9 РОТА» — КАК БЫЛО ВСЁ НА САМОМ ДЕЛЕ

9 РОТА» — КАК БЫЛО ВСЁ НА САМОМ ДЕЛЕ

«9 РОТА» — КАК БЫЛО ВСЁ НА САМОМ ДЕЛЕ

«9 РОТА» — КАК БЫЛО ВСЁ НА САМОМ ДЕЛЕ

Те, кто посмотрели кинофильм «9 рота», должны знать, что в основу фильма взят конкретный, имевший место в реальной жизни эпизод афганской войны, а прототипом главного героя картины, так мастерски исполненного Фёдором Бондарчуком, является Иван Бабенко, который, к счастью, остался после всех столь страшных событий, представленных в фильме, живым. Интересные факты, не правда ли? А вот и ещё более интересная вещь: Иван Бабенко — уроженец крымского районного центра Раздольного, где живёт в наши дни и трудится в предприятии «Крымгазсети» начальником управления эксплуатации газового хозяйства по Раздольненскому и Черноморскому районам.
Знать об этом и не попытаться увидеться с таким героическим человеком, было бы крайне неправильно, вот мы и воспользовались случаем, чтобы встретиться с ветераном афганской войны, поговорить, попросить его рассказать о том, какою эта война видится её ветерану по прошествии столь долгих лет, что у него на самом деле связано с девятой ротой и событиями, положенными в основу известного кинофильма. Несколько интереснейших диалогов у нас с Иваном Павловичем Бабенко состоялось, и вот что удалось узнать.
Да, действительно, Иван Бабенко — крымчанин. После окончания Раздольненской средней школы, как практически у всех советских юношей, — служба в армии, и сразу — попытка поступления в Рязанское высшее военное воздушно-десантное училище. «Срезался» на математике, но тут же, немедля, направился в Подмосковье и поступил в Коломенское высшее военно-артиллерийское училище. Год 1982-й — год окончания учёбы, присвоение первого офицерского звания и направление на службу в войска. Попал на советско-польскую границу, в артиллерийский полк одной из частей Воздушно-десантных войск.
Время окончания училища примечательно тем, что в эти годы уже в разгаре была начавшаяся ещё в 1978 году гражданская война в Афганистане с участием многочисленных зарубежных наёмников и куда афганским законным правительством был приглашён ограниченный контингент советских войск.


