Рецензия на фильм «Мартовские иды»

Рецензия на фильм «Мартовские иды»

Рецензия на фильм «Мартовские иды»

Умная и трезвая картина про то, что политика и идеализм — не самое удачное сочетание.

15.02.2012 Текст: Леля Смолина Обсудить

Политическая драма в традициях картин 70-х годов

Смотреть онлайн Леля Смолина Автор film.ru с 2010 г. 11 материалов

Мартовские иды

The Ides of March , 2011

Стивен Майерс, пресс-аташе с идеалами (Гослинг), работает в команде улыбчивого губернатора Майка Морриса (Клуни). Совсем скоро — праймериз Демократической партии, и от того, кому отдастся важный штат Огайо, зависит, станет ли Моррис единым кандидатом от демократов, а возможно и президентом США. Политика между тем оказывается занятием не для идеалистов, а Огайо для некоторых участников кампании — прощальной гастролью.

В четвертой своей режиссерской работе Джордж Клуни снова (после «Спокойной ночи и удачи») возвращается к политике. Красавец, оказавшийся хорошим умным режиссером, к тому же открыто поддерживающий либеральных демократов — в Голливуде уже есть такой человек, Роберт Редфорд, и картиной «Мартовские иды» Клуни только добавил оснований такому сравнению. Название «Мартовские иды» отсылает к шекспировской трагедии "Юлий Цезарь" (незадолго до покушения Цезарь не послушался совета «Берегись мартовских ид», в результате в мартовские иды его и убили). Но на самом деле для фильма Клуни гораздо важнее другая отсылка: к картине Майкла Ритчи «Кандидат», в которой Роберт Редфорд уже играл идеалиста в центре демократической предвыборной кампании. «Иды…» — это «Кандидат» сорок лет спустя: еще меньше прекраснодушия, еще больше разочарования. Кстати, Клуни в свое время подарил DVD с «Кандидатом» Обаме. Ну, чтобы без иллюзий.

В «Мартовских идах» толком нет ни борьбы за президентское кресло, ни схватки между демократами и республиканцами (республиканцы в картине вообще не фигурируют), даже главный противник Майка Морриса на предстоящих праймериз появляется в кадре исключительно на общих планах и как-то пунктирно. Как и «Фауст» Сокурова (сосед «Идам…» по Венецианскому конкурсу), это история не про соблазнение человека кем-то там (пусть даже и дьяволом), а про дьявола в нем самом.

Демократические праймериз — это неслучайно, Клуни меньше всего нужен был лобовой конфликт «свои – чужие», рэднеки с программой типа «больше охоты, меньше абортов» против интеллигентных парней в правильных галстуках. Тут нет своих и чужих, все свои. Майк Моррис, губернатор штата Пенсильвания с хорошими зубами, хорошей женой, хорошим чувством юмора и хорошей программой в стиле «Yes we can» — кандидат мечты. Харизматик, умница, с принципами. И когда талантливый пиарщик Стивен (отличный Гослинг), горя глазами, говорит про своего обожаемого босса: «Он должен победить», над ним в общем-то не тянет саркастически хихикать. Другой вопрос, что парню так хочется следующие четыре года (лучше восемь) провести в Белом доме, что под влиянием обстоятельств стартовая установка "мне обязательно нужно верить в то, что я делаю" отходит на второй план. Выясняется, что можно верить, а можно и так, время от времени экстаз веры симулировать.

Эта уверенно поставленная, отлично сыгранная, тонко стилизованная под политические драмы 70-х (забыть о том, как любит Клуни фильмы Поллака и Люмета, не получится), сильная и, в общем, довольно мрачная картина. О том ли она, что политика вблизи — не слишком элегантное занятие? В том числе. Только ли о политике она? Разумеется, нет. «Уолл-стрит» тоже был не про биржу, а «Мефисто» не про работу в театре. «Мартовские иды» — кино про крах идеалов, которых никогда не было, про порядочность, с которой не выживают, про цену компромиссов, без которых не бывает не только большой политики, но и вообще — большой игры. «Это высшая лига. Делаешь ошибку — вылетаешь». — покровительственным тоном говорит Стивен хорошенькой практикантке Молли (Ивэн Рэйчел Вуд). Вот только — сюрприз-сюрприз! — вылетать никому не хочется.

"

Скачать книгу «Рецензия на фильм «Мартовские иды»» fb2

Коментарии