Рецензия на фильм «Неуместный человек» (Den brysomme mannen) | Рецензии | Студия «КиноКафе»

Рецензия на фильм «Неуместный человек» (Den brysomme mannen) | Рецензии | Студия «КиноКафе»

«Неуместный человек»

«Неуместный человек» (Den brysomme mannen)

Вид влюбленных, присосавшихся друг к другу на платформе метро, стал последней каплей для не то чтобы несчастного, но как-то фатально заскучавшего от жизни Андреаса (Эурвог), и тот с кислым лицом шагнул под поезд. На том свете оказалось примерно так же, как на этом, только почище и везде играла «Песня Сольвейг» Грига. Андреаса встретили трогательным транспарантом «Добро пожаловать» и определили на службу, где надо было совсем немножко что-то считать на калькуляторе, а платили при этом столько, что аванса хватило на спорткар с откидным верхом. Сослуживцы и начальство были милейшими людьми. Палец, из любопытства сунутый под канцелярский резак, на следующее утро вырос обратно. Малознакомая красавица (артистка Баркер, при виде которой ахнут те, кто в детстве видел ее в советско-норвежском боевике «И на камнях растут деревья») переспала с Андреасом, даже не дожидаясь первого свидания, а когда Андреас устал от нее, на противоположном конце офисного кафетерия тут же нарисовалась альтернатива. При таких раскладах, наверно, странно было не стать счастливым, но у Андреаса получилось.

Экзистенциальное отчаяние вещь сама по себе не то чтобы дико смешная. Комедии на эту тему удаются только Джармушу и скандинавам, которые, видимо, на генетическом уровне все немного джармуши. В своем втором по счету (и первом, попавшем в более-менее международный прокат) фильме норвежец Йенс Льен, в прошлом рок-музыкант, берется исполнить вариацию на мотив отчаявшегося сердца, но выводит ее флегматично и ловко, будто играет на пиле: сам способ звукоизвлечения тут так занятен, что неизбежно отвлекает от душераздирающих свойств мелодии. Эффект удивительный даже любопытно узнать, что за рок-н-ролл играл этот Йенс, прежде чем пойти учиться в киношколу.

При поверхностном рассмотрении «Неуместный человек» получается такой сатирой на победивший скандинавский социализм, доэволюционировавший путем неуклонного повышения уровня качества жизни до чего-то типа райских кущ. Главная и единственная тема для застольных разговоров в здешнем раю новый каталог IKEA, уровень счастья населения заботливо отслеживают люди из отдела кадров (заходят в конце рабочего дня и спрашивают «Ну как, вы счастливы?»), попытка суицида дурацким образом наталкивается на повышенную прочность телесной оболочки: настроившись по старой привычке решить все свои проблемы повторным броском под поезд, герой следующие минут пять с трагикомическими воплями наматывается на колеса локомотива, но погибнуть никак не может. Притом, как и положено по-настоящему хорошей абсурдистской работе, кино это сделано так невозмутимо и так всерьез, что иронический прищур автора толком регистрируешь лишь к середине фильма, а с тем, на чей именно счет его отнести, не можешь определиться до самого конца как не получается с полной уверенностью понять, в раю происходит дело или все-таки в аду с высокой степенью социальной защиты. И по мере того как изначально довольно приятный артист Эурвог приобретает все более разительное сходство с линчевским Головой-ластиком («Ластик» логичным образом любимый фильм режиссера Льена), как-то очень естественно понимаешь, что пресловутое экзистенциальное отчаяние ничуть не почтенней разговоров о каталоге IKEA. И какое это, в сущности, забавное, праздное искусство находить в заботливо подстраивающемся под тебя мире поводы для несчастья и из принципа, из глупого капризного упрямства (главная претензия героя к раю что там недостаточно сильно пахнет свежими булочками) отправляться погибать в такие снега, куда ни одна, даже самая мотивированная и резвая Сольвейг не прибежит за тобой на лыжах.

Поделиться Вотсапнуть

Комментарии

Toka (гость) — 1 февраля 2007, 16:34 #

Товарисч Роман Волобуев, а Вы вообще фильм смотрели или проматывали через каждые пять минут?)))
Ваша рецензия содержит СТОЛЬКО неверностей сюжетной линии, что кроме как посмеяться над вами — ничего другого не остается.
Пожалуйста, посмотрите фильм от начала и до конца (а не держа палец на кнопке перемотки), и Вы сами поймете, насколько мимо сюжета проехали.
И не суть в том, поймете ли вы, что хотели сказать авторы фильма, но раз уж вы взялись написать рецензию, то хоть посмотрите нормально))

Аделаида Филатова (гость) — 16 сентября 2013, 0:12 #

Вы заметили, что в мире всего серого, бутылка с вином, которую он нес в гости, была в ярко-синем пакете? Вот он — источник надежды и настоящего счастья!

оппа (гость) — 1 февраля 2007, 21:29 #

Ну почему же- нормально Волобуев написал.
Тут ведь не детали сюжетной линии важны, а суть истории. А она передана верно. Фильм издевательский…с провокацией.

