Наташа Бережная, героиня «Дау»: Там я была человеком, которым не могла быть в этой жизни

Наташа Бережная, героиня «Дау» Там я была человеком, которым не могла быть в этой жизни

В феврале 2020 года в конкурсной программе Берлинского кинофестиваля прошла премьера фильма «ДАУ. Наташа», который вызвал большой резонанс и получил приз за художественный вклад оператора Юргена Юргеса. В открытом письме к руководству Берлинале российские критики заявили, что в фильме содержатся сцены несимулированного психологического и физического насилия с участием непрофессиональной актрисы. Редактор «Искусства кино» связался с непрофессиональной актрисой, исполнительницей главной роли Натальей Бережной, и попробовал выяснить, насколько правдивы слухи о проекте.

— Почему вы раньше не давали интервью?

— Не люблю журналистов. Не обладая информацией, люди начинают придумывать. Это удел всех корреспондентов, я так думаю.

И когда я у Ильи спрашиваю: «Илья, я не хочу давать интервью». — «Не хочешь — ну и не надо. Я знаю твое отношение к корреспондентам». Поэтому я ему и говорила: «Илья, я не хочу давать интервью, это мне напряжно».

Сейчас читала один хороший отзыв о фильме, и тут же внизу комментарии такие — слова фильдеперсовые, которых я не понимаю. Один там писал-писал-писал какие-то слова-слова-слова, я даже не полезла в Википедию искать значение этих слов. Я просто написала: «Ты придурок. Писать на русском тебя не учили?» Вот и все. И больше я этого человека в комментариях не вижу.

— Вообще, ходили слухи, что вы не даете интервью, потому что говорят, что у актеров был контракт, согласно которому нельзя было ничего рассказывать журналистам. Это правда?

— Пока картина не вышла, конечно, смысл ее разглашать, рассказывать о чем-то там, пока нет фильма. Была у нас такая договоренность, да.

— И теперь все могут рассказывать по поводу «Дау» что угодно?

— И так могли рассказывать, в принципе. Но зачем о нем предварительно говорить? Когда все посмотрели, тогда и рассказываем.

«Дау. Наташа»

До «Дау»

Примечание редакции: в январе 2019 года во французской газете Le Monde был опубликован материал (перевод), посвященный «Дау», в котором утверждалось, что режиссер Илья Хржановский в ответ на обвинения в насилии на съемках сказал, что актриса, сыгравшая в сцене допроса с бутылкой, — «всего лишь проститутка, которую я нашел в БДСМ-борделе». Позже в Le Monde было опубликовано письмо Хржановского, где он пишет, что никогда такого не говорил.

— Расскажите о своей жизни до «Дау». Все, что захотите упомянуть.

— Я была частным предпринимателем, у меня была в аренде автомойка, я имела отношение к рекламе, к недвижимости. Были отношения с мужчиной, потом в одну секунду как-то разругались, рассорились, в общем, я от этих проблем… Хотя нет, проблема — это если у человека нету рук-ног, тогда проблема. Нерешенные вопросы у меня были личного характера. Я рассталась с мужчиной, я хотела поставить точку в наших отношениях. Чисто случайно так получилось, что попала в «Дау». Там и осталась.

— Давайте обсудим эту публикацию Le Monde, где описывается, что Хржановский заявлял, будто вы проститутка из БДСМ-борделя. Вы имеете какое-то отношение к этой теме — к БДСМ или к борделям?

— Это бред сумасшедшего.

Я шифровку вот эту — БДСМ — когда услышала, открыла Википедию, чтобы узнать — что такое, с чем его едят? Когда прочла, думаю: «Сука, гондон». Я Илье сказала, я сразу его набрала, говорю: «Слышишь, Илья, ты это говорил?» — «Ты что, с ума сошла? Конечно же, нет!» — «Дай я его [журналиста Le Monde] за горло подержу!» Вот честно, у меня навязчивая такая идея, я засыпаю и просыпаюсь с одной мыслью уже на протяжении года. Мы когда с Ильей встречаемся или созваниваемся, я говорю: «Илья, дай мне его подержать за горло. Я, ***, это так не оставлю» — «Ну он же хотел тебя защитить». — «Да не хотел он меня защищать, он гондон, просто гондон». После этого я и не хотела никому давать интервью.

