Победитель драконов. Чем запомнился Марк Захаров | Персона | Культура | Аргументы и Факты

Победитель драконов. Чем запомнился Марк Захаров | Персона | Культура | Аргументы и Факты

Победитель драконов. Чем запомнился Марк Захаров

Марк Захаров.

В субботу, 28 сентября, на 86-м году жизни скончался режиссер театра и кино, народный артист СССР и лауреат других государственных наград Марк Захаров. О его смерти сообщил Марк Варшавер, директор театра «Ленком», который Захаров возглавлял более 45 лет. Причина смерти пока не называется, по данным телеграм-канала Mash, Захаров проходил лечение после обострения заболевания легких. В начале сентября 2019 года сообщалось, что Захаров выписывается из клиники, чтобы начать работу над новым спектаклем, в этом сезоне худрук впервые не пришел на традиционный сбор труппы «Ленкома».

Варшавер сказал ТАСС, что Захаров скончался после продолжительной болезни. Дата и место прощания будут названы позже.

Вопрос-ответ

Смерти Захарова больше всего подходит избитое описание «уходит эпоха». Он действительно был эпохой — как минимум для «Ленкома», такой эпохой, к примеру, был для театра на Таганке Юрий Любимов. Правда, у Захарова не было своего актерского курса, но и он вынужден был исправлять ситуацию в коллективе, доведенном предшественниками почти до ручки.

Что любопытно, режиссерского образования у Захарова не было. Он родился в 1933 году в Москве, детство провел на Красной Пресне, в год фактически остался без отца — того осудили по печально известной 58-й статье, а после трех лет заключения вообще выслали подальше. Мать поехала за ним, а ребенка воспитывала бабушка. Потом началась война, маленький Марк уехал в эвакуацию. Потом он напишет в воспоминаниях, что по возвращении в Москву и смерти бабушки «началась жизнь тяжелая, полуголодная, бесперспективная». Отца снова выслали — как неблагонадежного, и мать в одиночку пыталась вытащить семью.

Мать Захарова, кстати, преподавала в драмкружках и вела занятия детской художественной самодеятельности. Она не хотела, чтобы сын был актером, да он и сам не особо рвался на это поприще. Но из-за судимости отца его не взяли в Военно-инженерный институт, а в МИСИ поступить не удалось. И тогда он вспомнил своё детское увлечение кукольным театром, впрочем, и тут получилось не сразу — в Школу-студию МХАТ Захарова не взяли, а вот в ГИТИС на актерский факультет он поступить смог.

Институт Захаров окончил в 1955-м. Его распределили в Пермский областной драматический театр (сейчас — пермский Театр-Театр), в Перми он попробовал себя в режиссуре — руководил самодеятельным коллективом местного университета. После Перми он вернулся в Москву, работал в театре имени Гоголя и Эстрадном театре миниатюр («Эрмитаж»). Всерьез режиссурой Марк Захаров занялся в Студенческом театре МГУ, где поставил «Дракона» по пьесе Евгения Шварца. Вообще именно Студенческий театр стал для Захарова стартовой площадкой как профессионального режиссера, после него он ставил спектакли в Московском театре Сатиры и театре имени Маяковского.

А в 1973 году для Захарова началась эпоха «Ленкома» — молодого перспективного режиссера отправили возрождать театр имени Ленинского комсомола, который несколько лет — после увольнения Анатолия Эфроса — просто лихорадило. Причем пришел Захаров с самыми широкими полномочиями — ему дали право увольнять любых актеров, которые ему не подходят. Он, впрочем, эти правом не воспользовался. Напротив, сохранив труппу, Захаров начал приглашать актеров из других театров и даже из театральных вузов.

Марк Захаров. 1974 г.

Так, именно Захаров сделал ведущим актером Николая Караченцова, которые до его прихода перебивался эпизодическими ролями, он пригласил молодого студента ГИТИСа Александра Абдулова, переманил из Саратова Олега Янковского. Вместе с обновленным репертуаром — а Захаров поставил в «Ленкоме» спектакли «Тиль» по пьесе Григория Горина, «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты», «В списках не значится» — обновление состава пошло театру только на пользу. О «Ленкоме» Захарова заговорили — и не только в театральных кругах.

Впрочем, массовому зрителю 70-80-х Марк Захаров был известен прежде всего как кинорежиссер. Первую свою картину (вместе с Александром Орловым) он снял в 1972-м. Это был музыкальный телефильм «Стоянка поезда — две минуты» с Юрием Беловым и Олегом Видовым. Но настоящий дебют случился несколькими годами позже, в 1977-м, когда вышел многосерийный фильм «Двенадцать стульев», в котором блистали Андрей Миронов и Анатолий Папанов, а в ролях второго плана был собран весь цвет тогдашнего советского кинематографа.

Олег Табаков и Андрей Миронов в фильме «Двенадцать стульев».

По слухам, на Захарова обиделся Леонид Гайдай (он снял свои «12 стульев» с Арчилом Гомиашвили в 1971-м), сам Захаров рассказывал, что первый показ картины на телевидении оказался провальным. Впрочем, уже после второго показа стало ясно, что это успех, и с каждым показом — успех все больший. По мнению актера и режиссера Михаила Козакова, Захаров немного опередил время, сняв экспериментальную музыкальную версию книги Ильфа и Петрова.

«Обыкновенное чудо», 1978 год.

А потом Захаров выстрелил целой обоймой фильмов, которые моментально стали классикой советского кино — «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен», «Дом, который построил Свифт», «Формула любви». В них снимались артисты театра, которым он руководил, они становились звездами, а произведения, которые Захаров экранизировал, получали вторую жизнь, и фразы из них моментально уходили в народ.

В театре он тоже, кстати, экспериментировал. Сразу по приходу в «Ленком» ввел в труппу московскую рок-группу «Аракс», которая работала над музыкальным сопровождением спектаклей «Тиль» и «Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты». В 1981-м в театре была поставлена знаменитая рок-опера «Юнона и Авось».

С кино Захаров попрощался в 1988-м — его фильм «Убить дракона», вроде бы и созвучный времени, был не слишком тепло принят, после этого он не снял ни одного фильма. Но тогда и время было странное. Как раз тогда Захаров в программе «Взгляд» сжег свой партбилет, и об этом поступке потом очень сильно сожалел и называл этот демарш «дурным поступком».

В театре же Захаров продолжал работать много лет, ставя новые спектакли и воспитывая новые поколения актеров. И как-то приучив публику, что «Ленком» — это Захаров, а Захаров — это «Ленком».

Художественный руководитель Московского театра «Ленком» Марк Захаров.

Статья по теме

В интервью АиФ Захаров признавался, что молодые актеры вряд ли способны заменить тех, кто пришел в «Ленком» в 70-е.

«У меня на этот счёт довольно субъективный взгляд. Мне кажется, что такой одарённости, которой обладал, например, Александр Абдулов, я вряд ли уже найду. Или того же Янковского уже не воспитаешь — он, до того как попасть в театр, прожил какую-то свою жизнь, которая начала формировать его талант», — говорил Захаров. Но он тут же добавил:

«Но всё-таки у нас большая страна, есть большой демографический резерв, и наверняка найдутся люди, которые смогут внести свой вклад не только в то дело, которое они выбрали, но и в то, о котором они пока не знают. У нас есть очень перспективные молодые актёры, и я с большой надеждой на них взираю», — сказал режиссер.

"

Скачать книгу «Победитель драконов. Чем запомнился Марк Захаров | Персона | Культура | Аргументы и Факты» fb2

Коментарии