Джим Джармуш. «Мертвец»: мифы на экране

Джим Джармуш
Джармуш называет «Мертвеца» роуд-муви. Критики настаивают, что это реконструкция вестерна. Обсудим актеров, локации, цвет и решим сами.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
«Мертвец»: почему стоит посмотреть
🚣♀️ «Мертвец» — картина 1995 года, признанная классика мирового кинематографа. Фильм повествует о мистическом (возможно, посмертном) путешествии скромного бухгалтера Уильяма Блейка, ведомого по Дикому Западу к Тихому океану индейцем по имени Никто. Никто выступает как психопомп, душеводец, как Анубис в египетской мифологии или как Танатос в греческой — он отводит душу на тот свет. Это фильм, стоящий за американской жанровой мифологией, в котором есть место философии, литературе и кинематографическим цитатам.
🗺 В ходе своего путешествия главные герои проделывают долгий путь через зеркальные воды реки забвения. Они идут от инфернального города эпохи промышленной революции, противоположного человеческому началу и природе, города машин, над которым вьется черный дым, к покинутому жителями культовому центру вымирающего племени индейцев.
🙅 Как почти все другие фильмы Джармуша, «Мертвец» был принят в основной конкурс Каннского фестиваля. На премьерном показе 26 мая 1995 года стояла гробовая тишина, никто не аплодировал и только неизвестный зритель прокричал: «Джим! Это дерьмо!».
Читать Закрыть --> Телеграм-каналLevel One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
Давайте разберемся, в каком жанре снят фильм.
🚤 Джармуш говорит, что он снимал роуд-муви. Режиссер хотел рассказать историю путешествия, которое разворачивается на Диком Западе — в сердце США и американской культуры. Через эту историю режиссер хотел посмотреть на культуру 70-х годов. Для него «Мертвец» — это скорее повод обратиться к любимой контркультуре. Как он сам говорил, «ко времени опустившихся хиппи и наркоманов-одиночек, проводивших время в поиске травки и почти без причины пускавших в дело свои пушки».
🤠 Но критики настаивают на том, что Джармуш реконструирует вестерн.
▪️Во-первых, история начинается с того, что герой пребывает на Дикий Запад, и дальше его ждут приключения.
▪️Во-вторых, Джармуш выстраивает драматургию фильма вокруг взаимоотношений между белым американцем и индейцем.
▪️В-третьих, Джармуш помещает героев в условно исторический контекст. Обычно он снимает фильмы о своих современниках, а здесь он отправляет нас в 19 век. Это помогает ему подчеркнуть притчевое начало картины, абстрагироваться от современности и показать произошедшее в дистиллированной, очищенной, метафизической среде.
▪️В-четвертых, Джармуш с большим уважением относится к жанру классического вестерна, хорошо его знает и даже сотрудничал с Николасом Рэем — автором фильма «Джонни-гитара». Джармуш признает, что вестерн — это универсальная форма. При внешней привязанности к конкретному периоду истории, она позволяет вести разговор в том числе и о сегодняшнем дне.
▪️В-пятых, критики часто пишут о фильме, рассматривая его именно в контексте этого жанра. Например, критик индейского происхождения Жаклин Килпатрик, отмечает, что «Мертвец» стал первым вестерном, хотя бы отчасти рассчитанным на индейскую аудиторию. Трудно представить себе другой фильм этого жанра, в котором главным и притом наиболее начитанным героем является индеец, который к тому же клеймит своего белого спутника фразами вроде «этот никчемный бледнолицый». Это реванш индейцев, которые обычно в вестернах были злодеями и символизировали дикость и варварство.
Кинокритик Джонатан Розенбаум вообще провозгласил «Мертвеца» вершиной «кислотного вестерна». Кислотный вестерн — это вестерн, который переосмысливает жанровые стереотипы вестерна в эпоху хиппи, кислоты и наркотиков.
⭕️ Но сам Джармуш со всем этим не согласен. Фильм действительно далеко уходит от образца вестерна. Вестерн — стремительный, вестерн — это всегда погоня. Здесь по сюжету героя тоже преследуют наемные убийцы и разыскивают власти, но он никуда не спешит. В отличие от героев классического вестерна, он безволен — герой поневоле. Чтобы создать медитативный, неспешный ритм, Джармуш даже вернулся к технике, которую использовал в фильме «Более странно, чем в раю» — длинным планам, отходу от монтажных склеек. В «Мертвеце» планы тоже очень длинные, что еще более замедляет ритм уход каждой сцены в темноту и выход из черного каждой последующей.
Читать Закрыть --> текст • 5 мин -->Томас Филлипс, портрет Уильяма Блейка, 1807