Париж, я люблю тебя: История культового альманаха — Статьи на Кинопоиске

Париж, я люблю тебя: История культового альманаха

Однажды режиссеры из разных стран мира приняли необычный творческий вызов — отправиться в Париж и снять пятиминутный фильм о любви. Так родился «Париж, я люблю тебя». К 10-летнему юбилею ленты КиноПоиск вспомнил историю ее создания, а проект «Дилетант» подготовил тест по другим фильмам, снимавшимся во французской столице.

Однажды режиссеры из разных стран мира приняли необычный творческий вызов — отправиться в Париж и снять в одном из его округов пятиминутный фильм о любви. Так родился знаменитый киноальманах «Париж, я люблю тебя».

Премьера фильма состоялась 18 мая 2006 года на Каннском кинофестивале. Фильм объединил братьев Коэн, Гаса Ван Сента, Тома Тыквера и еще более чем два десятка непохожих друг на друга постановщиков. Актерский состав фильма получился не менее впечатляющим: Натали Портман, Элайджа Вуд, Стив Бушеми, Жерар Депардье, Фанни Ардан, Уиллем Дефо и многие другие. Для одних участников этот проект стал пропуском в мир большого кино, для вторых — смелым экспериментом, для третьих — возможностью признаться в любви Парижу и французскому кино в целом.

К 10-летнему юбилею ленты КиноПоиск вспомнил, как она создавалась, а исторический проект «Дилетант» подготовил тест по другим фильмам, снимавшимся во французской столице.

Безбашенный Париж

Французская столица — это не только самый романтичный, но и один из наиболее киногеничных городов мира. Каждый год здесь снимается более 900 лент. Они создают и поддерживают красивый образ Парижа — города любви, искусства, моды и красоты. Неизменные клише, они же символы Парижа в виде Эйфелевой башни, Лувра и набережной Сены, так или иначе присутствуют в фильмах почти всех иностранных режиссеров. У местных постановщиков свое видение города — порой мрачноватое, сфокусированное на проблемах мегаполиса и его жителей или попросту обыденное, рутинное.

Одной из задач создателей фильма «Париж, я люблю тебя» было стремление показать этот город по-новому, без привычных штампов, снять картину о современном Париже, где пересекаются разные культуры, социальные слои, поколения. Режиссеры, работавшие над лентой, должны были погрузиться в повседневную жизнь города, посмотреть на него глазами обычного жителя, а не туриста, но жителя любопытного, со свежим взглядом, которому интересны мельчайшие детали.

Несмотря на то, что премьера фильма состоялась 10 лет назад, работа над ним началась гораздо раньше. Идея создать ленту с признанием в любви к Парижу пришла в голову телережиссеру Тристану Карне, долгое время работавшему ассистентом у лучших фэшн-фотографов мира. Идея появилась внезапно во время прогулки по вечернему городу и очень воодушевила Карне. В январе 2000 года он, его брат Фредерик Карне и продюсер Эммануэль Бенбихи начали активно работать над проектом и пригласили в него Тома Тыквера, который в 2002 году снял первую из 18 короткометражек под названием «Квартал Фобур Сен-Дени». История любви слепого юноши (Мельхиор Деруе) и начинающей актрисы (Натали Портман) стала визитной карточкой фильма и помогла открыть многие двери. В частности, ту, что вела в офис Клоди Оссар, продюсера фильмов Жан-Пьера Жёне.

« Эммануэль Бенбихи пришел ко мне с горящими глазами, с короткометражкой Тома Тыквера и с признанием: ему, молодому продюсеру, не вытянуть такой амбициозный проект в одиночку , — рассказывала потом Клоди Оссар. — Честно говоря, сначала я не разделяла его энтузиазм. Тем не менее я сказала, что фильм получится, если его снимут режиссеры из разных стран. Мы, парижане, слишком хорошо знаем этот город, у нас замылен взгляд. А если мы посадим в режиссерское кресло постановщиков, приехавших из других уголков мира, мы сами сможем заново открыть для себя Париж. Кроме того, я чувствовала, что аура этого города имеет магическое влияние. Даже самые маститые режиссеры не устоят перед чарами Парижа. Кроме того, многим из них будет интересно вернуться к формату короткого метра, с которого большинство из них начинали свою карьеру ».

18+

Сначала планировалось снять 20 короткометражек по числу округов Парижа. Но в итоге две из них — о 15-м (режиссер — Кристоффер Боэ) и 11-м округах (режиссер — Рафаэль Наджари) — не были включены в фильм, так как не соответствовали духу всей ленты. Вслед за Томом Тыквером в режиссерское кресло сели братья Коэн. Они сняли свой кусок в январе 2005 года. Благодаря их участию проект резко пошел вверх, обрастая известными именами и оригинальными идеями.

Продюсеры высылали презентацию фильма режиссерам, которые, на их взгляд, могли бы раскрыть тему любви в Париже с разных сторон. Некоторые из приглашенных не смогли принять участие в проекте. Так, у Этторе Сколы были проблемы со здоровьем. Раду Михэйляну, который, по словам Клоди Оссар, написал великолепный сценарий, был в пресс-туре с фильмом «Иди и живи».

