Как Дэвид Линч определяет 90-ые в фильме «Шоссе в никуда» — CINEMANIA — Интересные факты о кино

Как Дэвид Линч определяет 90-ые в фильме «Шоссе в никуда» — CINEMANIA — Интересные факты о кино

CINEMANIA — Интересные факты о кино

Как Дэвид Линч определяет 90-ые в фильме «Шоссе в никуда»

Шоссе в никуда, Дэвид Линч 1997

В конце статьи можно наткнуться на спойлеры с объяснением концовки фильма «Шоссе в никуда» Дэвида Линча.

«Дамы и господа, прямо из дома у дороги в Твин Пиксе, США, мисс Джули Круз!». Так Эндрю Дайс Клей, одетый в кожаную куртку, золотую цепь и дурацкую кожаную шляпу, представил первую музыкальную гостью в своем единственном эпизоде в качестве ведущего Saturday Night Live. Контекст делает это чуть менее лихорадочным сном: первоначальный музыкальный гость, Синеад О’Коннор, отказалась от участия в шоу в знак протеста против противоречивого, женоненавистнического комика, с которым ей предстояло делить счет. В поисках кого-нибудь, кто мог бы заменить ее в короткие сроки, продюсерам удалось уговорить Круза спеть «Falling», тематическую песню для нового горячего шоу года: причудливой, завораживающей тайны убийства в маленьком городке Америки под названием «Твин Пикс». Прошло еще семь лет, пока один из создателей сериала, Дэвид Линч, не снял «Lost Highway», тем не менее, тот сюрреалистический момент на SNL важен для понимания фильма в контексте карьеры Линча.

Больше интересных фактов о фильмах у нас в группе.

Подписывайтесь!

Дэвид Линч помог определить 90-е годы. Это не ретроактивный взгляд, как, например, когда людям потребовались годы, чтобы увидеть в фильмах Дугласа Сирка нечто большее, чем плаксивые бабские фильмы. Влияние Линча на культуру было очевидно с самого начала десятилетия, сам «Твин Пикс» стал настоящим феноменом. Зрителей привлек первый сезон и его сочетание сочных визуальных образов, очаровательной причудливости и преследующего сюрреализма. Он оказал огромное влияние, как в краткосрочной (Northern Exposure, Picket Fences), так и в долгосрочной перспективе (практически все престижные телешоу, начиная с конца 90-х годов).

Помимо «Твин Пикс», влияние Линча на кино 90-х годов невозможно переоценить. Братья Коэны взяли часть символики «Головы-ластика» для «Бартона Финка», а часть необычного регионального шарма «Твин Пикса» для «Фарго». Квентин Тарантино, сочетающий ретро-стиль и гротескное насилие в таких фильмах, как «Бешенные псы» и «Криминальное чтиво», несомненно, обязан «Синему бархату» (хотя позже он сказал, что после просмотра «Твин Пикса» Линч «засунул голову себе в задницу»). «Голова-ластика» оказал очевидное влияние на «Пи», микробюджетный черно-белый дебют Даррена Аронофски. А «Синий бархат» положил начало увлечению 90-х годов темной стороной пригорода, которое идеально подытожил кадр с извивающимися, шипящими жуками под поверхностью чистого зеленого газона.

Но хотя Линч снимал фильмы на протяжении 90-х годов, «Шоссе в никуда» — единственный фильм (не считая сопутствующего «Твин Пиксу» «Твин Пикс: Сквозь огонь»), который ощущается как снятый в 90-е годы. В то время как в предыдущее десятилетие Линч снимал фильмы «Человек-слон» и «Дюна», посвященные викторианскому Лондону и космосу, его работы 90-х годов, от «Диких сердцем» до «Простая истории», существуют в привычном для Линча мире грез под влиянием 50-х годов. Хотя это, безусловно, присутствует в «Шоссе в никуда» — это относится к нео-нуару — он кажется необычно современным для Линча, начиная с обстановки, музыки и заканчивая подтекстом. Это был не последний фильм, снятый им в том десятилетии, но, тем не менее, «Шоссе в никуда» можно рассматривать как прощание Линча с десятилетием, культурный ландшафт которого он помог сформировать.

Шоссе в никуда (1998), Дэвид Линч

Если Твин Пикс, штат Вашингтон, иногда казался городом, застывшим во времени, а «Дикие сердцем» были пустынной галлюцинацией, проскальзывающей то в 50-е, то в 60-е годы, то Лос-Анджелес из «Затерянного шоссе» — это узнаваемый Лос-Анджелес 1997 года. Дом Фреда (Билл Пуллман) и Рене (Патриция Аркетт) — это просторный, безвкусный современный дом, в котором всегда живут представители высшего среднего класса в фильмах 90-х годов. Многочисленные сюжетные моменты вращаются вокруг технологий — VHS-кассет, видеокамер, мобильных телефонов, которые только-только перекочевали из гигантского кирпичного дизайна, — которые относят фильм к вполне определенному моменту времени. А друг Фреда, Энди (Майкл Масси), — это тот самый придурок, который, как лишайник, рос на стенах домашних вечеринок в Лос-Анджелесе в 90-е годы.

