Фильм Агора (Испания, Мальта, 2009) смотреть онлайн – Афиша-Кино

Фильм Агора (Испания, Мальта, 2009) смотреть онлайн – Афиша-Кино

Фильм

Мощно сделанный, но чересчур прямолинейный пеплум о вреде религии.

Другие фильмы Алехандро Аменабара Алехандро Аменабар 51 год, фильмов: 8

Алехандро Аменабар Рейчел Вайс Макс Мингелла Оскар Айзек Ашраф Бархом Майкл Лонсдейл Руперт Эванс Ричард Дерден Сами Самир Мануэль Коши Хумаюн Эршади Читайте также

6 часов назад Сериалы 13 сериалов зимы, которые и правда стоит ждать: от «Настоящего детектива» до «Аватара»

1 день назад Боевики Великий Джон Ву снял боевик вообще без диалогов. А мы написали про него без лишних слов

4 дня назад Фильмография «Помни», есть фильмы на порядок выше: кино Кристофера Нолана — от худшего к лучшему Рекомендации для вас Популярно сейчас Как вам фильм? 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Авторизуйтесь чтобы оставить отзыв Рецензия Афиши

535 отзывов, 587 оценок, рейтинг 11385 1 февраля 2010 Мощно сделанный, но чересчур прямолинейный пеплум о вреде религии

Конец четвертого века нашей эры, Александрия доживает последние годы в качестве культурной столицы мира. Красотка Гипатия (Вайс), дочка директо­ра Алек­сандрийской библиотеки, ходит босиком по нагретому мрамору, размышляя об орбитах небесных тел, а в свободное время преподает местной золотой молодежи точные науки плюс — с опережением на пару тысячелетий — основы фе­минизма. Те слушают с открытыми ртами (понятно, не из-за интереса к точным наукам). Один из влюбленных учеников (Эванс) впоследствии станет важным епископом, другой (Айзек) — имперским префектом. Оба умоют руки, когда получившие господдержку христиане начнут разносить остатки античного мира в мрамор­ную крошку.

38-летний испанский гроссмейстер Аменабар привык ставить с ног на голо­ву любой жанр, за который берется: в его впечатляющей фильмографии уже есть реалистичный фильм о снах («Открой глаза»), до жути осязаемый — о привидениях («Другие») и один из самых динамичных — о параличе («Море внутри»). С кино из античной жизни он проделывает тот же трюк: в «Агоре» нет обязательной для пеплума любовной линии (Гипатия, как положено воплощенной премудрости, не дается в руки ни римскому аристократу, ни хорошенькому рабу, а все разговоры о любви ловко переводит на Аристотеля), нет батальных сцен (вместо них — снятые злой репортерской камерой уличные беспорядки), наивысшего эмоционального накала картина достигает в момент разговора о земном притяжении или о том, что важнее — круг или эллипс. В закате греко-римской культуры Аменабара привлекает не декадентский мелодраматизм исторического задника, а параллели с сегодняшним днем — христиане выглядят и действуют как исламские террористы (для ясности мощный визуальный упор сделан на их носы), римляне мямлят в уголку, как руководство Евросоюза. Аналогия небезынтересная, особенно в контексте нового Средневековья, ласточек которого дав­но стращаются европейские интеллектуалы. И мысль, что для любой религии в молодости органично стремление выжечь все вокруг, вполне способна потряс­ти тех, кто в детстве пренебрег учебником истории. Но достойный того самого советского учебника антиклерикальный пафос в конечном счете подминает под себя хорошо сделанный фильм, превращая живых героев в цветные иллюстрации к авторским тезисам. Предлагаемый Аменабаром символический расклад (атеизм — красивая телочка, религия — немытый ублюдок с камнем в руке) мо­жет выглядеть освежающе, особенно в контексте современного кино, где каждый пенек норовит под финальные титры обратиться к Богу. Но вместе с тем, как это бывает с людьми в полемическом запале, испанец, мягко говоря, несколько упрощает.

По рейтингу рецензии Положительные Отрицательные

165 отзывов, 944 оценки, рейтинг 797 10 февраля 2010

Гипатия родилась примерно в 370 году и была дочерью александрийского математика Теона. С детства она имела склонность к наукам, и впоследствии, благодаря исключительности ума, снискала уважение и почет как философ и ученый. Она занималась вычислением астрономических таблиц, написала комментарий к сочинению Аполлония и Диофанта. Имеются сведения о том, что Гипатия изобрела ареометр - прибор для определения плотности жидкости, астролябию - прибор для определения астрономических координат, планисферу, позволяющую вычислять заход и восход небесных светил. Не было в Александрии человека, не знавшего о Гипатии. Ее имя упоминается во многих книгах и письмах ученых и политиков того времени.
Характерно высказывание Сократа о Гипатии: “Она достигла таких высот познания, что превзошла всех философов своего времени, наследница платоновской школы, возрожденной Плотином, она читала философские лекции всем тем, в ком было желание услышать”.
Увы, историкам не известны ни философские взгляды, ни математические результаты исследований Гипатии, поскольку ни одна из написанных ее работ не дошла до нас, а сама Гипатия стала жертвой заговора. Ее убийство, имевшее место в марте 415 года, во время великого поста "навлекло немало позора на александрийскую церковь".

