Россия и Германия: ностальгия по социалистическому прошлому – тема научной статьи по истории и археологии читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Россия и Германия: ностальгия по социалистическому прошлому Текст научной статьи по специальности «История и археология»

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Топоркова Ольга Александровна

Статья анализирует некоторые социально-культурные явления жизни общества в России и ФРГ, иллюстрирующие отношение жителей обеих стран (главным образом Восточной Германии ) к социалистическому прошлому и их восприятие современного режима. Автор показывает, что для населения каждого из государств характерна ностальгии по ушедшей эпохе, которая проявляется сходным образом, но из-за разного отношения к этому властей приводит во многом к разным результатам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Топоркова Ольга Александровна

Преодоление прошлого и переосмысление истории ГДР в современной Германии Образ гдр в советском массовом сознании (к постановке проблемы) Восточная Германия: 30 лет после падения Берлинской стены Трансформационный дискурс в политолингвистике: сравнительный анализ идеологем конца ХХ века

Проблемно-тематический комплекс «Оси-веси» в литературе воссоединенной Германии (на примере поэзии 1990-2000-х гг. )

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы. i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Россия и Германия: ностальгия по социалистическому прошлому»

РОССИЯ И ГЕРМАНИЯ: НОСТАЛЬГИЯ ПО СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМУ ПРОШЛОМУ

Уже двадцать лет мир развивается в так называемой постбиполярной" системе международных отношений. После окончания "холодной войны" и развала СССР в целом ряде регионов происходят социально-экономические трансформации, связанные с переходом от социализма к капитализму. Они означают не только политические и экономические реформы, осуществляемые государствами, но и сложные процессы социально-психологической адаптации населения постсоциалистических стран, связанные в том числе с необходимостью перенимать западные стандарты практически во всех сферах жизни. Это весьма непросто, особенно для представителей старшего поколения, молодость и личностное становление которых пришлись на эпоху противоборства двух систем. Общество постсоцилистических стран по-разному реагирует на кардинальные перемены, при этом часть его болезненно переживает изменения и ностальгирует по прошлому. Ведь социализм и строительство "светлого будущего" имели свои привлекательные черты по сравнению с капитализмом, и очень многим нелегко расставаться с идеалами минувших лет.

Показательны и сходны в этом смысле ностальгические процессы, протекающие в России и Германии, особенно восточной её (Германии) части, поскольку Германская Демократическая Республика (ГДР) была советским форпостом на Западе, "витриной социализма", "наиболее западной" из всех стран соцлагеря. Между Россией и ФРГ - партнёрами во многих сферах - много общего, в том числе и ностальгия по социалистическому прошлому. Ощущение потерянности, недоверие к капитализму, трудности адаптации к коренным изменениям, утраченные иллюзии и желание вернуться в ту эпоху, где всё было понятно и сравнительно надёжно, характерны для значительной части российского и немецкого общества.

© Топоркова Ольга Александровна - соискатель кафедры теории и истории международных отношений ИМО и СПН Московского государственного лингвистического университета. E-mail: axtaxe@mail.ru, toporkova@sojuzpatent.com Ключевые слова: Россия, Германия, социализм, адаптация, ностальгия/остальгия, критика, культура, история.

Германия: перемены и отношение населения

Со времени объединения Германии (1990) страна стала принципиально новым субъектом международных отношений, где в целом успешно развивается экономика и выстраиваются внешние связи. И всё же, несмотря на два десятилетия интеграционных мероприятий, в Германии и сегодня актуальна проблема социальной интеграции немцев западных и восточных земель, адаптации жителей бывшей ГДР к новым условиям.

Бетонная стена, разделявшая запад и восток страны, ушла в прошлое. Однако в Германии говорят о "стене в головах людей" ("ментальном барьере" -Charaktermauer), о существенных различиях в поведении, в ценностных ориентирах, в представлении западных и восточных немцев о том, как должна функционировать общественная система.

Распад Советского Союза в 1991 году стал в мировом масштабе ещё более значимым событием, чем объединение Германии. Россия пошла по рыночному, капиталистическому пути развития, и сразу же у неё появились проблемы социальной адаптации людей, схожие с проблемами немецкого общества. Жизненные ориентиры значительной части населения оказались смещены, идеология, на которой были воспитаны поколения, - заменена противоположными установками. Фактически был запущен процесс пересмотра истории, смены оценочных координат прошлого и настоящего.

Удивительна скорость, с которой литература, журналистика, кинематограф (позднее и Интернет) в обеих странах откликнулись на произошедшие изменения. Был создан (и продолжает создаваться) целый культурный пласт произведений, в которых отображен процесс осмысления периода социализма с позиций сегодняшнего дня.