Тока. Если правда глаза колет, лучше их открыть шире:)

Toka (гость) — 1 февраля 2007, 23:33 #

оппа, не детали упущены, а полностью сюжет ПЕРЕВРАН, суть истории как раз) это смотрится просто смешно. Вы, видимо, вместе с Романом фильм смотрели))

REQUIEM (гость) — 2 февраля 2007, 12:20 #

Если рецензент ничего не вынесен из фильма, тогда какой смысл браться за критику Арт-хауса.
Никого не хочу обидеть, но для Волобуева есть прекрасные фильмы для описания типа "Американских пирогов" …

REQUIEM (гость) — 2 февраля 2007, 16:39 #

новое. очень новое кино из Норвегии.
и очень Другое.
с очень красивыми пейзажами… и прелестной классической музыкой….
нет слов — одни эмоции,
в фильме нет эмоций — одни слова.
У Человека есть всё, но только этого ему мало.
Неуместный какой-то.
Он один в городе совершенства, где все счастливы.
Ему пытались объяснить то он тоже счастлив,
А он глупый не понимает…
Ему дают … вот … на… супер дом, супер машина, супер женщины и супер-возможности…
И чего ради бросаться под поезд…. хм… странный Он.
Ему конечно не скажут почему у всех примерно одно и то же выражение лица, ему не скажут почему в городе нет детей, ему не скажут почему у кофе нет вкуса, а у еды запаха…
А с чего он решил что вообще есть?
вот дурень…. очень Неуместный.
Ещё и нарыл где-то трещину в "иной мир".
И слышит там детские голоса, он слышит запахи, он видит там огонёк… и что самое опасное хочет туда добраться…
Вот Засада!
С ним надо что-то делать…
Стоп. Слышим звуки кувалды….
Слышим звуки кирки,
что же делать? ЧТО ДЕЛАТЬ?!
Мы уже слышим звуки отбойного молотка….
А что слышит он?
Детские голоса ближе, запах ярче, "я верю! что в жизни есть вкус, вот …. рядом… только руку протяни".
И протянул…но,
кто-то тащит обратно…
кто-то везёт в город…
кто-то принимает решение о том что он "Неуместный человек",
кто-то везёт его куда-то, куда-то где вечный холод — пусть там панику наводит!
------------------------------------
Аплодировать стоя!
p.s. Только для любителей Арт-хауса!
p.s.s. я

Макс (гость) — 22 июля 2014, 20:18 # А вы увидели смысл. Значит можете видеть? Homka (гость) — 7 февраля 2007, 13:15 #

Да,Роман,конешн,попутал слегка. Но и он не везде ошибался. По-моему,суть этого самого "абсурда" он уловил. Герой фильма и в самом деле не ценил того,что у него есть (о чем очень пожалел,кувыркаясь в вонючем багажном отсеке). Когда его вышвырнули из этого утопического местечка,он,наверно,осознал,что не в пирогах счастье. Да,хорошо там,где нас нет. И я бы не стала пытаться понять что это за место:ад или рай. Если автор не конкретизирует этот вопрос,то и нам не стоит на нем заморачиваться,не это главное в фильме. На протяжении всего фильма не могла отделаться от ощущения какого-то гипертрофированного сарказма,так что, по-моему, не стоит раздувать из фильма больше,чем он есть на самом деле.Абсурд….

БрысЬ (гость) — 9 февраля 2007, 21:21 #

а вот нам показалось, идея фильма была в другом: в том, что в мире, где все живут обыденно и по единой схеме, появляются порой люди, которым для жизни необходимы живые, настоящие чувства, запахи, вкусы. А не их заменители. Ведь все вокруг главного героя — были как куклы с нарисованными счастливыми глазами. Весь их мир слишком гладок и правилен — он искусственнен. В нем нет места любви, страсти, надеждам, мечтам. Нет места ничему нелогичному и стихиному. Возможно поэтому там нет детей — ведь дети непредсказуемы, дети верят и мечтают. А что такое — человек без способности любить и мечтать? кукла. Фальшивка.

Фильм очень ясно сумел дать почувствовать безвкусность и пищи этого города, и самого существования в нем. А плоская, чавкающе-целующаяся, скучающе-целующаяся парочка на перроне в начале фильма — это действительно дикое, страшное, оглушающее зрелище. Настолько страшное, что послужило последним толчком для главного героя шагнуть под поезд. Люди-манекены с глянцевыми застывшими улыбками — вот основное население города-рая.
Это город не для Живого человека.

Нет, это не "абсурд", ребята. Абсурд — это то, что вы не поняли Истории. Вы такие же куклы. Только в менее обеспеченном и стирилизованном мире.

Лимара (гость) — 29 октября 2009, 14:25 #

согласна с этим мнением полностью. Зачем вообще нужны все жизненные блага, если их невозможно прочувствовать…бе з чувств это становится ненужной трухой…а изображение чувств, подделка под них, чем и занимаются люди этого города-ада выглядит уж совсем омерзительно.

"

Скачать книгу «Рецензия на фильм «Неуместный человек» (Den brysomme mannen) | Рецензии | Студия «КиноКафе»» fb2

Коментарии