За три дня до нынешнего великого поста выходит в прокат фильм испанского оскароносца Алехандро Аменабара «Агора», исторический эпос, центральной фигурой которого становится Гипатия в исполнении Рейчел Вайз. Название фильма отсылает нас к толковому словарю, в котором значится, что Агора — это древнегреческая рыночная площадь, место общегражданских собраний, зачастую административный и экономический центр города. Таким образом, основная тема фильма - исторические и политические события, имевшие место в римской Александрии на рубеже четвертого и пятого веков.

Дату релиза наверняка определяли такие же антиклерикалы, как и сам Аменабар. Картина прямолинейно обличает первых христиан во главе со епископом Кириллом Александрийским, после смерти причисленного к лику святых. Все христиане в фильме либо фанатичное невежественное зверье, бывшие рабы и бродяги, либо хитрая властолюбивая знать, для которой вера в единого Бога - аргумент сугубо политический.

Фанатики христианской веры в фильме ведут себя хуже большевиков в 17 году. Они последовательно: неполиткорректно высказываются о язычниках, кидают в шутку их в огонь, получают отпор и, озлобившись, уничтожают Александрийский научный центр Серапеум, храм бога Сараписа, а также крупнейшее книгохранилище Александрийскую библиотеку. По свидетельству древних писателей, во время того набега сгорело семьсот тысяч томов. В картине все это происходит на глазах Гипатии, которая сама готова умереть за свитки, но ее удерживают рабы ее отца. Возможно, так оно и было, ведь реальная Гипатия и ее семья жили на территории Серапеума.
После полного свержения язычества в городе, продолжаются гонения на иноверцев, теперь люди нового епископа Кирилла устраивают еврейские погромы. Особенно неистовствуют парабаланы (бывшие солдаты и гладиаторы). Помимо того, церковь осуществляет давление на префектов округов, и в какой-то момент решает убрать с дороги Гипатию, имеющую большое влияние среди ученой знати и обоснованно критикующую политику епископа.

Поскольку о жизни Гипатии сохранились лишь отрывочные и случайные известия, составить сколько-нибудь подробную ее биографию нельзя. Поэтому сценарий «Агоры» может быть рассмотрен только как одна из версий жизни Гипатии, а в такой истории невозможно обойтись без домыслов и допущений. Картина охватывает временной промежуток в 30 лет, но для зрителя картины исторические события наслаиваются одно на другое, без интервалов и привязок к датам. Реальная Гипатия была убита в возрасте около 50 лет, между тем в картине она умирает молодой. В «Агоре» нашлось место и для зачатков любовной интриги, сразу двое мужчин питают к женщине-философу пламенную страсть – бывший раб Давус и один из учеников, а в последствии префект Орест. Один из них получает в дар платок с ее «месячным циклом», другой – свободу. Однако, обе любовные линии ни к чему не ведут, выдавая с потрохами свое искусственное происхождение.

Историческая драма такого уровня требует обильных затрат, Аменабар уложился в $73 000 000, воссоздав древнюю Александрию довольно детально, однако, похоже, что в качестве исторических источников были использованы стандартные путеводители. Храм, театр, общественный туалет, в котором римляне мужского пола сидят и читают со спущенными (не задранными) юбками. Костюмы с первого кадра зрительно подчеркивают разделение персонажей на хороших и плохих. Хорошие (язычники) в белых тогах, плохие (христиане) в черном тряпье, евреи в чем-то сером.
Забавным художественным решением выглядит периодически вставленная в фильм земля из космоса и эффекты, имитирующие Google-Earth, призванные проиллюстрировать с одной стороны размышления Гипатии об устройстве вселенной, а с другой демонстрирующие, что Бога нет.

Жанровая ли картина "Агора" или авторская, сразу не разберешь. По грандиозности замысла и художественному воплощению это исторический голливудский блокбастер. Однако, для большого кино идея слишком резкая, а история постоянно "уходит" от Голливуда (в фильме могло бы быть, но нет противостояния личностей, нет ни одного "правильного" поединка и некоторых других необходимых элементов жанрового кино). Авторский замысел, идеи о том, что наука и культура много выше и добросердечнее религии, о том, что между силой и насилием нет границы, перешибают зрелищность. Фильм, безусловно, интересный, однако, все то же самое, но лучшим языком, изложено на пяти страницах альманаха из серии ЖЗЛ («Гипатия, дочь Теона», автор А. Штекли).

"

Скачать книгу «Фильм Агора (Испания, Мальта, 2009) смотреть онлайн – Афиша-Кино» fb2

Коментарии