Ostalgie. После воссоединения восточные и западные немцы воспринимали друг друга как чужаков. Различия в уровне жизни, менталитете, психологии людей в условиях существования двух самостоятельных немецких государств были весьма велики. Обе группы были охвачены множеством взаимных предрассудков и стереотипов. Необходимость оказывать финансовую помощь "новым землям" стала причиной недовольства "весси", а полный отказ от прежнего, ставшего привычным и естественным образа жизни вызвал у "осси" так называемый шок адаптации. Серьёзным негативным последствием объединения Германии стало травмирование и даже разрушение самосознания населения ГДР, кризис его идентичности1. В стране возникли серьёзные региональные диспропорции. Они стали очевидны в сфере экономики (уровень развития производства на бывших территориях ГДР значительно ниже, чем в западных землях), политики (восточные немцы на выборах отдавали своё предпочтение левым партиям), социальных отношений (существует высокомерное отношение западных немцев к новым гражданам ФРГ), что тоже

1 Шаншиева, Л. Н. Проблемы социально-психологической адаптации жителей восточных земель // Объединённая Германия: 10 лет. Проблемно-тематический сборник / отв. ред. и сост. А.А. Амплеева. М. : ИНИОН РАН, 2001. - С. 143.

вносит свою лепту в формирование у последних комплекса неполноценности. Как следствие всего этого в восточных землях получило распространение явление остальгии - ностальгии по Востоку.

Ряд зарубежных историков и антропологов исследовали феномен остальгии. Остановимся на работах немецких исследователей. Так, Катя Неллер из Института социальных наук Штуттгартского университета разграничивает понятия "ностальгия по ГДР" и "остальгия". По мнению Неллер, ностальгия по ГДР свойственна исключительно бывшим гражданам ГДР, в то время как остальгия - "общегерманский феномен"1. Если ностальгия по исчезнувшему государству - явление, связанное с личными воспоминаниями отдельно взятого человека, то остальгия - явление массовое, вызванное, особенно в Западной Германии, коммерциализацией предметов быта ГДР, распространением культа социалистической эпохи, моды на неё2.

С момента объединения по сегодняшний день немецкие исследователи не перестают сравнивать Восток и Запад, проводить опросы среди населения. Была ли ГДР "социальным раем" или "государством Штази"? В частности, политолог Клаус Шрёдер, руководитель Союза исследователей государства СЕПГ (Forschungsverbund SED-Staat) при Свободном университете Берлина (Freie Universität Berlin), выяснил, что большая часть молодёжи в восточных землях "не знает и не хочет знать о тёмной стороне бывшей ГДР", а более взрослые полагают, что после крушения берлинской стены восточные немцы оказались "изгнанными из рая", ведь только после объединения они "узнали, что такое неуверенность в завтрашнем дне, попрошайничество и беспризорность"3. В 2009 году Клаус Шрёдер опубликовал книгу под названием "О, как прекрасна ГДР", где он делает вывод, что "большинство восточных немцев до сих пор не ассоциируют себя с современной общественно-политической системой"4.

Доктор общественных наук профессор Дортмундского университета Томас Голль называет остальгию "культурой воспоминаний"5, которая имеет свои черты, своих героев, свой стиль, и которая широко представлена в немецкой литературе, кино, на телевидении и в коммерции.

1 Neller, Katja. DDR-Nostalgie: Dimensionen der Orientierungen der Ostdeutschen gegenüber der ehemaligen DDR, ihre Ursachen und politischen Konnotationen. - Wiesbaden: VS Verlag für Sozialwissenschaften, 2006. - S. 49.

2 Neller, Katja. DDR-Nostalgie: Dimensionen der Orientierungen der Ostdeutschen gegenüber der ehemaligen DDR, ihre Ursachen und politischen Konnotationen. - Wiesbaden: VS Verlag für Sozialwissenschaften, 2006. - S. 50.

3 Schroeder, Klaus. Soziales Paradies oder Stasi-Staat? Das DDR-Bild von Schülern - ein Ost-West-Vergleich. - München: Ernst Vögel Verlag, 2008. - S. 11.

4 Deutz-Schroeder Monika. Oh, wie schön ist die DDR / Deutz-Schroeder Monika, Schroeder Klaus. - Schwalbach: Wochenschau-Verlag, 2009. - S. 32.

