Они сражались за шедевр. Как создавалась лента «Они сражались за Родину» | Кино | Культура | Аргументы и Факты

Они сражались за шедевр. Как создавалась лента «Они сражались за Родину» | Кино | Культура | Аргументы и Факты

Они сражались за шедевр. Как создавалась лента «Они сражались за Родину»

В 1975 году весь Советский Союз готовился отметить 30-летие Победы в Великой Отечественной войне. Ровно за год до торжества Сергея Бондарчука пригласили на аудиенцию в Министерство обороны. Там режиссёру намекнули, что неплохо было бы снять эпическую ленту по книге маршала Андрея Гречко «Битва за Кавказ». Бондарчук послушал, покивал, прочитал книгу, но сделал всё по-своему. Он приступил к съёмкам эпической ленты, но называлась она «Они сражались за Родину». Основой для картины стал незаконченный одноимённый роман Михаила Шолохова.

Конечно, тут же появилось множество недовольных высокопоставленных чиновников, но переубедить Бондарчука не удалось никому, он уже вовсю проводил пробы. Актёров искали по всему Советскому Союзу. На главные роли были приглашены артисты, которые сами не понаслышке знали, что такое война: и Вячеслав Тихонов, и Юрий Никулин, и Георгий Бурков, и Василий Шукшин. Никулин сам воевал, Тихонов, Бурков и Шукшин были ещё подростками, но прекрасно видели весь ужас происходящего и ежедневные подвиги своих соседей и родных. Да и сам Сергей Бондарчук был участником Великой Отечественной.

В работе над фильмом Бондарчуку активно помогал сам автор литературной основы Михаил Шолохов. Писатель подсказывал режиссёру, где точнее снимать натуру: в станицах, на хуторах, где проходили бои, он считал, что всё происходящее на экране должно выглядеть достоверно. Во время работы в Вешенскую к Шолохову наведывались все, побывали в гостях у писателя и Бондарчук, и Никулин, и Шукшин.

И надо сказать, всё действительно было как в жизни. Когда для съёмок копали окопы, не раз в тех местах натыкались на останки солдат, погибших в боях. Бондарчук потребовал все эти «страшные» находки не бросать, не зарывать, а передавать для настоящего захоронения.

Вся та местность, где снимали «Они сражались за Родину», была залита кровью бойцов, тут и там были зарыты снаряды, обломки самолётов и даже неразорвавшиеся мины. Оператор картины чуть было не погиб от одной из них. И хотя чиновники Министерства обороны были в обиде на Сергея Фёдоровича, всё-таки для обеспечения безопасности съёмочной группы ему выделили целый армейский полк, а съёмочную площадку разбили рядом с танковой, конной и сапёрной частями. Сапёры тогда несколько раз прочёсывали всю местность. И каждый раз находили неразорвавшиеся боеприпасы — снаряды, бомбы, мины.

В один из дней, когда вся съёмочная группа приехала работать на натуру, оказалось, что для них не забронировали ни одного номера в гостинице. Бондарчук потратил целый день, выбивая жильё для своих подопечных, в итоге их всех поселили на теплоходе.

Там и случилась большая трагедия. 2 октября 1974 года не стало Василия Шукшина. Накануне актёр вместе с коллегами отмечал очередную награду, уже ночью отправился спать, так как на следующий день вскоре ему предстояло отснять последний по сценарию эпизод, но больше из каюты так и не вышел. Утром Бурков, проходя мимо, заметил, что шукшинская дверь приоткрыта, он постучал и, не дождавшись ответа, заглянул в каюту. Шукшин, как установили медики, скончался от сердечной недостаточности. Сцены, в которых он так и не успел сняться, доигрывал похожий на Шукшина актёр Юрий Соловьёв, а озвучивал героя уже Игорь Ефимов.

Премьера картины состоялась 12 мая 1975 года, в первый год её посмотрело более 40 миллионов человек. В этом же году Сергей Бондарчук со своей эпической лентой отправился в Канны на фестиваль, а в 1976 на Международный кинофестиваль в Карловых Варах, где получил премию Союза антифашистских борцов Чехословакии. В 1977 новая награда — уже в Панаме Бодарчуку вручили приз за режиссёрское искусство. И даже без учёта наград и зрители и эксперты все эти годы признают ленту одним из самых пронзительных и сильных фильмов о войне и о тех, кто сражался за Родину.

