Зачем режиссер Йоргос Лантимос снимает фильмы о неловкости и абсурде – DTF MAGAZINE | DON T TAKE FAKE

Зачем режиссер Йоргос Лантимос снимает фильмы о неловкости и абсурде – DTF MAGAZINE | DON T TAKE FAKE

Зачем режиссер Йоргос Лантимос снимает фильмы о неловкости и абсурде

Греческий режиссер Йоргос Лантимос снял семь полнометражных фильмов и практически все из них показал на крупнейших международных кинофестивалях — от Торонто до Венеции и Канн. А мировую известность получил в 2015 году после выхода первой англоязычной ленты «Лобстер».

Его имя упоминают наряду с режиссерами-провокаторами Ларсом фон Триером и Михаэлем Ханеке. Сам же Лантимос настаивает, что никогда не испытывал желания шокировать: «Я получаю наслаждение от неловкости. Это важное для людей чувство, потому что оно может пробудить жажду к размышлениям».

27 мая Йоргосу Лантимосу исполняется 47 лет. По такому поводу DTF Magazine собрал высказывания режиссера об абсурде, сатире, любви, сексе и истории в контексте его самых знаковых фильмов

«Клык»

Абсурд и животные инстинкты

Первый фильм Йоргоса Лантимоса, участвовавший в Каннском кинофестивале, где победил в программе «Особый взгляд». А в конце наградного сезона «Клык» уже боролся за «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», представляя Грецию.

О чем «Клык»? Семейная пара воспитала троих детей в пределах дома и двора. О мире они знают только то, что им рассказали родители. И даже повзрослев, дети не могут покинуть родительский дом. Они верят, что нужно дождаться, когда у них выпадет первый клык.

Лантимос создал искусственный мир, в котором инстинкты человека доведены до абсурда. Авторитарные родители обладают абсолютной властью, поэтому могут не только учить детей неправильному значению слов, но и контролировать их сексуальную жизнь.

«Забавная штука в том, что большинство этих вещей вытекают из логики. Это выглядит абсурдно, но когда ты начинаешь создавать мир на основе каких-то базовых правил, а потом следуешь логике этого мира, то приходишь к таким вот решениям. Ты начинаешь думать: “Хорошо, а что бы они делали в таком-то мире и с такими-то правилами?”. …Затем в твою голову приходят всякие страшные вещи, но ты думаешь: “А что если они попытаются сделать что-то похожее на добро?”. Они будут изживать людей, но при этом считать, что делают что-то хорошее для планеты или типа того. Вот так появляется идея о животной [природе]. — объяснил он в интервью журналу Interview.

Сценарий «Клыка» Лантимос написал в соавторстве с греческим сценаристом Эфтимисом Филиппоу. Вместе они работали над фильмами «Альпы», «Лобстер» и «Убийство священного оленя».

«Лобстер»

Лав-стори и социальная сатира

Свой первый англоязычный фильм — абсурдистскую трагикомедию «Лобстер» — режиссер охарактеризовал как лав-стори. В 2015 году Лантимос получил «Приз жюри» Каннского кинофестиваля, собрал ряд номинаций и вновь добрался до «Оскара», но теперь в сценарной категории.

О чем «Лобстер»? Герои фильма живут в мире, где запрещено быть одиноким. Таких отправляют в специальный отель, где за 45 дней нужно не просто найти партнера, но еще и полюбить друг друга. «Неудачников» превращают в животных (в какое именно, можно выбрать самостоятельно), иначе придется убить другого одинокого зверя, чтобы остаться человеком.

«Это о людях в паре и об одиноких людях, о состоянии влюбленности и об отсутствии чувств. Фильм дает неприукрашенный взгляд на отношения. Это честное изображение. Мы исследуем тему, отбросив как негативную, так и позитивную точки зрения», — рассказал Лантимос в интервью Variety.

Главные роли исполнили Колин Фаррелл и Рэйчел Вайс. В фильме также сыграли Леа Сейду, Оливия Колман, Джон Си Райли, Джессика Барден и жена Лантимоса — греческая актриса Ариана Лабед, с которой он вместе снимался в ленте «Аттенберг» (2010).

Режиссер называет фильм в том числе и социальной сатирой: «Это преувеличение всего, что мы видим в повседневной жизни. Мы гиперболизировали разные типы поведения и прессинга, а также коды, нормы и правила, чтобы посмотреть, куда это нас заведет».

По словам Лантимоса, в нашем мире одинокие люди с определенного возраста начинают испытывать трудности: «Во всех социальных контактах между одинокими людьми и парами возникает чувство неловкости».

Соавтором сценария снова стал Эфтимис Филиппоу, поэтому фильм выдержан в стилистике двух предыдущих лент — «Клык» и «Альпы». «Мы придерживаемся определенной стилистики в наших картинах, которая устанавливает баланс между очень мрачными, абсурдными и смешными ситуациями», — уточнил режиссер.

«Лобстер» заканчивается как романтичный фильм, хотя изначально показывал скептический взгляд на романтику.

«Все дело в сценарии. Я просто почувствовал, что он не будет завершенным, если не затронет эту область. В целом я люблю противоречия и сложные ситуации. Мой мир не черно-белый. Поднимая вопросы про любовь и отношения, на них нельзя дать один простой ответ. Я хотел показать обе стороны — очень жестокую и романтичную, а затем спросить: “В этом есть любовь?”, “Как ты ее находишь?”, “Что это значит для всех?”. У каждого человека будет свой ответ. Фильм просто не будет цельным без романтики даже в такой скептической форме».

"

Скачать книгу «Зачем режиссер Йоргос Лантимос снимает фильмы о неловкости и абсурде – DTF MAGAZINE | DON T TAKE FAKE» fb2

Коментарии