5 Goll Thomas. Ostalgie als Erinnerungskultur? / Thomas Goll und Thomas Leuerer. -Baden-Baden Nomos 2004. - 111 S.

Содержательная сторона явления

Тоска многих восточных немцев по ГДР, и интерес к ней западных немцев, порождают высокий спрос на остальгию и соответствующие предложения: книги о культуре и быте ГДР, фильмы и телешоу, посвященные ей, товары с брендами, знакомыми восточным немцам с тех времён.

Книжные магазины в ФРГ предлагают покупателям как серьёзные исследования социалистической Восточной Германии, её внутренней и внешней политики, развития общества в условиях тоталитаризма, опубликованные архивы штази (министерство госбезопасности ГДР)1, так и полуразвлекательные повествования о быте восточных немцев2. Целевой аудиторией такой литературы становятся "осталь-гирующие" восточные немцы и немцы из западных земель, которым интересно узнать о жизни, существовавшей по ту сторону "железного занавеса". Поваренная книга "Германская Деликатесная Республика: так готовили в ГДР"3 напомнит осси и научит весси, как приготовить нетипичные для Запада блюда, к примеру, борщ или солянку. Из книги "Песочный человечек в стране Траби. Культовая книга остальгии"4 можно узнать (или вспомнить) о Песочном человечке (Sandmännchen) -персонаже детской передачи - аналога "Спокойной ночи, малыши!", который с 1959 года был регулярным телегостем в каждой семье ГДР, о трабанте (восточногерманском автомобиле вроде "Запорожца") и прочих предметах и персонажах, наделивших Восток культурной самобытностью. Кроме того, имеются уже и исследования самого явления остальгии,5 предпринятые западными историками, антропологами и социологами.

Телевизионные шоу в Германии также не оставляют тему остальгии без внимания. Считается, что первым слово "остальгия" употребил Уве Штаймле (Uwe Steim-le), эстрадный артист из Саксонии. Штаймле выступал в программе "Остальгия",

1 См., например, "ГДР. Далекая страна 1949-1990: О жизни в ГДР" (DDR. Ein fernes Land 1949 - 1990: Vom Leben in der DDR von Thomas Bickelhaupt von Bucher, München, 2009), "Восточный Берлин: жизнь до падения стены" (Ost-Berlin: Leben vor dem Mauerfall. Life before the Wall fell von Lutz Rathenow von Jaron Verlag, Berlin, 2005).

2 См., например, "Во времена ГДР: будни государства рабочих и крестьян" (Damals in der DDR: Der Alltag im Arbeiter- und Bauernstaat von Hans-Hermann Hertle und Stefan Wolle von Goldmann, 2006).

3 Trögel Tatjana. Deutsche Delikatessen Republik: So kochte die DDR / Tatjana Trögel, Verena Zemme. - Bindlach: Gondrom Verlag Gmbh, 2006. - 192 S.

4 Reinhard Ulbrich. Sandmännchen im Trabi- Land. Das Ostalgie- Kultbuch / Reinhard Ul-brich, Andreas Kämper. - Düsseldorf/München: Econ Tb., 1997, 160 S.

5 См., например, "Реконструкция прошлого в объединенной Германии: Исследование попкультурного феномена на примере телевизионных шоу, посвященных остальгии" (Ostalgie: Vergangenheitsrekonstruktion im vereinten Deutschland: Eine Untersuchung des populärkulturellen Phänomens am Beispiel der Ostalgie-Shows von Annekatrin Himmelreich von Vdm Verlag, 2008), "Тема остальгии в современной немецкой литературе" (Ostalgie in der gegenwärtigen deutschen Literatur von Katerina Fisova von Grin Verlag, 2008), "(N)Ostalgia" for the Present: Memory, Longing, and East German Things" (by Daphne Berdahl, Ethnos,1999) и др.

выходившей в 1990-х годах на региональном канале МДР (Mitteldeutscher Rundfunk, MDR), в аудиторию которого входят новые федеральные земли. Вместе с артистом Томом Паульсом Штаймле разыгрывал юмористические миниатюры на тему остальгии и отношений „осси и весси". Впоследствии миниатюры были изданы в виде книги "Нас ведь никто не спрашивает"1.

На популярных "ГДР-телешоу" под музыку и песни гэдээровских времён звучат воспоминания о буднях той жизни. Бывшая олимпийская фигуристка Катарина Витт ведёт ток-шоу о социалистическом прошлом и снимается в рекламных роликах. Витт, которую в 1980-х годах американский журнал "Тайм" назвал "прекрасным ликом социализма", на публике вспоминает о радостных эпизодах своей жизни, а не о том, как за ней следили агенты штази. "Если подводить итог моей жизни в ГДР, то он в целом позитивен. Я ни о чём не жалею и испытываю гордость", -говорит Катарина Витт под аплодисменты зрителей2.

