Жан-Люк Годар: девять фактов о режиссере, изменившем кинематограф - BBC News Русская служба

Жан-Люк Годар: девять фактов о режиссере, изменившем кинематограф - BBC News Русская служба

Жан-Люк Годар: девять фактов о режиссере, изменившем кинематограф

Годар на площадке

Франко-швейцарский режиссер прославился в конце 1950-х годов в качестве одной из основных фигур французской "Новой волны".

Карьера Годара продолжалась более полувека, на его счету десятки фильмов. Вот, что нужно знать о культовом режиссере.

  • Умер французский режиссер, классик "новой волны" Жан-Люк Годар
  • "Дзига Вертов" и маоизм: как бунтарь "новой волны" Годар стал политическим агитатором

1. "Девушка и пистолет - все, что нужно для кино"

Это свое изречение Годар воплотил в своем дебютном фильме "На последнем дыхании".

Девушка, Патриция, в отношениях с мелким преступником Мишелем, который вынужден скрываться, потому что застрелил полицейского. Патриция предает Мишеля - и полиция убивает его на улице.

"На последнем дыхании" по сюжету похож на криминальную драму, но как и во многих других работах Годара, сюжет здесь только предлог для режиссера, чья истинная цель - показать разные стороны культуры, экспериментировать с образом и изучать природу самого кино.

"На последнем дыхании" был обласкан критиками, стал хитом и немало собрал в прокате, несмотря на скромный бюджет.

С выхода фильма прошло 60 лет, но и сегодня его энергия поражает. "На последнем дыхании" по праву считается киноклассикой.

2. Он нарушал общепринятые правила

Одним из самых радикальных приемов, которые Годар применил в прославившем его фильме, был так называемый джамп-кат.

Это вид монтажной склейки, при котором могут монтироваться два почти не различающихся, или вовсе одинаковых кадра.

До и после дебюта Годара режиссеры стремились к плавному монтажу, который создавал иллюзию хронологического единства. Внутрикадровый монтаж Годара создавал ощущение "скачка" вперед во времени.

Два соседних кадра в фильме

Такой монтаж раздражал, чего Годар безусловно и хотел добиться. Однако он привлекал внимание зрителя. Многие считали, что он отражает настроение Мишеля, которому скучно, и заставляет публику задуматься о природе кино.

На протяжении всей своей карьеры Годар изучал киноязык и свободно играл с ним.

3. Он переписывал сценарий

Годар внес и другие инновации в процесс съемки.

Фильм "На последнем дыхании" снимался вне студии, на ручные камеры, а Годар писал сценарий каждый день, давая реплики актерам прямо на площадке.

Это тоже было новым приемом: крупные киностудии полагались на заранее написанные и утвержденные сценарии, большие съемочные группы и детальную раскадровку.

Годар на схемках

Этот прием Годара придал его дебютному фильму атмосферу спонтанности и "документальности".

Режиссер часто им пользовался, что приводило в исступление актеров, приезжавших на площадку, не зная, какими будут их реплики.

Годар и его коллеги по "Новой волне" верили в авторское видение в кино - а сочинение фильма буквально во время съемок давало автору наибольшую степень контроля над процессом.

4. Он был большим синефилом

Годар мог быть борцом с общепринятыми правилами, но его мотивировали глубокое знание и большая любовь к кино.

До того как стать режиссером, Годар постоянно смотрел кино - часто он по нескольку раз за день пересматривал один и тот же фильм в клубах, которые посещал вместе с другими будущими деятелями "Новой волны".

Как и многие другие фигуры своего времени, он начинал как критик - и даже ведя кинематограф в будущее, он не мог не оглядываться на прошлое.

5. Он не прекращал инновации

Одного фильма "На последнем дыхании" хватило бы, чтобы обеспечить Годару место в истории, но он показал себя весьма плодовитым режиссером. В базе данных IMDB упоминается более 100 его работ, в том числе короткометражные и документальные фильмы, сериалы и более 40 полнометражных лент.

Большую часть самых известных своих работ Годар снял в 1960-е.

Это такие фильмы, как "Женщина есть женщина", который он сам называл "неореалистическим мюзиклюм", вышедшая в 1965 году научно-фантастическая антиутопия "Альфавилль", драма 1967 года "Уикенд", где сжигают английскую поэтессу Эмили Бронте.

Годар и Брижитт Бардо,

После "Уикенда" Годар ударился в политический радикализм и снял ряд картин на тему марксизма, кульминацией которого считается "Все в порядке" 1972 года.

В последующие десятилетия карьеры Годар перекладывал на современный лад библейскую историю непорочного зачатия ("Приветствую тебя, Мария"), вызвав критику со стороны папы Иоанна Павла II, неудачно пытался нанять актером Ричарда Никсона ("Король Лир", 1987 год) и снял свою личную, эпическую "Историю французского кино".

В 2014 году режиссер, которому уже было за 80, выпустил экспериментальный 3D-фильм "Прощай, речь".

"

Скачать книгу «Жан-Люк Годар: девять фактов о режиссере, изменившем кинематограф - BBC News Русская служба» fb2

Коментарии