— Как вы попали в этот проект? Что это был за кастинг, что там происходило? Почему вас выбрали, как вы думаете?

— Попала чисто случайно. Я приехала туда с подругой на кастинг, мы очень долго общались, мне сказали: «Давайте попробуем!» — «Давайте!» Мне позвонили на следующий день, спросили адрес — и прислали машину.

— Можете описать, что происходило на этом кастинге? Говорили, что там задавали очень много личных вопросов, записывали на видео.

— Сидели разговаривали. Знаете, как обычно говорят по душам. Напряга не было. Человек задает вопрос — отвечаешь. Я могла задать встречный вопрос, если меня что-то интересовало или было непонятно.

«Дау. Наташа»

О работе

— Сколько вы пробыли в «Дау» вообще? Ну, когда это началось, когда закончилось, в смысле?

— Полтора года я там пробыла, с 2008-го.

— В интервью для фестивального пресс-релиза «Дау. Наташи» вы говорили, что вы не жили в Институте, а приходили, уходили, как на работу. Там вообще кто-то жил?

— Жили. А я туда приходила ежедневно, как на обычную работу.

— В чем разница? Почему вы приходили, а остальные жили там?

— Я не была актрисой, я была вольнонаемным работником. Я в любую секунду могла развернуться и уйти.

— Актеры тоже могли развернуться и уйти?

— Они тоже могли уйти, но они выбрали там жить, им изначально это предложили. А меня устраивала такая жизнь. Я приходила и уходила. Я же еще не бросила свой бизнес, поэтому мне надо было одновременно совмещать как-то.

— Был ли Институт по-настоящему обитаемым местом или только такой гигантской декорацией?

— Это было обитаемое место, там было две квартиры. В одной из квартир жила Нора с нянечкой, с домохозяйкой, как это и положено. В другой квартире жила Оля, институтские работники.

— Функционировал ли буфет на самом деле?

— Это был настоящий буфет — с отчетами, приемом товара, накладными, сдачей кассы. Сначала я считала на счетах, записывала простым карандашом, потом мне выдали перо с чернильницей. Мне тоже, когда принесли чернильницу: «Вот, Наталья, это тебе чернильница, вот тебе чернила, перо, палочка для пера». Я первые полчаса думала, что я сойду с ума, я была вся в чернилах, как чушка, у меня передник заместо белого был чернильный, Оля в шоке была. В общем, это было очень интересно. Потом был кассовый аппарат, а потом уже ручка появилась.

Я пришла в буфет с первого дня, а там голые стены. Мне принесли стол, холодильную камеру, электропечку, качалку колбасы, кирпичик хлеба, два чайника, два заварника, заварку, стаканы, ложечки и говорят: «Через десять минут у тебя будут люди, их надо накормить бутербродами и чаем напоить».

— И вы справились с этим за десять минут?

— Конечно. Я женщина, которая жила, рожала, растила ребенка, причем сама, зарабатывала деньги на его образование, то есть я не безрукая. Я справилась.

Вот мы с Олей с утра приходили, до вечера работали, вечером закрываться — и даже не присели за день, были такие моменты, что очень сильно уставали.

— Какое место для буфета в экосистеме Института подразумевал Илья? Мне кажется, он должен был стать социальным центром, объединять всех, кто может в этом буфете оказаться.

— Совершенно верно, все кушают, все общаются, мы на них смотрим, как они пьют, как они едят, сколько они пьют, что они после того, как выпили, говорят.

Скачать книгу «Наташа Бережная, героиня «Дау»: Там я была человеком, которым не могла быть в этой жизни» fb2

Коментарии