Заметки о кино | Дневник кинозрителя

Интересные факты о сериале «Участок»

Если и есть в российском кино проект, где были бы собраны практически все главные актёры 1990-х и начала 2000-х, то это, несомненно, сериал «Участок» про участкового милиционера Павла Кравцова.

Кого тут только нет: Сергей Безруков, Ирина Безрукова (играет его жену), Ирина Рахманова, Юрий Кузнецов, Павел Деревянко, Юлия Пересильд, Роман Мадянов, Андрей Краско, Александр Робак, Ирина Розанова…

… а ещё Евгения Добровольская, Елена Панова, Владислав Галкин, Александр Лыков, Игорь Лифанов, Артем Михалков, Юлия Рутберг, Александр Семчев, Алексей Гуськов, Мария Порошина, Виктор Бычков, Александр Булдаков, Александр Мохов.

Немало тут и ветеранов советского кино: Анатолий Кузнецов, Валерий Золотухин, Владимир Меньшов, Екатерина Васильева, Татьяна Догилева, Александр Белявский, Нина Русланова, Валерий Гаркалин, Владимир Толоконников, Пётр Зайченко, Тамара Сёмина.

Но, конечно, этот сериал примечателен не одним лишь подбором актёров, хотя он во всех смыслах выдающийся и даже уникальный.

  • в Заметки о кино
  • Оставить комментарий

«Не болтай!»: как в советских «шпионских» фильмах воспитывали граждан СССР

Авторы цикла советских фильмов о разведчике Тульеве («Ошибка резидента»,«Судьба резидента» и другие), создавая данный проект, смогли достигнуть сразу нескольких целей.

Во-первых, у них получилась развлекательная детективная история про шпионов. Во-вторых, в фильме создан положительный образ сотрудника госбезопасности. В-третьих, это патриотический фильм о защите страны от происков внешних врагов. Наконец, в четвёртых, в ленте показывались негативные черты западной капиталистической системы — важный политический аспект в условиях холодной войны.

Но была у этих фильмов и пятая функция, не столь очевидная, — воспитательная и профилактическая.

Как это работало?

Например, в фильме показывают, как двое инженеров обмениваются парой слов в вестибюле перед началом рабочего дня. Нам из их разговора ничего непонятно. А рядышком с ними стоит неприметный человек, который слышал их беседу. Зритель знает, что это вражеский шпион, для которого эти фразы могут иметь ценность. Сценка небольшая и к главному сюжету отношения не имеет, но является фактически иллюстрацией плаката «Не болтай».

Легкомысленная девушка обожает Адриано Челентано и западные шмотки. Этим её к себе располагает итальянец. Их знакомством пользуется западная разведка, чтобы ближе подобраться к советскому академику, работающему в сфере обороны. Деталь в фильме не главная, но она иллюстрирует мысль о том, что поклонение западной поп-культуре до добра не доводит.

Молодой учёный едет на научную конференцию в одну из западных стран. Девушка упрашивает его привезти ей оттуда западного шмотья. Для этого нужна валюта. По наущению девушки ему приходится связаться с валютчиком, который в свою очередь сотрудничает с западной разведкой. Мораль: гонка за модными шмотками и импортным барахлом — это скользкая дорожка.

Этот же учёный, приехав на конференцию, оказывается в состоянии эйфории – он имеет успех, им интересуются коллеги, в том числе и какая-то смазливая бабёнка. У них завязывается интрижка. В общем, товарища понесло. Но бабёнка оказалась проституткой, которая работает на западные спецслужбы. Итог — учёного начинают шантажировать компроматом. Мораль – за границей будь бдителен. А лучше туда и не езди вовсе.

Многие пособники западной разведки в фильме – это неприметные, рядовые люди, которые встречаются в поезде, на зимней рыбалке, на почте и т.д. Причём, как правило, в прошлом они сотрудничали с немцами во время войны, после чего на долгие годы затаились. Вывод — будь бдителен, врагом может оказаться кто угодно.

На самом деле, все эти предостережения не так наивны, как кому-то может показаться. Сценарий к «Ошибке резидента» и последующим сериям писали бывшие сотрудники КГБ — Олег Шмелёв (настоящее имя — Олег Грибанов) и Владимир Востоков (Владимир Петроченков).

Подробности сюжета они черпали из реальной практики спецслужб. Как вербовали советских людей — они прекрасно знали. Конечно, многое было изменено, адаптировано под потребности жанра (в «Конце операции резидент» появились даже погони и перестрелки), но суть от этого не меняется.

В наше время тоже не мешало бы создать подобный проект, где были бы показаны подробности работы российской контрразведки в современных условиях. Материала для такого фильма накопилось за 30 лет предостаточно.

Вероятно, попыткой сыграть на этом поле был сериал «Спящие», но ограничиваться им никак нельзя.

Скачать книгу «Заметки о кино | Дневник кинозрителя» fb2

Коментарии