ГДР-телешоу помогают молодым немцам, которые не знали ГДР, почувствовать, что за фасадом, созданным партсекретарями и державшим в страхе Запад, была нормальная жизнь нормальных людей. Исследователи говорят, что наиболее привлекательна вся эта ГДР-мода для тех, кому в 1980-е годы было 10-12 лет3.

Яркими примерами кинофильмов, посвящённых ГДР, могут служить две ленты, противоположные по настроению. Это "Жизнь других"4 (Das Leben der Anderen, 2006) режиссера Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка и "Гуд-бай, Ленин!"5 (Goodbye, Lenin!, 2003) Вольфганга Беккера.

"Жизнь других" рассказывает о борьбе творческой личности с Системой в лице спецслужбы штази. Фильм стал обладателем премии "Оскар" 2007 года в номинации "Лучший фильм на иностранном языке". Даже в этом фильме проскальзывает остальгия: главный отрицательный персонаж "Жизни других" в конце произносит: "И все-таки при социализме было лучше. Нам было во что верить, и вам было с чем бороться".

В трагикомедии "Гуд-бай, Ленин!" восточные немцы увидели свою жизнь до объединения без прикрас, но и без насмешек и критики. Фильм проникнут осталь-гией, светлой грустью по ГДР и её идеалам. "Гуд-бай, Ленин!" завоевал призы Берлинского кинофестиваля, премию "Гойя" как лучший европейский фильм 2004 года, награды Европейской киноакадемии, кроме того, был номинирован на американские премии "Оскар" и "Золотой Глобус" в номинации "Лучший иностранный фильм". То, с каким теплом публика приняла этот фильм и какими темпами он набрал популярность, свидетельствует о признании населением Германии суще-

1 Steimle, Uwe. Uns fragt ja keener - Ostalgie. - Berlin: Eulenspiegel-Verlag, 1997, 224 S.

Агаев, Виктор. Остальгия в Германии // [электронный ресурс] : Немецкая волна. -Режим доступа : www.dw.com (08.10.2003)

3 Агаев, Виктор. Остальгия в Германии // [электронный ресурс] : Немецкая волна. -Режим доступа : www.dw.com (08.10.2003)

4 Das Leben der Anderen [электронный ресурс] : Режим доступа: http://www.imdb.com/title/tt0405094/

5 Goodbye, Lenin! [электронный ресурс] : Режим доступа : http://www.imdb.com/title/tt0301357/

ствования проблемы "осси"-"весси", а населением Европы - проблем, связанных с крушением биполярной системы и адаптацией постсоциалистических обществ к новым жизненным реалиям. Это был "экспортный вариант" остальгии, посредством которого Германия на мировом культурном пространстве заявила о соответствующей проблеме.

Теме "ГДР-ностальгии" посвящены также такие немецкие фильмы, как "Солнечная аллея" (Sonnenallee1, 1999) Леандера Хаусманна и "Легенды Риты" (Die Stille nach dem Schuss2, 2000) Фолькера Шлендорфа.

С момента возникновения остальгии в середине 1990-х годов по сегодняшний день идёт активная коммерциализация этого явления. В Германии высок спрос на продукцию, напоминающую о ГДР, - музыку, фильмы, книги о перестройке, комсомольские синие рубашки, сумки, майки, солдатские ремни, хрустящие хлопья Zetti, сосиски Halberstadt, кофе Mokka Fix Gold, пятновыводители Nuth, лосьон для малышей Elasan, бюсты Ленина, футболки с изображением Карла Маркса или надписью "Рожденный в СССР". Цель бизнесменов, занимающихся продажей "старых добрых" товаров — сохранение "отблеска умершего коммунистического государства"3. Обороты фирм, "продающих ностальгию", неуклонно растут, причём товары скупают не только жители Восточной Германии, но даже США и Японии. Многие компании Восточной Германии после 1989 года были куплены западными фирмами, которые предпочли сохранить названия марок.

Интернет-магазин "ОссиФерзанд" (OssiVersand.de) имеет оборот около миллиона евро. "Оссиладен" (Ossiladen), рассылающий свои товары по почте, насчитывает десятки тысяч постоянных клиентов. В его ассортименте 900 наименований: от шоколада, горчицы и легендарных шпреевальдских огурчиков до напитка VitaCola. Есть здесь даже гэдээровский план Берлина, в котором западная часть города отсутствует. Подобные магазины открываются и на западе страны4. Коммерсанты готовы обеспечить потребителей атрибутами остальгии, и её долгосрочность можно считать в определённой мере и их заслугой.