В 90-е годы было много нео-нуарных фильмов, кинотеатры были заполнены беспомощными глупцами, жестокими киллерами и роковыми женщинами, такими же, как те, что населяют «Шоссе в никуда». (На самом деле, «Синий бархат» оказал огромное влияние на многие из них). Действие многих из этих фильмов происходило в Лос-Анджелесе, и многие из них выглядели очень похоже на более «нормальные» сцены в «Затерянном шоссе». Но вместо того, чтобы сделать фильм устаревшим, это только усиливает контраст между типичными элементами жанра и пьянящим сюрреалистическим ужасом Линча.

Возьмем, к примеру, сцену на домашней вечеринке Энди, где красивые люди пьют и болтают, а на заднем плане играет лаунж-трип-хоп. Это могла бы быть сцена из любого нео-нуара, эротического триллера или остросюжетной криминальной драмы 90-х годов, по крайней мере, до появления Загадочного человека (Роберт Блейк). Когда он приближается к Фреду, музыка стихает, как будто его окружает конус тишины. У него немигающие глаза, улыбающиеся черные губы и нет бровей. Он говорит вежливо, но угроза сквозит в каждом слове. К тому времени, когда он просит Фреда позвонить ему домой, чтобы доказать, что он находится в двух местах одновременно, мы покидаем мир нео-нуара и попадаем в царство кошмаров. Музыка стихает, когда он уходит, но его присутствие остается до конца фильма.

Шоссе в никуда (1998), Дэвид Линч

Если говорить о музыке, то саундтрек фильма «Шоссе в никуда» прочно помещает его в 90-е годы. Партитуры Анджело Бадаламенти всегда баловались диссонансами, но с дополнительным контролем Трента Резнора (известного как Nine Inch Nails) саундтрек фильма стал самым холодным и шумным для фильмов Линча со времен «Головы-ластика». Дробные, скребущие фрагменты, которые играют во время просмотра Фредом загадочных видеокассет, могли бы быть интерлюдиями из «Спирали вниз», а остальная часть саундтрека дополнена песнями Nine Inch Nails, Rammstein и (к сожалению) Мэрилина Мэнсона. Определяющей песней фильма является не какая-то кипящая джазовая мелодия или рокабилли, а пульсирующая, скрежещущая песня Дэвида Боуи «I’m Deranged». Она могла появиться только в конце 90-х, но отлично подходит для начальных (и заключительных) сцен этого темного шоссе, погружающегося во тьму.

Линч всегда неохотно раскрывал, о чем его фильмы, и это понятно. Его фильмы работают на такой странной, сновидческой волне, что любая попытка логически объяснить их удешевляет все предприятие. Однако, когда речь заходит о «Шоссе в никуда», он высказывает соображения, которые можно использовать для интерпретации фильма. В своей книге «Ловля крупной рыбы» Линч говорит, что «Затерянное шоссе» изображает «психогенную фугу», вдохновленную одним из определяющих моментов 90-х годов — судебным процессом над О. Джей Симпсоном. «Что меня поразило… так это то, что О. Джей Симпсон был способен улыбаться и смеяться», — пишет Линч. «Он мог играть в гольф и, казалось, не испытывал особых проблем по поводу всего этого. Мне было интересно, как, если человек совершает такие поступки, он может продолжать жить». Так Линч пришел к концепции фуги, когда «разум обманывает себя, чтобы избежать какого-то ужаса».

Таким образом, мы получаем самую распространенную интерпретацию фильма. Объяснение концовки «Шоссе в никуда»: Фред — не невинный муж, которого мучают причудливые видеозаписи и страшные сны. Он точно не Пит Дейтон (Бальтазар Гетти), который занимает свое место в повествовании по мере того, как фильм превращается в причудливую нуарную версию самого себя. Он — человек, убивший свою жену и другого мужчину, с которым она спала, и рассказывающий себе истории, чтобы успокоить свою совесть. Он не измученный саксофонист, а молодой, широкоглазый козел отпущения. Его жена — не кроткая, замкнутая брюнетка, а знойная, двуличная блондинка по имени Элис Уэйкфилд (также сыгранная Аркеттом). Мужчина, с которым она изменяет, Дик Лоран/мистер Эдди (Роберт Лоджиа), ужасающий бандит, напоминающий Фрэнка Бута — определенно не тот, кого люди могли бы пропустить. Это извилистая психосексуальная история, призванная скрыть тревожную и банальную правду. Когда убивают женщину, в девяти случаях из десяти виновником оказывается ее муж — не таинственный человек, не альтер-эго, не фантом, придуманный виновным умом или мощной командой защиты, а ее муж.

Шоссе в никуда (1998), Дэвид Линч

После выхода, фильм был встречен в основном растерянным пожатием плеч, и даже сегодня его часто рассматривают как фильм Линча среднего уровня. Линч больше никогда не будет так прямо обращаться к современности в своих работах: «Простая история» был обезоруживающе милой и прямолинейной одой средней Америке, после чего он вернулся к своим причудливым, вневременным снам. «Шоссе в никуда» — редкий фильм Линча, который чувствует свое время.

"

Скачать книгу «Как Дэвид Линч определяет 90-ые в фильме «Шоссе в никуда» — CINEMANIA — Интересные факты о кино» fb2

Коментарии