Чем так хорош Гражданин Кейн, и почему раньше кино было лучше - BBC News Русская служба

Чем так хорош Гражданин Кейн, и почему раньше кино было лучше - BBC News Русская служба

Чем так хорош Гражданин Кейн", и почему раньше кино было лучше

Орсон Уэллс в главной роли в собственном фильме

"Гражданин Кейн" занял первое место в списке 100 лучших американских фильмов, составленном Би-би-си по итогам опроса 62 кинокритиков. Он неоднократно попадал на первую строчку и в других хит-парадах. Что же в нем особенного, и чем вообще так хороши старые фильмы? Объясняют корреспонденты BBC Culture Николас Барбер и Том Брук.

"Это потрясающе!" - кричали афиши "Гражданина Кейна", когда эта картина впервые вышла на большой экран в 1941 году. Лозунг был довольно расплывчатым, но от этого не менее верным: дебютная лента Орсона Уэллса сразу же получила восторженные отзывы критиков. Босли Кроутер из New York Times написал, что фильм "близок к тому, чтобы называться самой блестящей картиной из когда-либо снятых в Голливуде". С тех пор "Гражданина Кейна" неоднократно признавали лучшим художественным фильмом в истории. В опросе критиков и режиссеров, проводимом журналом Sight & Sound раз в 10 лет, он неизменно занимал первое место в период с 1962 по 2002 год (в 2012 году его потеснило "Головокружение" Альфреда Хичкока). А сейчас он был признан лучшим американским фильмом по итогам опроса кинокритиков, проведенного Би-би-си.

Надо признать, что "Гражданин Кейн" возглавляет не все списки лучших кинофильмов. В прошлом году в опросе читателей журнала Empire он застрял на 33 месте (а победила одна из серий "Звездных войн" - "Империя наносит ответный удар"). На момент написания этой статьи пользователи сайта IMDB ставили его на 67 место, отдав первую строчку "Побегу из Шоушенка". Конечно, нет ничего зазорного в том, чтобы считаться 67-й по качеству картиной из всех существующих, но тем не менее понятно, что среднестатистический киноман ценит "Гражданина Кейна" меньше, чем критики, режиссеры и студенты кинематографических факультетов - то есть те, кто помешан на технологии и методах кинопроизводства. Такое разделение понятно: в 1946 году французский историк кино Жорж Садуль презрительно назвал "Гражданина Кейна" "энциклопедией старых приемов". Он пытался тем самым подорвать сложившуюся у Уэллса репутацию новатора, но невольно изложил в одной фразе суть популярности этой ленты.

"Гражданин Кейн" - это действительно энциклопедия приемов, 114-минутный обучающий фильм, напичканный практическими примерами по глубокому фокусу и рирпроекции, сверхкрупным планам и накладывающемуся диалогу. И особенно ярким он становится от того, что его режиссер сам всему этому учился во время съемок.

В процессе обучения он показывал зрителю историю жизни Чарльза Фостера Кейна (которого сыграл сам Уэллс) - медиамагната с огромным богатством и влиянием, но при этом не реализовавшего своих политических амбиций и не добившегося желанной любви. Прототипом главного героя послужил Уильям Рэндольф Херст, и именно главный персонаж придает фильму весомость и позволяет оставаться актуальным и в наши дни: в этом герое можно легко увидеть параллели с гражданином Мердоком, гражданином Трампом или гражданином Джобсом.

Но "Гражданин Кейн" - не типичный фильм-биография, это скорее лоскутное одеяло, составленное из многочисленных историй с разным авторством. К тому же, в нем собрано воедино множество жанров. На обложке моего диска компании Universal из серии "Классика кино" он охарактеризован как "драматическая мистерия", но на перечисление всех представленных в нем стилей не хватило бы места на коробке.

Жанровый коллаж

Фильм открывается мрачными аккордами авторства композитора Бернарда Херрманна, и на туманном холме мы видим зубчатый силуэт замка. Сцена напоминает готический фильм ужасов, в котором такой замок вполне бы мог принадлежать графу Дракуле. Потом мы переносимся внутрь замка и наблюдаем странный монтаж: метель, стеклянный шар со снежинками, губы Кейна, шепчущие предсмертные слова: "Бутон розы". Через две минуты после начала это уже не фильм ужасов, а сюрреалистский эксперимент, достойный Дали и Бунюэля.

"

Скачать книгу «Чем так хорош Гражданин Кейн, и почему раньше кино было лучше - BBC News Русская служба» fb2

Коментарии