Дом Солнца | это. Что такое Дом Солнца?
Дом Солнца
«До́м Со́лнца» — фильм Гарика Сукачёва по повести Ивана Охлобыстина «Дом восходящего солнца» [2] .
Съёмки продолжались около двух лет [3] (они проходили в Москве и Крыму — Балаклава, Карадаг, Керчь), и на экраны фильм вышел 1 апреля 2010 года [4] .
Сюжет
В 1970-е гг. девушка из приличной семьи Саша открывает для себя мир хиппи и влюбляется в Солнце, лидера одной из общин этой субкультуры. Её новыми друзьями становятся: фарцовщик Малой, чилийский революционер Хуан, суровая и честная Герда, длинноволосый Скелет. Скучной, лицемерной советской действительности противопоставлено братство творческих личностей.
Отец Саши, пытаясь оградить дочь от пагубного влияния сверстников, достает ей путевку за границу, но Саша останавливает автобус и с компанией хиппи едет на юг к морю. Саша учится пить вино из бутылки и страдает от странностей Солнца, который постоянно куда-то исчезает. На юге хиппи останавливаются дикарями" в частном доме, ходят на импровизированные дискотеки и танцуют под рок-музыку, которую транслирует на пиратском радио загадочная «Баба Беда» (дочь начальницы местной милиции). Во время потасовки с "дембелями"-пограничниками хиппи попадают в милицию. Для их вызволения Солнце сначала обращается к своему отцу, советскому адмиралу (здесь выясняется, что Солнце смертельно болен и нуждается в серьёзном лечении в Москве), а потом к "Бабе Беде", которая дает деньги на взятку своей матери-милиционеру. После освобождения хиппи на берегу моря при свете костров начинается вечеринка. Тем временем Солнце сжигает свой шалаш ("дом солнца", который он показал только Саше). В конце фильма зрители узнают, что Солнце умер на операционном столе до того, как за ним пришли люди из госбезопасности. Кто-то из компании хиппи покончит жизнь самоубийством, кто-то погибнет в Афгане, Герда с Хуаном сгинут в Мозамбике, а Саша вернется в Москву к своей обычной жизни и станет врачом-кардиологом.
Идея фильма напоминает режиссерский ход (Валерий Тодоровский) в фильме "Стиляги". Молодежное движение хиппи середины советских 70-х годов XX века приходит на смену "стилягам" середины 50-х. Можно предположить даже, что некоторые из родителей героев фильма когда-то были теми самыми стилягами. Тем не менее общий замысел Сукачева и Охлобыстина иной. Начиная от легендарного первого концерта "Машины времени", разогнанного милицией, и заканчивая яркой прорисовкой мировоззрения хиппи, фильм строится на разнообразном музыкальном и повседневном материале, рисующем образ эпохи советского "застоя". Сама музыка - в отличие от фильма В.Тодоровского - в основном, привязана к изображаемой эпохе. Прекрасный подбор актеров, даже тех, кто занят в эпизодических ролях.
В ролях
- Станислав Рядинский — «Солнце»
- Светлана Иванова — Саша Сергеева
- Дарья Мороз — «Герда», Полина Крепак
- Иван Стебунов — «Малой», Павел Кочетков
- Кирилл Поликашин — «Скелет», Виталий Гринцер
- Моисес Бланко — Хуан Мариа Арана Мортейру
- Алексей Горбунов — «Кореец», Борис Павлович Капельский
- Александр Мохов — Владлен Александрович, отец Саши
- Ольга Блок-Миримская — Антонина Анатольевна, мать Саши
- Анатолий Смиранин — Вадим, жених Саши
- Сергей Баталов — дядя Родион
- Анна Цуканова — «Баба Беда»
- Никита Высоцкий — адмирал Алексей Карелин, отец Солнца
- Михаил Ефремов — профессор Виктор Немчинов
- Иван Охлобыстин — лектор
- Чулпан Хаматова — Галина, жена Корейца
- Иван Макаревич — Андрей Макаревич (псевдокамео)
- Даниил Маргулис — Евгений Маргулис (гр. «Машина Времени», псевдокамео)
- Велимир Русаков — Юрий Борзов (гр. «Машина Времени»)
- Гарик Сукачёв — Владимир Высоцкий
- Евдокия (Дина) Германова — руководитель туристической группы
- Нина Русланова — баба Оля
- Татьяна Агафонова — мать Бабы Беды, начальник отделения милиции
- Владимир Теплышев — гуру
Эпизодические роли в фильме сыграли: Александр Ф Скляр, Ногон Шумаров, Булат Гафаров, Александр Сукачев — сын Гарика Сукачева и другие.
Саундтрек
Большое внимание в фильме уделено музыке и музыкальному оформлению. В создании саундтрека к фильму приняли участие известные культовые рок-группы: «Машина времени», «Воскресение», «Калинов мост». Также звучат мировые хиты начала 70-х:
- «Angle» (Jim Milne),
- «Mean Mistreater» (Mark Farner),
- «Кумпарсита» (автор и исполнитель аранжировки Н. В. Мирошник),
- «Time To Move» — Rod Argent (исполняет «The Zombies»),
- «King Dick Two» (Jim Milne, Steve Clayton),
- «Born to Be Wild» — Steppenwolf (M. Bonfire),
- «Rich Folks Hoax» — Jesus Rodriguez (S. D. Rodriguez),
- «Forget It» (J. Rodriguez).
