Иваново детство

Иваново детство

Иваново детство интересные факты о фильме

Основными визуальными материями для режиссера стали такие первоэлементы нашего мира, как вода, земля, огонь и воздух. Сквозь эти фундаментальные стихии автор проецировал модель глубинных переживаний своих героев, которые за счет преображения в изменчивых и неустойчивых формах воды и огня приобретали особый сакральный статус, превращаясь в образ. В «Ивановом детстве» таковым является образ матери, расплывающийся в глубине темного колодца, из которого маленький Иван пытался выловить загадочную звезду. Вся сюжетная линия главного героя строится вокруг самого теплого из воспоминаний — грезы светлого струящегося детства.

Открытый финал закрепится за Тарковским как неотъемлемый режиссерский и драматургический прием, проходящий сквозной линией через все его фильмы.

Экранизация военной повести Владимира Богомолова «Иван»

Фильм является хронологически второй экранизацией военной повести Владимира Богомолова «Иван», ранее снятой Эдуардом Абаловым, но не прошедшей редакционную коллегию «Мосфильма».

Повесть «Иван», опубликованная в 1958 году в журнале «Знамя», принесла автору признание и успех. Трагическая и правдивая, в отличие других произведений, история мальчика-разведчика, погибающего от рук немцев с полным сознанием исполненного профессионального долга, сразу же вошла в классику советской прозы о войне.

Жан-Поль Сартр, ведущий представитель французской волны экзистенциализма, писатель и драматург, в своем знаменитом письме-эссе главному редактору итальянской газеты «Унита» Марио Аликате писал об образе главного героя следующее:


«Это существо не в силах порвать нити, связывающие его с войной
 и смертью, ему отныне необходим этот зловещий окружающий мир, освобождающееся от страха в разгар битвы в тылу, оно будет изглодано тревогой. Дело в том, что для этого ребенка весь мир — галлюцинация, а сам он, чудовище и мученик, — галлюцинация для других, окружающих его в этом мире».*


*Сартр Ж.-П. Письмо редактору газеты «Унита» Марио Аликате. Фрейлих С. Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского.
М.: Искусство. 1992. С. 324-325.

Гравюра Альбрехта Дюрера «Всадники апокалипсиса»


Четыре всадника Апокалипсиса, 1497—1498

Представление субъективных переживаний Ивана разворачивается не только посредством обыкновенных деталей предметного мира, но и на материале художественных памятников, таких как альбом с гравюрой Альбрехта Дюрера «Всадники апокалипсиса», который мальчик листает в подвале. Отзываясь гулким эхом в замкнутом пространстве, воспоминания Ивана расширяются до масштабов универсальной трагедии всего человечества, становясь художественным обобщением.

Изображено четыре всадника (справа налево): первый — Завоевание с венцом
и луком, второй — Война с мечом, третий — Голод с весами, четвертый — Смерть,
в отличие от других всадников на неподкованном неосёдланном тощем коне. Дюрер отошёл от привычного представления Смерти в виде ухмыляющегося скелета с косой,
он изобразил Смерть в виде худого бородатого старика с трезубцем.

Дюрер представил в левом нижнем углу гравюры чудовище с широко распахнутой пастью. Люди из различных слоёв населения тщетно пытаются избегнуть этого чудовищ.

Актерский состав Николай
Бурляев Иван,
главная роль Валентин
Зубков Леонид Холин,
капитан Евгений
Жариков Гальцев,
старший лейтенант Степан
Крылов Николай
Гринько Грязнов
(роль озвучивал
другой актер) Дмитрий
Милютенко Безумный старик Валентина
Малявина Маша, фельдшер,
лейтенант медслужбы Андрей
Кончаловский Солдат, до войны
учился с Машей

На роль Ивана сразу был утвержден Николай Бурляев. Этого юного артиста Андрей Кончаловский незадолго до съемок встретил на улице, предложил сниматься в кино и снял в дипломном фильме «Мальчик и голубь». Бурляев вспоминал о Тарковском:

«Он добивался полной правды, а не игры».

«Иваново детство» стало первой серьезной актерской работой для 14-летнего Николая Бурляева, позже, в 1966 году, сыгравшего юного архитектора Бориску в финальной новелле «Колокол» из фильма «Андрей Рублев».

Именно работа над фильмом «Иваново детство» убедила Тарковского в том, что для талантливой актерской игры совсем необязательно набирать профессионалов. Главное, чтобы это были искренние и талантливые люди. В фильме «Иваново детство» снялись лишь несколько профессиональных актеров. Николай Бурляев — обычный советский школьник, Евгений Жариков — студент ВГИКа, ученик Сергея Герасимова, Валентина Малявина — студентка первого курса Школы-студии МХАТ. В эпизодической роли появляется в фильме и первая жена режиссера Ирма Тарковская — она играет роль матери Ивана. Тарковский попросил Владимира Высоцкого попробоваться на роль капитана Холина, но худсовет, просмотрев пробы Высоцкого, решил, что они неудачны.
В итоге роль Холина сыграл Валентин Зубков. Лента стала дебютной в том числе и для оператора-постановщика Вадима Юсова, которому принесла мировую известность
и признание за оригинальное светотеневое решение фильма, во многом отсылающее
к эстетике немецкого экспрессионизма. Так же в крохотном эпизоде у березовой рощи можно заметить Андрея Кончаловского в роли рядового солдата.

"

Скачать книгу «Иваново детство» fb2

Коментарии