Повсеместно празднуются так называемые ост-вечеринки (Ostalgieparty) - семейные и молодёжные праздники, стилизованные под реалии ГДР.

Художественный критик Марина Дмитриева в своей статье "Остальгия. Заметки о восточногерманской визуальности" пишет о городе Айзенхюттенштадт, где спустя несколько лет после воссоединения Германии был создан музей действительности

Sonnenallee [электронный ресурс] : Режим доступа : http://www.imdb.com/title/tt0177242/

Die Stille nach dem Schuss [электронный ресурс] : Режим доступа : http://www.imdb.com/title/tt0234805/

Флейшман Дж. Модная "остальгия" по Восточной Германии // Los Angeles Times, In-opressa. - 2008. - 19 февр. - С. 8.

Дмитриева М. Остальгия. Заметки о восточногерманской визуальности // Художественный Журнал. - 1999. - № 24. - C. 73.

ГДР. Задача музея и связанного с ним научно-исследовательского проекта - документация быта ГДР. По просьбе устроителей граждане несут в музей предметы, произведённые в ГДР, либо типичные для устройства квартиры среднего обывателя.

В Интернете популярностью пользуется игра - викторина Оssiquiz (www.ossiquiz.de), в которой собраны 700 вопросов из повседневной жизни ГДР. Например: "Кто был председателем ГДР?", "Как назывался пластилин, из которого лепили на уроках в школе?", "Что было написано на первой странице пионерского удостоверения?", "Сколько дверей у "Трабанта"?"

Высказывания, приведённые в статьях газеты "Аргументы и факты" "ОСТаль-гия": верните нам Берлинскую стену! - требуют западные и восточные немцы спустя 20 лет после её краха" (от 04.11.2009) и "Памяти покойной ГДР" (от 07.10.2009), позволяют понять отношение рядовых восточных немцев к ГДР, её символам, ностальгии по ней, а также то, насколько коренные изменения произошли в восточногерманском обществе с момента объединения: "В самом Берлине остатки грозной Берлинской стены из мрачного символа тоталитаризма давно превратились в объект туристической привлекательности. Сейчас уже и сами берлинцы не верят - неужели 20 лет назад всё было по-другому? И колючая проволока, и электрический ток, и нейтральная зона у Бранденбургских ворот, и вышки со снайперами? У обломков стены возле Потсдамерплац позируют арабские гастар-байтеры, переодетые в форму пограничников ГДР, и стоит гэдээровский автомобиль "Трабант" - желающие могут сфотографироваться за 1 евро. В любом магазине сувениров у КПП "Чарли" (пропускной пункт для дипломатов) - камешки из стены с сертификатом. Куски посолиднее увезли на Запад - теперь они стоят в главном офисе корпорации "Майкрософт" и штаб-квартире ЦРУ в Лэнгли. Сейчас символика страны-привидения - ГДР приносит городу внушительный доход от туристов".1

В то же время, несмотря на распространение остальгии, ни восточные, ни западные немцы не отрицают негативных сторон политического режима ГДР. В тех же "АиФ" читаем: "Во времена ГДР я учился в школе и, разумеется, носил пионерский галстук и голубую рубашку FDJ. В общем, у меня осталось приятное чувство коллективизма, с одной стороны, но и неприятные воспоминания до сих пор живы. Помню, в нашем классном журнале была специальная графа, по которой классифицировали происхождение родителей: А - рабочий, В - крестьянин, I - интеллигенция. Из двух классов по 30 учеников в каждом только шесть смогли стать абитуриентами. Конечно, букве А отдавалось предпочтение".

По мнению другого респондента "АиФ", "тоскуют по социалистическому прошлому те, кто остался за бортом и не вписался в реалии новой жизни. А плавать-то многие не умели. Другие задачи были - корабли строить, план выполнять, а не учиться выживать в обществе, где каждый только за себя. Но я лично не знаком ни с кем, кто испытывал бы какие-либо нежные чувства по отношению к госсимволам и прочим атрибутам ГДР". Кроме того, в статье отмечается: "пресловутая

1 Георгий Зотов, ""ОСТальгия": верните нам Берлинскую стену! - требуют западные и восточные немцы спустя 20 лет после её краха", "Аргументы и факты", №45 от 4 ноября 2009 г.

