Проксима»: Ева Грин в скафандре и вокруг него

«Проксима»: Ева Грин в скафандре и вокруг него

С 16 января в российском прокате — «Проксима», один из четырех фильмов о космосе 2019 года, в этот раз — сугубо европейский и профеминистический. Картину показали на фестивалях в Торонто и Сан-Себастьяне. Редактор сайта «Искусство кино» Егор Беликов разбирается, зачем Еве Грин понадобилось бороздить просторы вселенной.

Сара (Ева Грин) — француженка и кандидатка в космонавты, в разводе, поэтому бывший муж (Ларс Айдингер), совсем вроде бы не зловред (хотя об их семейном прошлом фильм аккуратно умалчивает, наверное, чтобы не заблудиться в душевных ранах), воспитывает их дочку, пока мама тренируется в российском Звездном городке, чтобы улететь с Байконура к другим мирам. Proxima (название выдуманной миссии из недалекого будущего) с латыни (и с испанского, а ведь европейская премьера фильма прошла как раз на фестивале в Сан-Себастьяне) переводится как «следующая, ближайшая», то есть и планета (Марс, куда собралась Сара), и самый близкий для главной героини человек — ребенок.

Еще в фильме появляется Сандра Хюллер («Тони Эрдманн», «Между рядами»), она играет воспитательницу дочки главной героини

Алис Винокур — режиссерка-буквалистка, воспринимает все серьезно, переосмысляет собственный жизненный опыт. «Проксима» — это ее личная история, она растит десятилетнюю дочь и параллельно снимает фильмы, в том числе крупнобюджетную европейскую картину о космосе (что по сложности задачи — примерно как слетать на орбиту). Интересно, что на роль своего альтер-эго (и действительно, космонавт, улетающий к другим мирам, — это и есть режиссер, делающий, в общем-то, то же самое) Алис пригласила именно Еву Грин, актрису незамужнюю, бездетную, независимую, подчеркнуто сексуальную. То есть героиня ей досталась такая, что приходилось играть на сопротивление. Винокур объясняет этот выбор так: Грин, судя по последним ролям у Бёртона, в любом костюме и любых обстоятельствах выглядит инопланетянски — по ней заметно, что космос ее любит и ждет.

При этом Винокур отказывается от софистики, присущей картинам о человеческом одиночестве и ничтожности в сравнении со вселенскими масштабами (в этом году по теме прошелся Джеймс Грэй в фильме «К звездам»), и сам космос не посещает вовсе: героиня Грин разве что разок летает там в виртуальной реальности на тренажере. Снять фильм о космосе, но без космоса, — любопытная концепция, выбранная, возможно, ради того, чтобы подчеркнуть общую безрезультатность сегодняшнего покорения космических пространств, где человечество никто уже не ждет, новую Землю открыть не удастся, на Марсе не расцветут яблони, и вообще — лучше бы позвонили родителям. Научники в итоге мучают отважных космонавтов, которые жертвуют здоровьем и испытывают адские боли без особого толку, только ради того, чтобы зависнуть на год в железной коробке без гравитации на видеосвязи с родными, оставшимися дома. Хотя Сара мечтает попасть в космос, и неэффективность этого полета для нее не играет большой роли. Куда важнее ее самореализация в традиционно патриархальном обществе, где даже скафандры до сих пор делают только для мужчин, без поправки на особенности тел астронавток, поэтому им приходится подстраиваться.

Вообще, неиллюзорная перспектива быть замененным (а дублеры каждого космонавта уже ждут не дождутся и тренируются параллельно), остаться не у дел для героев куда страшнее, чем, например, сгореть в бракованной ракете на взлете, а ведь именно эта фобия, самая простая — страх смерти во имя науки и родины — доминирующий мотив в, например, постсоветской прозе о космосе. Тот же пелевинский «Омон Ра», кроме непереводимого постмодернистского анализа комплекса крушения советского мифа, представлял из себя рефлексию на тему поиска настоящего, земного счастья обреченными на гибель героями. Но времена явно изменились, ракеты взрываются куда реже (хотя перед глазами стоит еще сгоревший на взлете в 1986 году шаттл «Челленджер», в котором погибли астронавтки Криста Маколифф и Джудит А. Резник). Поэтому Винокур и забралась в самое сердце герметичной международной космической системы, представляющей собой модель смертельно зараженного амбициями земного общества, приведенную в уменьшенном масштабе.

"

Скачать книгу «Проксима»: Ева Грин в скафандре и вокруг него» fb2

Коментарии