Флагман русского кино. 10 самых успешных фильмов Сергея Бондарчука | Фотогалерея

Одним из первых появлений Сергея Бондарчука на экране стала небольшая роль Гвоздева в легендарной картине Александра Столпера «Повесть о настоящем человеке», в основу которой легла история лётчика Алексея Маресьева. Бондарчук исполнил роль Гвоздева, однак

Одним из первых появлений Сергея Бондарчука на экране стала небольшая роль Гвоздева в легендарной картине Александра Столпера «Повесть о настоящем человеке», в основу которой легла история лётчика Алексея Маресьева. Бондарчук исполнил роль Гвоздева, однак © Кадр из фильма «Повесть о настоящем человеке», 1948 год

В 1955 году Сергей Бондарчук стал партнёром Элины Быстрицкой по съёмочной площадке драмы «Неоконченная повесть», рассказывающая о романе между кораблестроителем и врачом. Интересно, что Бондарчук и Быстрицкая, играя влюблённых друг в друга молодых людей,

В 1955 году Сергей Бондарчук стал партнёром Элины Быстрицкой по съёмочной площадке драмы «Неоконченная повесть», рассказывающая о романе между кораблестроителем и врачом. Интересно, что Бондарчук и Быстрицкая, играя влюблённых друг в друга молодых людей, © Кадр из фильма «Неоконченная повесть», 1955 год

В качестве режиссёра Сергей Бондарчук дебютировал в конце 50-х годов - его первой работой стала экранизация новой на тот момент повести Михаила Шолохова «Судьба человека». В этом фильме Бондарчук также сыграл главную роль - Андрея Соколова. Картина пользо

В качестве режиссёра Сергей Бондарчук дебютировал в конце 50-х годов - его первой работой стала экранизация новой на тот момент повести Михаила Шолохова «Судьба человека». В этом фильме Бондарчук также сыграл главную роль - Андрея Соколова. Картина пользо © Кадр из фильма «Судьба человека», 1959 год

В 1960 году Сергей Бондарчук исполнил роль отчима главного героя в мелодраме «Серёжа» - полнометражном дебюте Георгия Данелия и Игоря Таланкина. В 1960 году читатели журнала «Советский экран» назвали эту картину лучшим фильмом года, а в рамках международн

В 1960 году Сергей Бондарчук исполнил роль отчима главного героя в мелодраме «Серёжа» - полнометражном дебюте Георгия Данелия и Игоря Таланкина. В 1960 году читатели журнала «Советский экран» назвали эту картину лучшим фильмом года, а в рамках международн © Кадр из фильма «Серёжа», 1960 год

В конце шестидесятых Сергей Бондарчук получил международное призвание - на 41-й церемонии вручения наград премии «Оскар» за фильм «Война и мир» он получил главный приз в номинации Лучший фильм на иностранном языке (это первая победа советского фильма в да

В конце шестидесятых Сергей Бондарчук получил международное призвание - на 41-й церемонии вручения наград премии «Оскар» за фильм «Война и мир» он получил главный приз в номинации Лучший фильм на иностранном языке (это первая победа советского фильма в да © Кадр из фильма «Война и мир», 1965 год

На фестивале в Сан-Себастьяне в 1971 году экранизация знаменитой пьесы Антона Чехова «Дядя Ваня» получила приз «Серебряная раковина». Главные роли в том фильме исполнили Иннокентий Смоктуновский и Сергей Бондарчук, сыгравший Михаила Львовича Астрова. Филь

На фестивале в Сан-Себастьяне в 1971 году экранизация знаменитой пьесы Антона Чехова «Дядя Ваня» получила приз «Серебряная раковина». Главные роли в том фильме исполнили Иннокентий Смоктуновский и Сергей Бондарчук, сыгравший Михаила Львовича Астрова. Филь © Кадр из фильма «Дядя Ваня», 1970 год

В 1974 году Сергей Бондарчук снял военный фильм «Они сражались за Родину». В основу картины лёг ещё один роман Михаила Шолохова, хотя писатель поначалу был против экранизации, однако позже всё же дал своё согласие. «Они сражались за Родину» превзошёл успе