"ностальгия" - это тоска по прошлому без той политической и идеологической подоплёки, которую иной раз так старательно пытаются к этому прицепить. В молодости и трава была зеленее, и люди добрее, и яблоки слаще. А бесчисленные музеи, выставки и шоу на ТВ вокруг жизни в ГДР рассчитаны на туристов и тех немцев, которые в ГДР никогда не жили".1

Как правило, объектами критики социалистического режима в Германии являются практически все признаки системы, неприемлемые для Запада, не характерные и оттого непонятные для западного человека. Главным образом это тотальный контроль со стороны государства, который имеет различные проявления. В сфере экономики это отсутствие или незначительная роль частного предпринимательства и, как следствие, разнообразия товаров и услуг, конкуренции, в политике это отсутствие плюрализма, в сфере культуры - наличие цензуры и пропаганда унифицированных норм и ценностей. Но правила коммерции предписывают апеллирование к позитивным чувствам потребителей, и зачастую кажется, что в рамках остальгии недостатки ГДР как будто отфильтровываются. Согласно опросам, результаты которых приводила немецкая радиостанция "Дойче велле", 59% немцев считают, что ГДР-шоу показывают ГДР в искажённом свете. 22% уверены, что, поскольку она была неправовым государством, то заслуживает только осуждения и критики2. По мнению же редакторов "Дойче велле", организаторы остальгических программ доказывают, что они ничего не приукрашивают, а просто хотят показать, что и в неправовом государстве люди имели маленькие радости.

В результате можно констатировать, что и восточные, и западные немцы в целом положительно восприняли остальгию. Им удалось из негативного явления (ностальгии по прошлой эпохе и недовольства от негативных последствий объединения) сделать позитивное, тоску по утраченному перевести в "светлую грусть", разобщенность "осси" и "весси" превратить в сплочённость. Благодаря остальгии западные немцы больше узнали о своих восточных соотечественниках, на протяжении сорока лет скрытых за "железным занавесом", и научились лучше понимать их, а восточные немцы таким образом пережили "проводы" социализма. Пик остальгии в Германии пришёлся на конец 1990-х годов, теперь же она медленно идёт на спад и, вероятно, будет ослабевать и дальше - в значительной мере из-за смены поколений. Остальгия стала естественной реакцией немцев на адаптационные трудности, связанные с объединением. Можно считать заслугой германских властей то, что они не препятствовали распространению остальгии, и это стало одним из решений проблем интеграции немецкого общества.

Культура новой России тоже стала отражением процесса глубокой трансформации общественного сознания. Ностальгия по социалистическому прошлому проявилась в тех же сферах, что и в Германии, однако она не стала позитивной, консо-

1 Виктория Шкаровская, "Памяти покойной ГДР", "Аргументы и факты", №41 (2009), 07.10.2009.

2 Агаев, Виктор. Остальгия в Германии // [электронный ресурс] : Немецкая волна. -Режим доступа : www.dw.com (08.10.2003).

лидирующей общество тенденцией. Российскую ностальгию можно разделить на два направления: критическое (ностальгия, связанная с критикой существующей власти, оппозиционностью, и прославляющая СССР без оглядки на негативные стороны советского прошлого) и конформистское (ностальгия по советской культуре, по эстетике советского периода, не имеющая оппозиционного посыла).

Кроме того, есть и "парадный", или "экспортный", вариант ностальгии по СССР: это сувениры на память о социалистической эпохе, скупаемые в России иностранными туристами. Популярностью пользуются значки, агитационные плакаты, открытки, футболки с изображением серпа и молота и многое другое.

Критическая ностальгия в России практически составляет политическую платформу оппозиционных партий. Это настойчивые напоминания о крахе великой державы - Советского Союза, об утрате геополитического влияния и об экономических проблемах современной России. Ностальгия конформистская аполитична и больше похожа на германскую остальгию. Она проявляется, например, в моде на "советский стиль", которая появилась в середине 1990-х годов и продолжается по сей день. Можно вспомнить, что на открытии Олимпийских игр 2002 года сборная команда Российской Федерации была облачена в костюмы, "вдохновлённые светлыми 50 и 60-ми"1. Государственный гимн РФ с 2000 года исполняется снова на музыку А. В. Александрова, написанную им в 1943 году для советского гимна. Как и в Германии, некоторые производства в России выкуплены иностранными компаниями, которые в угоду спросу сохраняют старые торговые марки. Появляется много телевизионной продукции, посвящённой советским временам, однако в современных фильмах и телепередачах ностальгия может проявляться как в конформистской, так и в критической форме.

