Каннский кинофестиваль. Интересные факты | Новости портала Российское образование

Каннский кинофестиваль. Интересные факты | Новости портала Российское образование

Каннский кинофестиваль. Интересные факты

Сегодня отмечает день рождения наиболее престижный фестиваль в кинематографическом мире. Каннский кинофестиваль ежегодно собирает звезд, профессионалов кино и любителей широкого экрана со всего мира.

Редакция портала «Российское образование» хоть и не побывала на знаменитой набережной Круазетт в курортном городе Канны, но собрала факты об истории и особенностях фестиваля.

История кинофестиваля

Идея организовать кинофестиваль во Франции возникла в связи с ростом популярности фестиваля в Венеции. Но на итальянском фестивале в основном были представлены местные фильмы, другие же страны оставались в меньшинстве.

В 1938 года один из главных призов завоевала «Олимпия» Лени Рифеншталь. На этой почве произошел скандал, и Франция решила провести собственный фестиваль с независимым жюри и широким представительством всех стран.

Инициатором стал министр образования Франции Жан Зэй. Почетным Председателем жюри был назначен Луи Люмьер (тот самый изобретатель кинематографа).

Открытие первого международного кинофестиваля в Каннах планировалось на 1 сентября 1939 года, но начало Второй мировой войны не позволило его провести.

В итоге открыли фестиваль уже после войны – 20 сентября 1946 года. На конкурсе было представлено 46 фильмов, 11 из них получили главную награду – Гран-При кинофестиваля. От СССР приз получила картина Фридриха Эрмлера «Великий перелом».

С 1946 года кинофестиваль проводится ежегодно, однако в его истории не всегда все было гладко, и в некоторые годы по различным причинам он отменялся. В 1951 году организаторы фестиваля изменили время его проведения с осени на весну.

С 1959 года журналистам стали показывать фильмы днем, до начала официального показа. Это было сделано для того, чтобы представители СМИ могли составить мнение о фильмах заранее.

К концу 60-х кинофестиваль приобрел статус респектабельного мероприятия – с развитой инфраструктурой, отработанными механизмами и умело режиссируемой интригой, что стало залогом развития и успеха следующих смотров.

Правила фестиваля

По традиции, заведенной первым фестивалем, главная премия — сначала Гран-При, а с 1955 года «Золотая пальмовая ветвь» — присуждается лучшему полнометражному и лучшему короткометражному фильмам.

Полнометражным фильмам на фестивале вручаются и другие призы: лучшим актеру, актрисе, режиссеру и сценаристу, Приз жюри, «Золотая пальмовая ветвь» за короткометражный фильм, «Золотая камера» за лучший дебют.

Жюри может также присудить еще одну премию полнометражному фильму и две – короткометражным.

В 1969 году программа фестиваля была дополнена проведением «Двухнедельника режиссеров» — параллельного показа фильмов, организованного созданным годом ранее Обществом кинорежиссеров.

В 1978 году Жиль Жакоб создал внеконкурсную секцию «Особый взгляд». С тех пор в Каннах проходят три фестивальных показа: основной конкурс, «Двухнедельник режиссеров» и «Особый взгляд».

Процесс отбора фильмов участников показа и победителей включает несколько стадий. Претендентом на показ в официальной и неофициальной программе Каннского фестиваля может стать любая картина, отвечающая предварительным условиям. Предлагаемые фильмы должны быть снятыми в течение двенадцати месяцев, предшествующих фестивалю, и не участвовавшие в конкурсной программе других кинематографических форумов.

Длительность фильмов: короткометражный — до 15 минут с титрами, полнометражный фильм — свыше 60 минут.

Российские фильмы-призеры

Главным призером Канн Россия стала лишь однажды: в 1958 году «Золотую пальмовую ветвь» получил фильм Михаила Калатозова «Летят журавли».

В разные годы работы советских и российских кинематографистов удостаивались Гран-при фестиваля и призов Международной ассоциации кинокритики. Среди них следующие фильмы «Великий перелом» Фридриха Эрмлера (1946), «Человек N 217» Михаила Ромма (1946), «Солярис» Андрея Тарковского (1972), «Сибириада» Андрея Кончаловского (1979), «Ностальгия» Андрея Тарковского (1983), «Жертвоприношение» Андрея Тарковского (1986), «Покаяние» Тенгиза Абуладзе, главный приз жюри - «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова (1994).

Успешным для российского кино стал Каннский кинофестиваль 1990 года: лучший режиссер — Павел Лунгин с фильмом «Такси-блюз», приз за выдающиеся художественные достижения получает фильм «Мать» Глеба Панфилова, «Золотая камера» присуждена Виталию Каневскому за дебютную картину «Замри, умри, воскресни».

В 2003 году премия Международной ассоциации кинокритиков была присуждена режиссеру Александру Сокурову за представленный на официальный конкурс Каннского фестиваля фильм «Отец и сын», в 2012 году этой награды была удостоена картина «В тумане» Сергея Лозницы, также представленная на официальном конкурсе кинофестиваля.

А в 2014 году фильм «Левиафан» Андрея Звягинцева получил приз за лучший сценарий.

Лучшими режиссерами становились: Сергей Васильев («Герои Шипки») в 1955 году, Сергей Юткевич («Отелло») в 1956 году и («Ленин в Польше») в 1966 году, Юлия Солнцева («Повесть пламенных лет») в 1961 году, Андрей Тарковский («Ностальгия») в 1983 году и Павел Лунгин («Такси-блюз») в 1990 году.

Интересные факты

Первой «Золотой пальмовой ветви», действительно изготовленной из золота, был удостоен американский фильм Дэлберта Манна «Марти».

Главный приз Каннского кинофестиваля вручался помимо игровых фильмов также и документальным лентам («Фаренгейт 9/11», «В мире безмолвия»).

В 2008 году бюджет фестиваля составил около 20 миллионов евро.

Решение о вручении призов кинофестиваля принимает жюри, состав которого определяет дирекция фестиваля. В состав жюри входят ведущие мастера мировой кинематографии: режиссеры, актеры, критики.

Единственным полнометражным советским (российским) фильмом, который выиграл главный приз фестиваля — «Золотую пальмовую ветвь» — остается картина «Летят журавли» режиссера Михаила Калатозова, удостоенная этой награды в 1958 году.

60-е - годы триумфа таких именитых режиссеров, как Федерико Феллини с картиной «Сладкая жизнь» («Золотая пальмовая ветвь»-1960), Микеланджело Антониони с лентой «Фотоувеличение» («Золотая пальмовая ветвь»-1967) и Клода Лелуша с фильмом «Мужчина и женщина» («Золотая пальмовая ветвь»-1966).

Фильм «Большая семья» (1955 года) режиссера Иосифа Хейфица — самый «титулованный» за всю историю Международного Каннского Кинофестиваля — завоевал 16 призов (в номинации «Лучший актерский ансамбль» — 16 человек).

"

Скачать книгу «Каннский кинофестиваль. Интересные факты | Новости портала Российское образование» fb2

Коментарии