В 1974 году Сергей Бондарчук снял военный фильм «Они сражались за Родину». В основу картины лёг ещё один роман Михаила Шолохова, хотя писатель поначалу был против экранизации, однако позже всё же дал своё согласие. «Они сражались за Родину» превзошёл успе © Кадр из фильма «Они сражались за родину», 1975 год

Совместно с итальянскими и мексиканскими кинематографистами Сергей Бондарчук снял фильм о мексиканской революции 1910 года - «Красные колокола, фильм первый – Мексика в огне». Главные роли в картине исполнили Франко Неро, Урсула Андресс и Хорхе Луке. Не ф

Совместно с итальянскими и мексиканскими кинематографистами Сергей Бондарчук снял фильм о мексиканской революции 1910 года - «Красные колокола, фильм первый – Мексика в огне». Главные роли в картине исполнили Франко Неро, Урсула Андресс и Хорхе Луке. Не ф © Кадр из фильма «Красные колокола, фильм первый – Мексика в огне», 1982 год

В середине восьмидесятых Сергей Бондарчук экранизировал трагедию Александра Пушкина «Борис Годунов», описывающую времена, в которые царсвтвовали Борис Годунов и его сын Фёдор. Эта картина стала последним режиссёрским проектом Сергея Бондарчука, вышедшим н

В середине восьмидесятых Сергей Бондарчук экранизировал трагедию Александра Пушкина «Борис Годунов», описывающую времена, в которые царсвтвовали Борис Годунов и его сын Фёдор. Эта картина стала последним режиссёрским проектом Сергея Бондарчука, вышедшим н © Кадр из фильма «Борис Годунов», 1986 год

Последней работой Бондарчука стала режиссура семисерийного телевизионного фильма «Тихий Дон», снимавшегося при участии кинокомпаний Великобритании и Италии. Съёмки картины на протяжении одиннадцати месяцев проходили на территории России и Украины, после ч

Последней работой Бондарчука стала режиссура семисерийного телевизионного фильма «Тихий Дон», снимавшегося при участии кинокомпаний Великобритании и Италии. Съёмки картины на протяжении одиннадцати месяцев проходили на территории России и Украины, после ч © Кадр из фильма «Тихий Дон», 1994 год

Флагман русского кино. 10 самых успешных фильмов Сергея Бондарчука | Фотогалерея

Одним из первых появлений Сергея Бондарчука на экране стала небольшая роль Гвоздева в легендарной картине Александра Столпера «Повесть о настоящем человеке», в основу которой легла история лётчика Алексея Маресьева. Бондарчук исполнил роль Гвоздева, однак

Одним из первых появлений Сергея Бондарчука на экране стала небольшая роль Гвоздева в легендарной картине Александра Столпера «Повесть о настоящем человеке», в основу которой легла история лётчика Алексея Маресьева. Бондарчук исполнил роль Гвоздева, однак © Кадр из фильма «Повесть о настоящем человеке», 1948 год

В 1955 году Сергей Бондарчук стал партнёром Элины Быстрицкой по съёмочной площадке драмы «Неоконченная повесть», рассказывающая о романе между кораблестроителем и врачом. Интересно, что Бондарчук и Быстрицкая, играя влюблённых друг в друга молодых людей,

В 1955 году Сергей Бондарчук стал партнёром Элины Быстрицкой по съёмочной площадке драмы «Неоконченная повесть», рассказывающая о романе между кораблестроителем и врачом. Интересно, что Бондарчук и Быстрицкая, играя влюблённых друг в друга молодых людей, © Кадр из фильма «Неоконченная повесть», 1955 год

В качестве режиссёра Сергей Бондарчук дебютировал в конце 50-х годов - его первой работой стала экранизация новой на тот момент повести Михаила Шолохова «Судьба человека». В этом фильме Бондарчук также сыграл главную роль - Андрея Соколова. Картина пользо

В качестве режиссёра Сергей Бондарчук дебютировал в конце 50-х годов - его первой работой стала экранизация новой на тот момент повести Михаила Шолохова «Судьба человека». В этом фильме Бондарчук также сыграл главную роль - Андрея Соколова. Картина пользо © Кадр из фильма «Судьба человека», 1959 год

В 1960 году Сергей Бондарчук исполнил роль отчима главного героя в мелодраме «Серёжа» - полнометражном дебюте Георгия Данелия и Игоря Таланкина. В 1960 году читатели журнала «Советский экран» назвали эту картину лучшим фильмом года, а в рамках международн

