Рецензия на фильм «Час расплаты»

Рецензия на фильм «Час расплаты»

Рецензия на фильм «Час расплаты»

Джон Ву все-таки -- не дурак, поэтому Час расплаты" предлагает по ходу разные мелкие удовольствия. Но при максимальной терпимости к голливудской идеологии после просмотра чувство глубокого удовлетворения как-то не посещает. "Час расплаты" -- эдакая "интеллектуальная" разновидность фантастических боевиков, в отличие от целиком "спецэффектной" "Миссия: Невыполнима" или принципиально "гламурной" Бондианы.

17.02.2004 Текст: Екатерина Тарханова Обсудить

Не через кассу

Смотреть онлайн Екатерина Тарханова Автор film.ru с 2000 г. 626 материалов

Час расплаты

Paycheck , 2003

Понятно, к чему Джон Ву втуне стремился – к экранной передаче, независимо от обязательных упражнений (проблемы, погони, взрывы, перестрелки) сегодняшней предельной скорости интеллекта. Только, во-первых, тупой враг по кличке "кассовые сборы" слишком силен, чтобы стремления не были обречены, во-вторых, когда этот враг давит из года в год, стремления притупляются, разлагаются на корню.

Кадр из фильма


Бен Эффлек в хорошем бондовском костюме по-крузовски шествует, как на аборт, на сеанс чистки памяти. Такая у него должность – выполнив за пару-тройку недель чье-нибудь секретное задание по инженерной части промышленного шпионажа, потом к вящей безопасности вообще ничего про него не помнить. Эффлеку нравится знать лишь о выходных – когда на большую зарплату красивые девочки и дорогие машины. Но за одно задание, длившееся три года, он вместо обещанных миллионов получает только пакетик с разной ерундой – ключи, пропуск неведомо куда, лак для волос, спички из ресторана. Мало того, его жаждут уконтрапупить сразу две большие команды – ФБР и та фирма, на которую он работал. Эффлек не жаждет уконтрапупиться, ему бы обещанные миллионы и снова к девочкам, но вот даже в выходные приходится подключать инженерную сметку.

В общем, пакет с ерундой – подсказки, которые он сам себе оставил, когда еще был в твердой памяти на задании, и здесь логика чисто компьютерной игры: где, когда и к чему чего надо употребить. Что там случилось-то? Все остальное кино – логическая игра, оприходующая и взрывы, и проблемы, и перестрелки, поскольку привычка догадываться сама по себе оказывается сильнее, что момент явно положительный. Все же не полный ноль хоть какого-нибудь смысла, когда факты бесперебойного мордобития бывают самодостаточны. Вспоминается даже из детства "Тайна двух океанов", где шпион Горелов учил мальчишку на скорость запоминать все предметы, выложенные на стол. Возникает сочувствие. К сожалению, первоисточник фантаста Филипа Дика был написан примерно тогда же – аж в 1953 году, что порождает логический опять же нонсенс.

Кадр из фильма


Во-первых, тогда еще оставалась вера в грядущую победу человеческого разума. Слабая, но оставалась. Однако сегодня, перенеся ее в то же грядущее без намека на уже свершившееся человеческое поражение, на спутавший все карты искусственный интеллект, где игры с подсказками виртуальны, как резиновая женщина, Джон Ву выглядит несколько примитивно и дико старомодно. Во-вторых, тогда люди действительно вдруг впервые узнали про концлагеря, немецкие и советские, про Хиросиму, про Нагасаки, и "впервые" могло подействовать. Когда Эффлек сегодня, оказывается, поменялся под воздействием страшных картин разрушений, которые разглядел в будущем, это очень дешевый пафос. Да если он по работе до самого основанья торгует самим собой, уж на всех остальных положил бы с прибором – при памяти, не при памяти. То есть сегодняшних оснований у происходящего – все равно полный ноль. "Не верю", обманули.

Сказанное по части "интересной задумки", к тому же несильно отличающейся от других идей Филипа Дика ("Вспомнить все", "Особое мнение"), относится также к "мелким удовольствиям". Да, к примеру, погоня на пустыре сделана оригинально, с явным воодушевлением. Да, когда Эффлек по крошечному мерцанию перецвеченного глаза узнает подмену возлюбленной, оригинально придуман спецэффект. Сам Эффлек, пусть не герой, а туфта какая-то, все же со своей программной безликостью более нейтрален, чем противный Том Круз и нелепый Пирс Броснан. И, в конце концов, в роли возлюбленной – Ума Турман, самим фактом своего присутствия способная облагородить любую ерунду. После "Убить Билла" все время ждешь, когда она в драке сработает ногами. Сработает тут. Один раз. Так по всему хронометражу набирается, в общем, всякого-разного, чтобы выдерживать взятый хороший темп и чтобы хотелось доиграть. Нет такого, чтобы подмывало немедленно встать и выйти. Игрушка вроде бы интересная, качественная.

Кадр из фильма


Но сказать, что игрушка – супер, "купите – не пожалеете", как-то сразу не выходит. Пожары и взрывы, и поезда в метро, и спецэффекты "стирания памяти" ни в чем не оригинальны. Голография уже была даже в безумном "Агенте Коди Бэнксе". Роль Умы Турман – чисто утилитарная. Ближе к финалу, когда подсказки из пакета иссякают, и загадка решена, уже вся вообще кульминация совершенно типовая. "Ой, сейчас они ворвутся". "Ой, увидит или не увидит". "Ой, успеет ли спрятаться". Ну, успеет.

Уже нет никакой надежды, что в Голливуде хоть что-нибудь плохо кончится, кроме дамских романов ("Часы", "Холодная гора"). А вот если бы только представить себе, что Ума Турман в последний момент убила Бена Эффлека, какой был бы коленкор…

"

Скачать книгу «Рецензия на фильм «Час расплаты»» fb2

Коментарии