Война эта очень своеобразна: Советский Союз строил в Афганистане множество различных промышленных и социальных объектов, прокладывал трубопроводы, тянул ЛЭП, доставлял бензин, дизельное топливо. Одновременно советские военные части были задействованы и активно участвовали в боевых операциях, противодействовали наступлению формирований «восставших» — моджахедов, боровшихся с законной властью Афганской Демократической Республики и пытавшихся свергнуть её.
Так вот, офицер-артиллерист Иван Бабенко в 1986-м году попал в Афганистан. Боевое крещение. Участие в отдельных вылазках и спецоперациях. Короткие промежутки затишья между боестолкновениями и отражением атак моджахедов, «духов», как их называли советские бойцы. Судьба военная берегла Ивана Бабенко во всех этих передрягах. А почти через полтора года после прибытия в Афган, в ночь с седьмого на восьмое января нового 1988-го года, — именно тот бой и те события, что легли (как утверждают сценаристы и постановщики) в основу фильма «9 рота», по правде говоря, очень мало соотносящегося с реальностью. Реальные же события разворачивались следующим образом.
Бой в рождественскую ночь был оборонительный, но сражаться за «высоту 3234», как она была обозначена на картах, пришлось яростно и жёстко. И высота эта должна была перейти от моджахедов к советским воинам потому, что с неё был прекрасный обзор в обе стороны дороги километров на 25-30 и она занимала господствующее положение у дороги «Хост – Гардез», по которой шло снабжение продовольствием, топливом, боеприпасами населения и военных частей афганских правительственных войск взятого моджахедами в плотную осаду города Хоста. За некоторое время до этого советские войска уничтожили крупную базу моджахедов в округе Хост и передали его под контроль афганским правительственным войскам, но те удержать полученных ими позиций не сумели и сами попали в полное окружение. Таким образом город Хост оказался в блокаде, снять которую и должны были советские военные.
Обеспечить реализацию плана советской группы войск по взятию под полный контроль автодороги «Хост — Гардез» и открытию по ней регулярного движения и снабжения города Хоста всем необходимым предписывалось силам 345-го гвардейского отдельного парашютно-десантного полка, в состав которого входила в том числе и девятая рота. Задание этой роте поставлено было такое: захватить безымянную высоту 3234, закрепиться на ней, удерживать до прихода основных сил и не допустить прорыва противника к дороге «Хост — Гардез».
Первую часть приказа командира 345-го полка подполковника Валерия Востротина девятая рота выполнила — захватила высоту и закрепилась на ней. Сюда, на эту высоту и в эту роту, был направлен в качестве корректировщика артиллерийского огня вместе с тремя бойцами-связистами старший лейтенант Иван Бабенко, командир взвода управления второй гаубичной артбатареи артиллерийского дивизиона 345-го полка. Прибыв на место, немедленно вступил вместе со всею ротой в бой, который продолжался почти целые сутки. Одна атака «духов» следовала за другой, всего же их было в эту страшную зимнюю ночь двенадцать. В самом начале боя, почти сразу, погиб связист Андрей Федотов, была разбита и рация, поэтому Ивану пришлось воспользоваться другой.
А моджахеды снова и снова шли на высоту. Шли в полный рост, все в чёрном зловещем одеянии, с дикими криками, явно обкуренные наркотиками. Это были отчаянные головорезы из так называемых «чёрных аистов» — соединений, сформированных из пакистанских спецназовцев, афганских бывших уголовников, наёмников из разных стран, и не приведи бог попасться таким в плен!
В одной из первых атак погиб гвардии младший сержант командир расчёта крупнокалиберного пулемёта «Утёс» Вячеслав Александров. Видя, что его участок «духи» окружают, он отослал двух бойцов, своих помощников, к основным силам роты, сам отстреливался, пока его пулемёт не замолчал от разрыва вражеской гранаты. От этого же разрыва погиб и сам пулемётчик, подпустив врага максимально близко и тем самым надолго задержав наступавших. Позже в автомате Вячеслава обнаружили пять патронов — последних. Посмертно этому молодому бойцу было присвоено звание Героя Советского Союза.
За долгие часы непрекращавшегося боя боеприпасов оставалось всё меньше, офицеры девятой роты были готовы вызвать огонь на себя, и комполка выслал на подмогу и для усиления девятой роты разведвзвод с его командиром старшим лейтенантом Алексеем Смирновым. Скрытно, в кромешной зимней ночной тьме, по заснеженным горам, а это до трёх тысяч метров над уровнем моря, неся на себе непомерно тяжёлый груз боеприпасов, целых три километра добирались разведчики к месту боя, к высоте 3234. Помощь — как нельзя кстати, и рота пошла в атаку, выбив наконец наступавших моджахедов с подступов к высоте. Они так сюда больше и не сунулись.
Позже выяснилось, что наступали на высоту 3234 около четырёх сотен известных своей звериной жестокостью «чёрных аистов», и это — против наших 39-ти бойцов! Вооружены моджахеды были до зубов, всем тем, что поставлялось в основном из-за рубежей Афганистана, в том числе зловещими гранатами, начинёнными ртутными шариками, при ранении которыми выжить не было никакой возможности. Осколками такой гранаты был смертельно ранен боец Владимир Криштопенко, который мучительно умирал на руках своих товарищей, а они, в отчаянии, помочь ничем не могли.
Мощная злобная силища «духов» уступила другой силе — советских бойцов, и победа на высоте 3234 была обеспечена в том числе усилиями корректировщика артиллерийского огня Ивана Бабенко, очень умело, профессионально и смело в тех условиях руководившего и направлявшего в нужное место и по нужным координатам с достаточно дальнего расстояния от командного пункта полка столь необходимую поддержку — снаряды гаубиц ложились точно в цель, по врагу, буквально в полусотне метров от сдерживающих наступление моджахедов наших ребят. А какими говорящими были позывные Ивана Бабенко и командного пункта! Он выходил на связь, говоря: «Варяг! Я — Герой, слышишь меня?». И «Варяг» — слышал…
Мы перебираем с Иваном Павловичем старые чёрно-белые снимки тех давних лет, и мой визави рассказывает:
- Вот — капитан Александр Борисенко, «крестный папа» девятой роты, командир разведчиков, которые пришли к нам на помощь на высоту 3234. Жив-здоров, живёт в Москве, созваниваемся. А это — санинструктор Олег Калодзаев, погиб под Джалалабадом, спасая командира разведвзвода Сергея Коршикова. Здесь мы вдвоём с сержантом Александром Кравченко после стрельб, а тут — обмываем с ребятами мой орден Красной Звезды. На этом фото — убитый на высоте 3234 Андрей Федотов, Федот, как мы его звали. А это — Фёдор Бондарчук собственной персоной. Здесь — мой младший сын 2008-го года рождения, Тимоха…
Есть что вспомнить герою фильма «9 рота» старшему лейтенанту Ивану Бабенко. Ершистый характер, непримиримый с непомерной угодливостью и холуйством, радеющий о справедливости всегда и везде. За эти качества его фамилию вычеркнули из списка на присвоение звания Героя Советского Союза после боя на высоте 3234, да и в запас он после восемнадцати лет службы в войсках вышел в звании старшего лейтенанта. «А не беда! — говорит. — Главное — жив после всех передряг остался. И с боевыми товарищами по-прежнему в дружбе, хотя разбросала жизнь всех не просто по разным городам — по разным странам. На Украине один бывший сослуживец сейчас на стороне ВСУ, другой — на Донбассе. Вот так жизнь распорядилась…».
Кстати, в фильме «9 рота» погибли все наши бойцы, а в реальности — шестеро из 39-ти, и ни один офицер ни одного бойца не оставил без помощи и поддержки.
Жизнь — она мудрее и справедливее любого кино.
Любовь ЧЕРНОГОРСКАЯ
Фото из архива Ивана БАБЕНКО

Комментарии

Список комментариев пуст

"

Скачать книгу «9 РОТА» — КАК БЫЛО ВСЁ НА САМОМ ДЕЛЕ» fb2

Коментарии