Режиссёр «Собаки не носят штанов» о доминатрикс и отношениях с родителями | КиноТВ

Режиссёр «Собаки не носят штанов» о доминатрикс и отношениях с родителями | КиноТВ

Режиссёр «Собаки не носят штанов» о доминатрикс и отношениях с родителями

В российский прокат выходит финская драма «Собаки не носят штанов», наделавшая шуму на неделе критики Каннского кинофестиваля в этом году. Тимур Алиев поговорил с автором фильма Юккой-Пеккой Валькеапяя.

Режиссер Юкка-Пекка Валькеапяя на набережной Круазетт / фото Юха Нурминен

Ваш фильм начинается как драма, но дальше то и дело появляются комедийные эпизоды. Как бы вы сами обозначили жанр вашей работы?

— Это правда, тональность повествования меняется по ходу фильма. Я хотел, чтобы эти изменения отражали психическое состояние главного героя. Начало было эллиптическим и фрагментированным, подобно памяти, следом тяжесть существования после смерти жены, в конце речь о попытках вырваться из этого психического состоянии, безумия этой борьбы. В этих моментах комедийный тон мне казался наиболее подходящим. Я бы сам описал фильм как романтическую чёрную комедию.

С чего началась работа над фильмом? Как появился замысел картины?

— Продюсер фильма Алекси Бардю поделился со мной идеей фильма в 2014 году. Он и Юхана Лумме, автор истории, работали над сценарием в течение нескольких лет, но безрезультатно. В конце концов настал момент, когда Алекси, полюбивший эту историю, решил подключить к работе ещё одного автора. К счастью, Юхана также согласилась, потому что меня сразу поразила смелость центральной идеи фильма.

В начале и по ходу повествования вы изящно переплетаете реальный мир и мир фантазий главного героя. Как вы прорабатывали эту линию?

— Идея галлюцинаций стала ключевой уже на начальном этапе создания фильма. Но мне понадобилось немного времени, чтобы найти правильный тон для всей истории, чтобы иметь возможность интегрировать эти фантазийные или галлюцинаторные видения в «повседневный мир» фильма. Я чувствовал, что должен был иметь определённую закрытость на протяжении всей истории, практически клаустрофобное импрессионистское повествование, где мы никогда не выпрыгнем из определённого субъективного тона, связывающего историю с её главным героем: даже если Юха не присутствует в какой-то сцене, мы всё ещё должны чувствовать его присутствие, «окрашивающее» сцены.

Мона, девушка-доминантрикс, с первого же появления в фильме такая, какая есть, но мы ничего не знаем о том, как она пришла к этому образу жизни. Почему вы оставили её историю за кадром?

— Одна вещь, которой я хотел избежать, — неизбежного обобщения в связи с персонажем Моны, которое приведёт к выводу, что садомазохизм — это симптом, например, травмы. Я знаю, что некоторые люди хотят получить чёткие ответы, но их нет. Она та, кем она является, Юха такой, какой он есть. Мона и Юха — просто одинокие люди.

Почему персонаж Пекки Странга — именно хирург? Это как-то связано с идентификацией телесности, личностных границ?

— Основной идеей было излечение через огромную физическую боль, что-то похожее происходит в процессе, который Юха проходит с Моной. Хотя пациенты Юхи получают более качественное лечение.

Кадр из фильма «Собаки не носят штанов», реж. Ю. Валькеапяя, 2019 г.

"

Скачать книгу «Режиссёр «Собаки не носят штанов» о доминатрикс и отношениях с родителями | КиноТВ» fb2

Коментарии