Факты про Аполлон-13 (фильм)

Аполлон 13 интересные факты о фильме


В 1995-м на «Оскаре» фильм Мела Гибсона «Храброе сердце» подсидел своего главного конкурента, спейс-драму Рона Ховарда «Аполлон-13», по-крупному. Но это не значит, что кино с Томом Хэнксом было хуже. Вот уже четверть века оно по праву считается одной из лучших картин об освоении космоса в истории.

Том вместо Кевина

Как известно, полет «Аполлона-13» в 1970 году едва не закончился трагедией из-за аварии на борту, но слаженные действия экипажа и наземных служб позволили спасти и вернуть астронавтов на Землю.

Командир миссии Джим Ловелл написал об этом приключении книгу «Потерянная Луна» (1994). Разумеется, в Голливуде купили права на ее экранизацию еще до тою, как герой космоса написал первую строчку своего бестселлера.

Сценарий доверили не слишком опытным, но технически подкованным Уильяму Бройлесу-мл. и Элу Райнерту. Они вполне справились с задачей правда, их текст все же пришлось полировать матерому Джону Сэйлзу, не указанному в титрах.

Изначально Ловелл высказал пожелание, чтобы его сыграл Кевин Костнер, но тот был сильно занят проектом «Водный мир» (1995), и его кандидатура всерьез никогда не рассматривалась. Зато историей «Аполлона-13» заинтересовался Том Хэнкс. А когда проявляет интерес звезда «Форреста Тампа», дважды лауреат «Оскара», уже никого не смущает то, что ни лицом, ни характером он не похож на прототип. Астронавт потом жаловался, что хоть ему лестно, какой крупный артист его изобразил, портрет получился максимально далеким от оригинала. Любопытно, что жена Джима не согласилась с супругом, заявив, что Том, по крайней мере, очень точно перенял его манеру двигаться и говорить.

На «Рвотной Комете»

Под такого голливудского тяжеловеса, как Хэнкс, студия Universal собрала команду, достойную главной звезды. Режиссером стал маститый Рон Ховард («Всплеск», «Кокон»), роли двух других астронавтов доверили Кевину Бэйкону (Джек Свайгерт) и Биллу Пэкстону (Фред Хейз), а Эду Харрису и Гэри Синизу предложили сыграть Джина Кранца и Кена Маттингли соответственно — тех парней из ЦУПа, благодаря которым удалось предотвратить превращение аварии в космосе в катастрофу. Бюджет ленты составил $52 млн, но по ходу дела вырос еще на $10 млн.

С самого начала Ховард решил не использовать хронику, а полностью переснять все события, связанные с полетом «Аполлона-13». Инженеры построили для фильма точные копии корабля, а старт ракеты воспроизвели с помощью компьютерной графики. НАСА было готово представить киношникам реальное помещение ЦУПа тех лет, но постановщик отверг это предложение, сославшись на тесноту локации и неприспособленность для комфортной работы камерой. И выстроил декорацию Центра с нуля.

Для съемок сцен в невесомости Рон отказался от традиционной техники с подвешиванием актеров на тросах и выбрал иной, очень дорогой способ. Он зафрахтовал испытательный самолет КС-135, который в свободном падении дает пассажирам пережить примерно 23 секунды потери веса. И актеры в самом деле парили в воздухе внутри декорации корабля — и очень гордились, что никого из них на борту аппарата, прозванного летчиками «Рвотной Кометой», не стошнило. В отличие от операторов, как один страдавших от «морской болезни».

Курс на реалистичность

Да, Хэнкс, Бэйкон и Пэкстон показали себя молодцами ь «почти космосе», но и артисты, занятые в ролях наземного персонала, отличились. Эд Харрис и другие «сотрудники ЦУПа» прошли школу диспетчеров под руководством профессионала в этой области Джерри Бостика. Астронавт Дэйв Скотт, консультировавший создателей картины, потом подтвердил, что парни реально вникли во все детали и в процессе съемок корректно общались на отборном техническом жаргоне, явно понимая суть ситуации, а не тупо повторяя заученные реплики.

Что интересно, хотя сцены с астронавтами и в Центре управления не снимались одновременно, Хэнкс, Бэйкон и Пэкстон все равно общались с командой Харриса в реальном времени через радиомикрофоны — ради пущей достоверности.

И вообще, курс на реалистичность был таким строгим, что один из сотрудников НАСА, помогавший киношникам, однажды забыл, что находится не у себя на работе, а в декорации для Голливуда, и некоторое время безуспешно пытался найти привычный выход на улицу там, где его никогда не было!