Несмотря на то, что основной идеей было показать Париж глазами иностранных режиссеров, нельзя было игнорировать и французских постановщиков. Так в проекте появились Брюно Подалидес, Оливье Ассайас и Сильвен Шомэ. При этом найти подходящие кандидатуры оказалось не так-то просто. Локальные режиссеры слишком хорошо знали город, чтобы посмотреть на него свежим взглядом. Например, Клоди Оссар предложила участие Жан-Пьеру Жёне, но тот отказался: после «Амели» было не так-то просто сказать о Париже что-то новое. Отличный выход из положения нашел мультипликатор Сильвен Шомэ. Он впервые снял не мультипликационный, а обычный фильм. Правда, историю он выбрал вполне в своем духе. Главные герои его короткометражки «Эйфелева башня» — два парижских мима.

Когда в одном фильме собираются такие разные таланты, не все идет по плану. Например, Уолтер Саллес изначально хотел снимать свой фильм в Бельвилле. Он часами бродил по району, обедал в местных ресторанах, общался с людьми и даже снял там небольшой документальный фильм. А потом неожиданно передумал и решил перенести место действия в престижный 16-й округ. Именно там работает няней героиня его короткометражки, вынужденная каждое утро оставлять своего малыша ради чужого.

Всех режиссеров снабдили большим количеством информации об округе, где должны были проводиться съемки. Они получили список достопримечательностей, популярных кафе и других мест, которые могли бы быть задействованы в проекте. При этом почти все постановщики приезжали в Париж еще на этапе создания сценария. В частности, Гас Ван Сент, едва представив «Последние дни» на 68-м Каннском кинофестивале, отправился в квартал Маре, чтобы гулять, вдохновляться и сочинять историю о родственных душах, для которых языковой барьер не преграда.

« Я понял разницу между тем, каково быть в Париже туристом, и тем, каково здесь жить и работать , — рассказывал Ван Сент в одном из интервью. — Мне предстояло узнать много нового, например понять специфику работы с французской съемочной группой ».

Только для своих

Фильм «Париж, я люблю тебя» справедливо назвать грандиозным пиар-проектом, который не только обновил имидж города и привлек в него еще больше туристов, но и продемонстрировал всему миру мастерство французских кинематографистов. Продюсеры поставили условие: откуда бы ни приехали режиссеры, они будут работать с европейскими и в первую очередь французскими съемочными группами. Авантюрное предложение, учитывая то, что многие постановщики, например братья Коэн, ни разу не снимали фильмы с чужими командами.

Похожие ограничения были и в кастинге. Некоторые режиссеры сразу обозначили актеров, которых хотели бы видеть на площадке. Коэны пригласили Стива Бушеми, Винченцо Натали — Элайджу Вуда, но большинство постановщиков были вынуждены принять выбор продюсеров, желавших задействовать в ленте как можно больше французских артистов. Режиссерам были высланы DVD с пробами актеров, которые, по мнению продюсеров, наиболее подходили для конкретного эпизода. Приехав в Париж, они впервые встретились друг с другом и провели репетиции.

Между тем список актеров, которые хотели отметиться в фильме, становился все более солидным. Согласившись урезать свои гонорары, в проект пришли Жюльет Бинош, Людивин Санье и Фанни Ардан. Это дало возможность задействовать молодых актеров, например Лейлу Бехти и Айсу Майге, карьера которых после участия в ленте резко пошла в гору.

Некоторые из режиссеров также оказались по ту сторону камеры, снявшись в забавных камео. Например, Уэс Крэйвен изобразил жертву вампира, а Александр Пэйн сыграл Оскара Уайльда. Роль официанта в своей короткометражке «Латинский квартал», созданной совместно с Фредериком Обюртеном, исполнил Жерар Депардье. Этот эпизод примечателен также тем, что сценарий к нему написали не сами режиссеры, а исполнительница главной женской роли Джина Роулендс. Именно ей пришла в голову идея режиссерского дуэта Депардье и Обюртена. Последний, кстати, и предложил Депардье сыграть официанта, правда очень особенного. Для съемок было выбрано кафе Le Rostand , что было очень неоднозначным намеком на фильм «Сирано де Бержерак», одну из лучших лент с участием Жерара Депардье.

10 лет спустя

Киноальманах «Париж, я люблю тебя» задал модный тренд на съемку аналогичных картин про разные города мира. Нью-Йорк, Москва, Гавана, Рио — все они уже получили свои признания в любви от постановщиков самого разного калибра. Один из самых ожидаемых новых фильмов в этой серии — лента «Марсель, я люблю тебя». В проекте заявлены такие громкие имена, как Эмир Кустурица, Мартин Скорсезе, Гийом Кане, Матьё Кассовиц, Гильермо дель Торо и другие. Премьера планируется в 2018 году в Каннах, так что, если вы еще не бывали в Марселе, самое время составить о нем собственное впечатление. Недаром здесь снималось множество известных лент — от классического «На последнем дыхании» до «Такси», «Перевозчика», «Французского связного» и других. Впрочем, несмотря на прекрасный климат и живописные локации, Марселю до Парижа все еще очень далеко. Слишком сильна романтическая аура этого города.

А насколько хорошо вы знакомы с кинематографическим обликом Парижа и фильмами, которые снимались в этом городе? Специально для КиноПоиска исторический проект «Дилетант» подготовил специальный тест. Проверьте свои знания и не забудьте поделиться результатами в комментариях!

Скачать книгу «Париж, я люблю тебя: История культового альманаха — Статьи на Кинопоиске» fb2

Коментарии