Все, что нужно знать о белорусском кино с момента распада СССР до «Хрусталя»

Все, что нужно знать о белорусском кино с момента распада СССР до «Хрусталя»

Выход фильма «Хрусталь» стал едва ли не первым заметным извне событием в белорусском кино. Впервые за 20 лет Беларусь отправила номинанта на соискание «Оскара», хотя, как стало известно, он так и не вошел в шорт-лист. «Искусство кино» попросило молодых белорусских критиков Анну Ефременко и Антона Коляго рассказать о главных людях, фильмах и явлениях суверенной кинематографии, обо всем, что мы пропустили со времен распада Союза.

Белорусское кино 1990-х
Кадр из фильма «Я — Иван, ты — Абрам»

В первое десятилетие после распада СССР кинопроцессы в Беларуси практически замерли. Национальное кино не показывалось в кинотеатрах, многие проекты ложились на полку незавершенными, а рафинированные телепроекты государственной киностудии «Беларусьфильм» вызывали слабый интерес у зрителей.

К незаметным жемчужинам 90-х можно отнести «Здешние» (1993) и «На черных лядах» (1995) Валерия Пономарева. Это белорусскоязычные экранизации произведений Янки Купалы и Василя Быкова, осмысляющие национальную ментальность и народные ценности. Сняты они хоть и на средства «Беларусьфильма», но с явным антисоветским настроем.

В этот же период Беларусь совершает первые попытки побороться за «Оскар». В 1994-м и 1996-м на соискание премии выдвигались картины «Я — Иван, ты — Абрам» Йоланды Зоберман и «Из ада в ад» Дмитрия Астрахана. Обе — на еврейскую тему. Ни одна в шорт-лист не попала.

Поделиться
«Беларусьфильм»
Главный корпус «Беларусьфильма» © Чаховіч Уладзіслаў, CC BY-SA 3.0

В Беларуси к главному национальному производителю кино принято относиться иронически. Об этом говорит одно то, что его второе, кулуарное название — «партизанфильм». В нулевых из более чем 60 игровых работ, снятых на студии, примерно половина посвящена военной теме. Это кино о партизанских подвигах, белорусской милиции, в крайнем случае — о «славной дочери белорусского народа Анастасии Слуцкой»Княгиня XVII века, возглавившая оборону Слуцка от крымских татар после смерти мужа и далее по гладкому списку.

Пожалуй, лучшее, куда вписалась студия «Беларусьфильм» в последнее время, — картина Лозницы «В тумане» и уже упомянутый «Хрусталь». Ее основная проблема в непосредственном контроле Минкульта, и, как следствие, регрессивном творческом подходе.

Впрочем, говорить о «Беларусьфильме», не упоминая документалистику (Виктор Аслюк, Галина Адамович) и анимацию (Михаил Тумеля, Игорь Волчек, Руслан Синькевич) его производства — нельзя, потому что как раз на этой почве у студии есть ряд успехов.

Поделиться
«Лiстапад»
Светлана Немоляева на церемонии открытия фестиваля «Лiстапад» в 2018 году © Вероника Вельб

Свой международный кинофестиваль появился у Беларуси еще в 1994 году. В начале «Лiстапад» хоть и был формально международным, но конкурс устраивал между Говорухиным, Астраханом и Тодоровским. Обрести лицо фестивалю в 2010 году помогла новая команда во главе с программным директором Игорем Сукмановым. Именно с этого момента «Лiстапад» обозначил новый формат. Основной конкурс — соревнование фильмов из стран постсоциалистического блока, программа «Молодость на марше» — международный конкурс первых-вторых работ. Минску стали показывать не только российское кино, но и картины из мирового фестивального авангарда.

Тогда же Минский фестиваль получил аккредитацию FIAPFЭто значит, что Международной федерацией кинопродюсеров «Лicтапад» был признан фестивалем с высоким качеством организации, наряду с Берлинским, Каннским, Московским и другими, запустил индустриальную панель, организовал отдельный национальный конкурс для белорусских авторов и из года в год привозит настоящих звезд кино, от Брийанте Мендосы и Клер Дени до Шарунаса Бартаса и Кшиштофа Занусси.

Поделиться
Андрей Кудиненко
Кадр из фильма «Оккупация. Мистерии»

Пионером белорусского независимого кино принято считать Андрея Кудиненко, ученика легендарного советского и белорусского режиссера Виктора Турова. Первые работы — короткий метр «Шуточка» и киноэссе «Сны Валентина Виноградова» — он выпустил еще в конце 90-х.

Первый большой независимый проект Кудиненко «Оккупация. Мистерии» (2003) — это альманах из трех новелл о темной стороне белорусского партизанского движения. Присутствуют элементы метаиронии: в одном из эпизодов персонажи обсуждают судьбу национального кино после войны. «Оккупация» стала первой белорусской картиной, попавшей в конкурсную программу Московского МКФ, при этом в самой Беларуси ей не выдали прокатное удостоверение и запретили ее к показу по причине «несоответствия исторической правде». Спустя семь лет запрет был отменен.

В 2010-м вышел мистический триллер «Масакра», основанный на фольклорных легендах. Сам режиссер называет это кино «бульба-хоррором» по аналогии со «спагетти-вестернами». «Масакра» стала первой попыткой Кудиненко вывести уникальный белорусский жанр, базирующийся на мифотворчестве, в том числе и современном.

После «Масакры» Кудиненко занялся экспериментальным проектом «Хронотоп». Это дополняемый сборник короткометражек от разных авторов, которые, по задумке, должны стать в том числе и реакцией друг на друга, создавая таким образом некий актуальный миф.

Скачать книгу «Все, что нужно знать о белорусском кино с момента распада СССР до «Хрусталя»» fb2

Коментарии