. Феминного мальчика Дженнифер убивает фактически потому, что он был симпатичен Ниди. Затем главная героиня добирается и до бойфренда своей подруги. В конце именно Ниди вынуждена будет остановить Дженнифер и убить её. Но, подцепив от неё частичку «демонического вируса», в самом конце она отправляется на поиски той самой рок-группы и жестоко мстит насильникам за свою лучшую подругу — противостояние с трансформированной Дженнифер не перечеркнуло всех чувств, которые были прежде. Ниди, таким образом, оказывается необычной для хорроров «последней выжившей».

image

Именно из уст Дженнифер в исполнении Фокс мы слышим профеминистские фразы. Например, в одной из сцен она отвечает Ниди, что «миф о ПМС» придумали мужчины, чтобы приписывать женщинам неадекватное поведение. В какой-то момент главная героиня начинает целовать свою подругу, а та отвечает взаимностью, но быстро «приходит в себя» (данную сцену показывали в трейлере, и её любят мерзко смаковать зрители-мужчины, привыкшие фетишизировать однополую сексуальность женщин). Это намёк на бисексуальность и любовь между женщинами, которой мешают окружающие парни. В конце Дженнифер стремится убить уже саму Ниди. Та удивляется, ведь главная героиня питается только мужской плотью. На это Дженнифер отвечает, что может в обе стороны (ещё один намёк на бисексуальность).

Фильм в целом посвящён проблеме мизогинии и тому, каково быть девочкой-тинейджеркой в современном обществе. Он про то, как школьницы взаимодействуют друг с другом, про ожидания, которые навязывают им со стороны, по образы и идеалы внешнего вида, которые продвигают в медиа, про то, как у девочек-подростков отнимают внутреннюю силу. Меган Фокс сказала позднее, что её персонажка в картине — это такой архетип «внутренней дикой женщины» или даже «внутренней дикой ведьмы», если точнее. Речь идёт о важном образе, который разрабатывался в таком ключе уже во времена рождения второй волны западного феминизма.

В ленте можно обнаружить ещё много интересных моментов. Вспоминается, к примеру, эпизод в школе, когда учитель сообщает, что рок-группа обещает перечислять 3% от доходов с нового сингла в поддержку родственников тех, кто погибли при пожаре во время их концерта. Ниди саркастично спрашивает, куда же пойдут остальные 97%. Её одноклассница начинает защищать поступок музыкантов и говорит, что эти парни — герои, потому что вытаскивали пострадавших из огня. Ниди в ответ сообщает, что была не месте трагедии и что никого они не вытаскивали. Здесь обыгрывается проблема «благотворительности» и вера на слово мужчинам, даже когда есть женщина-свидетельница, которая опровергает их слова.

Можно долго разбирать фильм по косточкам. Лучше просто посмотреть или пересмотреть его в 2021 году свежим взглядом. Это профеминистское произведение, которое многие из нас долгое время не замечали и не считали таковым. Пусть картина не выдающаяся, пусть в ней есть вещи, которые можно оценить в наши дни как проблемные, но она заслуживает определённого внимания. Кроме того, профеминистские мотивы поданы в ней не нарочито в лоб, как это порой делают сегодня под влиянием духа времени, а более тонко: если не углубляться и не анализировать художественные приёмы, то фильм действительно можно посчитать всего лишь поверхностным подростковым хоррором.

Если вам понравился этот пост,
поддержите нас регулярными донатами
или сделайте разовое пожертвование.

Подпишитесь на наш сайт в Tumblr!


Любые уникальные материалы,
опубликованные на сайте РФО «ОНА»,
доступны на условиях лицензии
Creative Commons 4.0

"

Скачать книгу «Тело Дженнифер»: профеминистский фильм,. РФО «ОНА»» fb2

Коментарии