Наряду с неослабевающей популярностью советских фильмов, высокий зрительский рейтинг удерживают передачи и документальные ленты, посвящённые советской эпохе, из чего следует, что обществу интересно узнать больше о прошедшей эпохе или вспомнить о ней с ностальгией. Так, популярностью пользуются (пользовались на момент выхода) "Как это было" (ОРТ), "Следствие вели. " (НТВ), "Советская Империя" (телеканал "Россия"), "Ордена ушедшей страны" (телеканал "Культура"). Кроме того, почти все телеканалы предлагают вниманию зрителей телесериалы, время действия которых - советская эпоха: "Александровский сад" (телеканал "Россия", 2005), "Брежнев" (телеканал "Россия", 2005) и др. Появились шоу, на которые приглашаются звезды советской эстрады, и шоу, посвящён-ные советским вождям. Зачастую фильмы и передачи так или иначе развенчивают положительный образ Советского Союза и советской жизни.

Как критическую, так и конформистскую ностальгию по Советскому Союзу вызывает фильм Ю. Гусмана "Парк советского периода"2 (2006). Сюжет вкратце таков: в Москве создают тематический парк, где всё советское, причём только то, что вызывает положительные эмоции. Это и крымский санаторий, где чистота, порядок, дешё-

1 Модные Олимпийские игры [электронный ресурс] : Режим доступа www.bosco.ru/news/ (11.08.2008).

2 Soviet Park [электронный ресурс] : Режим доступа http://www.imdb.com/title/tt0933382/

вые и качественные продукты, где выступают талантливые артисты прошлых лет и все называют друг друга "товарищ", это напоминания о достижениях той эпохи - от полётов космонавтов до успехов в народом хозяйстве, но главное - это светлая атмосфера романтики, утопическая идея вселенского счастья в виде мирового социализма. Но ближе к середине фильма проявляются и негативные стороны той действительности: необходимость подчиняться не всегда справедливым правилам, контроль даже над личной жизнью гостей Парка, насилие со стороны властей, безысходность из-за тщетных попыток бороться с системой. Конец фильма представляет собой фантастический коллаж их разных эпох: герои сбегают из Парка, преследуемые его управляющими - поборниками железной дисциплины, и натыкаются на современных российских бандитов. Таким образом, два человека, ищущие свободу, оказываются как бы зажатыми между враждебным прошлым и столь же враждебным настоящим. На помощь к героям приходит (видимо, из Парка) не кто иной, как Чапаев с отрядом красноармейцев. Возможно, идею такой концовки можно объяснить так: социализм был изначально очень притягателен (его ранний этап как раз и символизирует образ Чапаева), а потом, когда идея постепенно превратилась в режим, а олицетворять его стали люди не всегда порядочные и идейные (управляющие Парком), появились и отрицательные явления, изображённые в фильме.

И люди искусства, и исследователи, и рядовые граждане предпринимают попытки разобраться в плюсах и минусах социалистического режима, чтобы оценить утраты и приобретения страны в связи со сменой режима. Множество мнений на эту тему можно найти в российском интернет-пространстве - рунете, где помимо форумов с полемикой по поводу утрат и приобретений новой России имеются десятки сайтов, посвященных СССР, его истории, символике, эстетике, кино и т.д. Лозунг одного из сайтов: "Цель сайта - не вернуть СССР. Цель сайта - не забыть его"1 в целом отражает отношение к прекратившему своё существование государству со стороны молодых и зрелых людей, родившихся в Советском Союзе, хорошо помнящих его и . живущих в новой России.

Подобно тому, как в немецком Айзенхюттенштадте был создан музей действительности ГДР (2009 г.), в Новосибирске открылся первый в России музей СССР. Его коллекцию составляют советские игрушки, пластинки, телевизоры и портреты Гагарина, кинозвёзд тех лет и генсеков - свидетельства достижений страны и "вещественная документация" быта её граждан. Предметы музея возвращают посетителя в уже несуществующую страну и в юность. Экскурсия в такой музей - лучший урок истории2.

Российская ностальгия подпитывается произведениями советской культуры и воспоминаниями старших поколений о великой державе, которой они посвятили всю свою жизнь. Отметим, что зачастую ностальгия по СССР вызвана воспоминаниями о годах детства и молодости, сравнением нынешнего и прошлого состояния своей жизни. У людей, выросших в СССР и ностальгирующих по этому государ-

1 Рождённые в СССР [электронный ресурс]: Режим доступа: www.savok.name/index.php (19.03.2010).

2 Первый канал [электронный ресурс]: Режим доступа: www.1tv.ru/news/social (21.11.2009).

