Рецензия на фильм «Не говори никому» — скандинавский триллер о пассивной агрессии

Рецензия на фильм «Не говори никому» — скандинавский триллер о пассивной агрессии

Рецензия на фильм «Не говори никому» — скандинавский триллер о пассивной агрессии

Не говори никому

Прямиком с «Сандэнса» в ограниченный санкциями российский прокат выходит инди-хоррор Speak No Evil, который с легкой руки отечественных локализаторов превратился в «Не говори никому» — название, традиционно не отражающее сути сюжета, но определенно апеллирующее к ней, пусть и в некотором косвенном смысле. Осторожно, в тексте возможны спойлеры.

Действие картины разворачивается вокруг семьи из Дании — Бьорн, Луиза и их маленькая дочь Агнес проводят летние каникулы в Италии. Во время одной из пеших прогулок герои знакомятся с семьей из Голландии — Патрик, Карен и даже их загадочно молчаливый сын Абель кажутся им по-настоящему добрыми и открытыми людьми. Но это только на первый взгляд. Оказавшись в гостях у новых знакомых, Бьорн и Луиза быстро понимают, что с теми что-то не так: и дело тут, конечно, не только в привычке Патрика ходить голышом, кричать на ребенка и водить автомобиль в пьяном виде. Хотя и этого нормальному человеку было бы достаточно.

Мортен Буриан на кадре из фильма «Не говори никому»

Мортен Буриан на кадре из фильма «Не говори никому»

Новая работа бывшего актера, а ныне режиссера Кристиана Тафдрупа — во всех смыслах триллер нестандартный. Вместо тягучего ощущения постепенно накаляющегося саспенса здесь разворачивается, казалось бы, классический бытовой конфликт: две группы людей, представителей разных национальностей и культур, пытаются найти точки соприкосновения в заведомо тупиковом диалоге. Там, где одни выбирают йогу, вегетарианство, осознанное потребление, другие предпочитают тарелку с хорошо прожаренным мясным стейком, секс в публичных местах и пьяные танцы до утра. Впрочем, столкновение с чужими жизненными установками — далеко не самый исключительный опыт социального взаимодействия современного человека. Вопрос, который Тафдруп ставит ребром в своем фильме, строится не на разности мировосприятия, а на том, как продвинутый, стремящийся уйти от токсичности в общении индивид на эту притирку реагирует. И вот здесь как раз начинаются проблемы.

— Почему вы это делаете?
— Потому что вы нам позволяете.

Пульсирующим центром конфликта «Не говори никому» становится не активное насилие, как это принято в классических триллерах, а насилие пассивное: неумение слушать и слышать собеседника, демонстративное игнорирование чужих личных границ и зоны комфорта, неспособность вывести в открытый диалог накопившиеся негативные эмоции. Именно с этим на протяжении целого уик-энда сталкивается семья Бьорна, Луизы и Агнес — за чарующей открытостью Патрика и Карен прячется элементарное пренебрежение чужими чувствами, отсутствие этики, в конце концов презрение к любой инаковости других людей.

Сидсель Сим Кох на кадре из фильма «Не говори никому»

Сидсель Сим Кох на кадре из фильма «Не говори никому»

В стремлении уйти от проявления абьюза — проще говоря, конфликтной ситуации с хозяевами дома — герои становятся пленниками собственных психологических установок, которые буквально вынуждают их прогибаться под не самых гостеприимных голландцев — тех, кто клятву на экологичное общение точно не давал. Проблема лишь в том, что за нарушением границ моральных очень часто следует нарушение границ физических — и тут одним походом к психологу не отделаешься.

Постоянное потакание пассивной агрессии приводит Бьорна и Луизу к окончательному уходу в сознание жертвы — в «Не говори никому» триумфальный акт эмоционального садизма со стороны семьи голландцев завершается сценой абсолютно реальной, практически библейской казни — открытом паразитировании антагонистов на точках уязвимости датских гостей, погрязших в культуре позитивного общения и просто заблокировавших себе право на самозащиту.

"

Скачать книгу «Рецензия на фильм «Не говори никому» — скандинавский триллер о пассивной агрессии» fb2

Коментарии