Несоответствия во времени
Если вы не согласны с этим, пожалуйста, покажите в тексте существенность излагаемого материала. В противном случае раздел может быть удалён. Подробности могут быть на странице обсуждения.
- На сцене, где происходит первое выступление группы «Машина времени» (а оно скорее всего происходило 1969 году), стоит магнитофон модели Ростов-102 (начало производства — 1976 год). Да и Маргулис в группе появился в 1975 году, а действие фильма происходит в 1974 году — выход в широкий прокат в СССР фильма «Генералы песчаных карьеров» 1971 года производства, который был показан на ММКФ в 1971 году.
- Ещё один киноляп, точнее хронологическая ошибка, которую трудно было не заметить — во время сцены в кинотеатре, на премьере фильма «Генералы песчаных карьеров», в холле кинотеатра находились игровые автоматы «Морской бой» и «Баскетбол». В 1974 году (время премьеры фильма) игрового автомата «Баскетбол» ещё не было — это изобретение 80-х годов.
- События фильма относятся к первой половине 70-х гг., но все милиционеры в фильме одеты в фуражки с круглой эмблемой («капустой»), в то время как до 1977 г. в ходу была разлапистая (как на парадной офицерской фуражке).
- В сцене, где Хуан «смотрел на Чили» с маяка, на нём отчетливо видно антенны сотовой связи, которых не было в семидесятых.
- На перроне вокзала хорошо видна современная (бетонная) брусчатка.
- На 27-й минуте в доме напротив на балконе металлопластиковые окна и двери.
- Ручки на кухонном гарнитуре у Саши дома явно не из советского времени.
- На загоревших телах девушек, которые побежали купаться обнаженными на пляже ночью, во время всеобщего сбора хиппи, видны полоски от стрингов, которых в Советском Союзе точно не было.
- В качестве такси и частных легковых машин в фильме задействованы «Волги» ГАЗ-21. Однако с 1969 г. они вытеснялись «Волгами» ГАЗ-24. В 1974 г. на столичных улицах должны были бы бросаться в глаза новые «Волги» и выпускавшиеся с 1970 г. «Жигули».
- Одна из пластинок, которую Бабе Беде приносит Солнце, альбом «Black Sabbath» Vol.4 1972 г.
- Повальная мода на барабаны и фаер-шоу (последняя сцена) появилась после 2000 года.
- В конце фильма в титрах сказано "Скелет - Виталий Гринцер, погиб в Кабуле 27 декабря 1979 года, сражаясь в составе 105-й гвардейской воздушно-десантной дивизии за дворец Даруломан." - 105 гвардейская воздушно-десантная Венская Краснознамённая дивизия была расформирована осенью 1979 года.
Интересные факты
- Прототип Солнца — главного героя фильма — лидер и один из основателей московской системы хиппи — Юра «Солнышко» Бураков. Юра был сыном крупного чиновника и зарабатывал скупкой валюты и спекуляцией, деньги обычно пропивались. Был арестован при покупке наркотиков. Умер в 43 года во время эпилептического припадка, случившегося прямо на улице.
- Существует песня «The House of the Rising Sun», в которой герой повествует о том, как погубил свою жизнь в доме Восходящего Солнца, и предостерегает от такой судьбы («Дом Восходящего Солнца» одни понимают как кабак или игорный дом, другие как публичный дом, третьи как тюрьму).
- В сцене, когда вместо выступления ВИА «Удачное приобретение» на сцену выходит ВИА«Машина времени», молодого лидера группы играет Иван Макаревич, сын Андрея Макаревича, а Евгения Маргулиса, соответственно — его сын, Данила Маргулис.
- Институт, который показывают как медицинский, на самом деле — МГТУ им. Н.Э.Баумана.
- Это, скорее всего, гэг. Баба Беда получает от главного героя пачку винила, один диск из пачки обзывает «левым» чуваком, но не расстраивается, так как знает, каким лохам его «впарить». Этот винил — Black Sabbath «Vol 4», левыми чуваками, тем более в те времена, назвать было трудно.
- Солнце представляет В.Высоцкого Саше как Владимир Семенович Высоцкий. Вряд ли в 70-е близкие знакомые называли его по имени отчеству.
- В. Высоцкий обращается к Саше «Барышня…». В конце фильма адмирал, которого играет Н. Высоцкий, также обращается к Саше «Барышня…»
- Реакция Герды на выступление «Машины времени»: «Это — реально круто» звучит слишком современно. В 70-е годы был иной жаргон. В фильме есть множество и других языковых анахронизмов [5] .
- Гарик Сукачев: «Картину можно назвать костюмной — у нас же ретроистория, начало 70-х годов… Совсем чуть-чуть о хиппи, но в основном о любви. Это был очень короткий отрезок времени в нашей истории, но очень симпатичный. Тогда все только начиналось, и у нас в стране не было понятия „рок-музыка“, никто не знал, что такое русский рок. А были такие необыкновенные, красивые люди».