В 1960 году Сергей Бондарчук исполнил роль отчима главного героя в мелодраме «Серёжа» - полнометражном дебюте Георгия Данелия и Игоря Таланкина. В 1960 году читатели журнала «Советский экран» назвали эту картину лучшим фильмом года, а в рамках международн © Кадр из фильма «Серёжа», 1960 год

В конце шестидесятых Сергей Бондарчук получил международное призвание - на 41-й церемонии вручения наград премии «Оскар» за фильм «Война и мир» он получил главный приз в номинации Лучший фильм на иностранном языке (это первая победа советского фильма в да

В конце шестидесятых Сергей Бондарчук получил международное призвание - на 41-й церемонии вручения наград премии «Оскар» за фильм «Война и мир» он получил главный приз в номинации Лучший фильм на иностранном языке (это первая победа советского фильма в да © Кадр из фильма «Война и мир», 1965 год

На фестивале в Сан-Себастьяне в 1971 году экранизация знаменитой пьесы Антона Чехова «Дядя Ваня» получила приз «Серебряная раковина». Главные роли в том фильме исполнили Иннокентий Смоктуновский и Сергей Бондарчук, сыгравший Михаила Львовича Астрова. Филь

На фестивале в Сан-Себастьяне в 1971 году экранизация знаменитой пьесы Антона Чехова «Дядя Ваня» получила приз «Серебряная раковина». Главные роли в том фильме исполнили Иннокентий Смоктуновский и Сергей Бондарчук, сыгравший Михаила Львовича Астрова. Филь © Кадр из фильма «Дядя Ваня», 1970 год

В 1974 году Сергей Бондарчук снял военный фильм «Они сражались за Родину». В основу картины лёг ещё один роман Михаила Шолохова, хотя писатель поначалу был против экранизации, однако позже всё же дал своё согласие. «Они сражались за Родину» превзошёл успе

В 1974 году Сергей Бондарчук снял военный фильм «Они сражались за Родину». В основу картины лёг ещё один роман Михаила Шолохова, хотя писатель поначалу был против экранизации, однако позже всё же дал своё согласие. «Они сражались за Родину» превзошёл успе © Кадр из фильма «Они сражались за родину», 1975 год

Совместно с итальянскими и мексиканскими кинематографистами Сергей Бондарчук снял фильм о мексиканской революции 1910 года - «Красные колокола, фильм первый – Мексика в огне». Главные роли в картине исполнили Франко Неро, Урсула Андресс и Хорхе Луке. Не ф

Совместно с итальянскими и мексиканскими кинематографистами Сергей Бондарчук снял фильм о мексиканской революции 1910 года - «Красные колокола, фильм первый – Мексика в огне». Главные роли в картине исполнили Франко Неро, Урсула Андресс и Хорхе Луке. Не ф © Кадр из фильма «Красные колокола, фильм первый – Мексика в огне», 1982 год

В середине восьмидесятых Сергей Бондарчук экранизировал трагедию Александра Пушкина «Борис Годунов», описывающую времена, в которые царсвтвовали Борис Годунов и его сын Фёдор. Эта картина стала последним режиссёрским проектом Сергея Бондарчука, вышедшим н

В середине восьмидесятых Сергей Бондарчук экранизировал трагедию Александра Пушкина «Борис Годунов», описывающую времена, в которые царсвтвовали Борис Годунов и его сын Фёдор. Эта картина стала последним режиссёрским проектом Сергея Бондарчука, вышедшим н © Кадр из фильма «Борис Годунов», 1986 год

Последней работой Бондарчука стала режиссура семисерийного телевизионного фильма «Тихий Дон», снимавшегося при участии кинокомпаний Великобритании и Италии. Съёмки картины на протяжении одиннадцати месяцев проходили на территории России и Украины, после ч

Последней работой Бондарчука стала режиссура семисерийного телевизионного фильма «Тихий Дон», снимавшегося при участии кинокомпаний Великобритании и Италии. Съёмки картины на протяжении одиннадцати месяцев проходили на территории России и Украины, после ч © Кадр из фильма «Тихий Дон», 1994 год

"

Скачать книгу «Они сражались за шедевр. Как создавалась лента «Они сражались за Родину» | Кино | Культура | Аргументы и Факты» fb2

Коментарии