Капитан всегда капитан

Астронавт Джим Ловелл ревниво следил за тем, чтобы киношники не вносили никакой мелодраматической отсебятины в историю «Аполлона-13», и был приятно удивлен результатом. А когда ему показали нарисованный на компьютере старт его ракеты, то он сперва решил, что в Голливуде выпросили у НАСА какие-то настоящие кадры, которые ранее не показывали публике. И долго не мог поверить в то, что это графика, а не хроникальная съемка 1970 года.

К слову, режиссер Рон Ховард дал ветерану роль в своем фильме. Покоритель космоса предстал на экране в образе капитана, который приветствует спасенный экипаж «Аполлона-13» на борту вертолетоносца «Иводзима». Постановщик хотел сделать его персонажа адмиралом, но Ловелл отказался, заявив: «Я ушел в отставку капитаном, значит, буду капитаном».

Что любопытно, единственное серьезное расхождение с образом прототипа, на которое сознательно пошел Том Хэнкс, это то, что Ловелл — левша. Актер решил не отображать данную особенность командира, поскольку она никоим образом не повлияла на события, зато помешала бы лауреату «Оскара» как следует сосредоточиться на игре.

Капиталистический реализм

Художники фильма превзошли себя, восстановив точную копию дома Ловелла по фотографиям. А их копии скафандров функционировали как настоящие: они были полностью герметичными, кислород в них подавался по трубкам и весили они 80 килограммов каждый.

Парни также воссоздали знаменитый выпуск журнала «Тайм» с астронавтами на обложке, заменив их физиономии на портреты соответствующих актеров. Причем тем из героев космоса, кто не появился в фильме, оставлены их собственные лица.

Технические спецы сфабриковали для фильма убедительную имитацию телеметрии, поступающей на экраны в ЦУПе. И даже переборщили с этим: задействованное ими программное обеспечение оказалось столь сложным, что вечно глючило. Рон Ховард сказал, что потерял целых три дня, пытаясь добиться корректной и слаженной работы всех мониторов в кадре.

Как бы там ни было, декорации ЦУПа еще послужили студиям в XXI веке. Так, пульты из кино с Томом Хэнксом попали в две последние части «Голодных игр» (2014-2015) и драму «Скрытые фигуры» (2016) о чернокожих сотрудницах НАСА.

Дотошность кинематографистов сыграла с ними злую шутку. Многие зрители критиковали авторов ленты за излишний мелодраматизм в сцене, где супруга Ловелла теряет кольцо — это, мол, с перебором символизирует ее дурные предчувствия насчет полета «Аполлона-13». Но этот случай не придуман для фильма, а имел место на самом деле! Жизнь вновь показала себя отменным драматургом.

Впрочем, некоторые впоследствии умудрялись критиковать создателей картины за «типично голливудский хеппи-энд» и на полном серьезе утверждали, что в реальности астронавты точно погибли!

Триумф и падение

Мировая премьера «Аполлона-13» состоялась 22 июня 1995 года, а в широкий прокат спейс-драма вышла 30 июня. Успех был впечатляющим: фильм пять недель кряду пребывал на вершине бокс-офиса, его посмотрели 40 млн американцев — каждый пятый житель страны. Только «Водному миру» с Кевином Костнером удалось прервать его доминирование в мультиплексах. В итоге касса проекта в США достигла $172,1 млн, во всем мире — $353,1 млн.

Рон Ховард любит вспоминать, что боготворимый им великий режиссер Билли Уайлдер чрезвычайно высоко оценил его детище, особенно отметив, что сложно снять достойный проект о людях, достигших того, чего они хотели, но еще труднее снять такой фильм о людях, чьи чаяния не сбылись.

Увы, когда дело дошло до наградного сезона, восторги критиков и публики почему-то не помогли «Аполлону-13» конвертировать свои достоинства в престижные награды. Картина была выдвинута на «Золотом глобусе» в четырех номинациях — и во всех провалилась. А потом получила всего два «Оскара» во второстепенных категориях: «Лучший звук» и «Лучший монтаж».

Киноакадемики предпочли осыпать милостями пафосное «Храброе сердце» Мела Гибсона, решив, по видимости, что очередной триумф фильма с Томом Хэнксом после «Филадельфии» (1993) и «Форрсапа Гампа» (1994) -это слишком. Рон Ховард парень не обидчивый, но его это задело. Лишь через несколько лет он получит свой режиссерский «Оскар» за «Игры разума» (2001).

"

Скачать книгу «Факты про Аполлон-13 (фильм)» fb2

Коментарии