- Московские хиппи никогда не одевались, как в Америке. Движение хиппи возникло как протест, поэтому ребята одевались в старые советские вещи, железнодорожные жилетки и прочее. Они никогда не занимались продажей зарубежных товаров, этим занимались фарцовщики. Кроме того, они никогда не боролись против войны во Вьетнаме. Этим занимались в Америке.
- Высоцкий никогда не жил на Таганке. В то время он уже жил на Малой Грузинской улице.
- В то время, в котором происходит фильм, милиционеры на лошадях не были провокаторами драки, они лишь устраняли беспорядки и патрулировали общественные места.
- Другое мнение: массовое задержание хиппи, спровоцированных «органами» на манифестацию против войны во Вьетнаме, — факт, известный среди «олдовой» тусовки. Однако милиция и КГБ имели целью профильтровать «систему» на предмет выявления «лиц, ведущих антиобщественный образ жизни» (прежде всего, бродяг и «тунеядцев»). Показанный в фильме грубый разгон толпы с помощью конной милиции мог бы закончиться увечьями и человеческими жертвами, чего ни в коем случае не желали устроители провокации, рисковавшие пострадать за свою инициативу.
- В сцене разгона демонстрации, в момент, когда задержанных хватают и запихивают в милицейский автобус, можно увидеть на лицах массовки улыбки.
- Пьяный дембель-пограничник, приставший к Герде, кричит: «Отказываешь воину Советской Армии!» Однако пограничные войска никогда не входили в состав Советской Армии и подчинялись КГБ. «Погранцы» традиционно гордились своим особым статусом. Сомнительно, чтобы пограничник забыл о нём в пьяном кураже. Кроме того, на его кителе над петлей аксельбанта явно видна медаль "25 лет Победы в Великой Отечественной войне", которой награждали только ветеранов. Конечно, дембель мог нацепить на парадку всё что угодно, но не до такой же степени! Следует отметить, что все остальные знаки у него и остальных двух пограничников исключительно уставные (явно видны и "Старший пограннаряда", и "Специалист", и "Воин-спортсмен", "Отличник СА", и пятиугольный поплавок за окончание техникума).
- Девушка в военно-морской форме, гуляющая с Алексеем Паниным, имеет два явных несоответствия в одежде. Во-первых, все женщины-военнослужащие независимо от звания носили на головных уборах офицерские кокарды, а не солдатскую "капусту", положенную только срочникам, курсантам и суворовцам. Во-вторых, на ее контр-погончиках явственно виден якорь, который был положен исключительно курсантам военно-морских училищ, куда женщин не принимали ни при каких обстоятельствах.
- Адмирал появляется в мединституте в чёрной парадной форме, при наградах и с кортиком. Та же парадная тужурка висит на стуле в его номере в военной гостинице или доме отдыха, куда приходят Солнце и Саша. Сомнительно, чтобы адмирал явился разговаривать со знакомым врачом о судьбе сына, специально надев парадную форму для строя, в середине лета при торжественной встрече эскадры он должен был бы появиться в белой тужурке. В такой тужурке в кадре появляется его адъютант, но непонятно, почему он при параде на дежурстве. Кроме того, на кителе адмирала имеется знак ("ромбик", "поплавок") за окончание военного вуза образца восьмидесятых годов, с советским гербом по центру, поверх звездочки. В 70-е годы такой знак имел другое исполнение - маленькая звездочка под гербом. Более того, в те годы офицер в принципе не мог стать адмиралом, не закончив военную академию (чаще — две, в том числе ВА Генерального штаба), а значит, должен был носить ромб белого цвета, а не синего.
- Все акции госбезопасности в фильме (провоцирование манифестации, слежку за Корейцем и его задержание, попытку допросить или задержать Солнце в больнице) проводит один и тот же «пиджак». Это явная условность. Вряд ли одному и тому же сотруднику доверяли бы и провокации, и слежку, и задержания, и «разговоры».
- На глушилке-пеленгаторе, «присланной из области», работают местные милиционеры, хотя естественнее было бы отрядить спецтехнику вместе с командой военных или сотрудников КГБ. Кроме того, на пеленгаторе для маскировки написано «Аварийная», хотя трудно придумать более демаскирующий фактор, чем милиционер за рулем такого автомобиля.
Примечания
- ↑Дом Солнца — фильм Гарика Сукачева
- ↑ Гарик Сукачев, Наталия Павловская, «Дом Солнца», «Амфора», 2007. ISBN 978-5-367-00540-0.
- ↑Сайт фильма «Дом Солнца»
- ↑Гарик Сукачёв отметит 50-летие фильмом о хиппи
- ↑ И. Левонтина http://stengazeta.net/article.html?article=7749
Ссылки
- Официальный сайт фильма «Дом Солнца»
- «Дом Солнца» (англ.) на сайте Internet Movie Database
- 105-я гвардейская воздушно-десантная Краснознамённая дивизия