ству, часто вызывают недовольство и обиду всевозможные попытки исказить прошлое и принизить те светлые идеалы и ценности, на которых они выросли (имеются в виду идеи справедливости, коллективизма, товарищеского отношения друг к другу). C другой стороны, ностальгия по СССР и советскому строю выражается в отрицании или недооценке реально существовавших в СССР недостатков (товарного дефицита, очередей, почти всеобщей бедности, массового принуждения, подавления инакомыслия, ограничений в творческой деятельности, закрытости границ и т.д.) В ряде случаев ностальгия по СССР является следствием социальной неустроенности или неудовлетворённости жизнью в современной России, характерной для части людей, привыкших к советскому образу жизни. Кроме того, ностальгия по СССР часто связана с неприятием капиталистических принципов, в корне противоречащих советским.

Поскольку национальная идея в современной России никак не может сформироваться, различные веяния, в том числе отечественный вариант остальгии, пытаются эту недостающую идею временно заместить. В образовавшемся сегодня плюрализме мнений деятели культуры, да и всё общество, разделились на почве оценок исторического наследия СССР. В поисках объективности они обращаются то к образу Сталина, то к церковным лидерам, то к "белым", то к "красным" военачальникам, то к прославлению, то к поруганию. Настроение в российском обществе можно выразить цитатой из рецензии на ленту "Адмирал" (2008): "Всё в духе нашего времени - большевики плохие, белые хорошие, ещё через лет 20 снимем наоборот, а потом наоборот ещё раз"1.

Таким образом, если у немцев в головах образовалась "стена", то у русских -"каша". Поиск чёрных пятен в том, что раньше преподносилось исключительно как правильное, светлое (например, появление в СМИ материалов, бросающих тень на ранее не вызывавшую сомнения правильность действий советских руководителей во время Великой Отечественной войны), а также попытки обелить персонажей и события прошлого, до перестройки преподносившиеся как безусловно отрицательные (например, канонизация Николая II), в современной России предпринимаются так радикально, что это, несомненно, дезориентирует немалую долю населения.

Интересный пример ностальгии - результаты кампании "Имя Россия", организованной телеканалом РТР в 2008 году. Целью кампании было выяснить, кого же страна считает своими героями. Несколько месяцев шло свободное голосование, в котором могли принять участие все жители России. В промежуточном результате на первое место по рейтингу вышел не кто иной, как И.В. Сталин. С учётом всей негативной пропаганды, которая велась последние десятилетия и демонизировала советского вождя, как Адольфа Гитлера, результат оказался парадоксальным. В итоговом рейтинге Сталин занял третье место, уступив "политкорректным" Александру Невскому и П.А. Столыпину2.

1 "Адмиралъ" Reviews. [Электронный ресурс]: Режим доступа: www.afisha.ru (26.10.2008)

2 "Имя Россия" [электронный ресурс]: Режим доступа : http://www.nameofrussia.ru/

В поисках новой культуры

Совершенно очевидно, что и в России, и в объединённой Германии современная культура формируется как бы с оглядкой на прошлое. В обеих странах она весьма эклектична и складывается из наследия различных эпох существования государств и из реакции на актуальные события, происходящие как внутри стран, так и за их пределами и вызывающие общемировой резонанс. Общей чертой двух стран можно назвать и тенденцию относиться к массовой культуре как к средству получения финансовой выгоды, а к её получателю - как к потребителю услуг. В обеих странах ностальгия, персонифицированная в вещах, превращена в продукт массовой культуры, адаптированный под вкусы среднего потребителя. Культура кино, театра, музыки стала шоу-бизнесом, способом заработать деньги, предлагая не всегда качественный продукт. Притягательная свобода, добытая ценой радикальных перемен и отказа от социализма, постепенно превращается в такой же объект критики, каким при тоталитаризме была несвобода, что, в свою очередь, также создаёт почву для ностальгии по "недобрым старым дням"1, поскольку нынешний режим начинает ассоциироваться с беспорядком, а прошлый - с порядком и безопасностью.

Но интересно, что при всей "свободе" проявлений культуры в России именно ностальгии по советскому прошлому не удаётся получить столь широкое распространение, как в Германии. Возможно, если бы чувства ностальгирующих россиян имели свободный выход, это снизило бы социальную напряжённость. Опыт Германии показывает, что можно давать волю массовым ностальгическим проявлениям. И если дать части населения возможность "переболеть" ностальгией, это позволило бы российскому обществу стать более единым и преодолеть разрозненность на почве оценок прошлого. Не простившись с прошлым, невозможно ассоциировать себя с настоящим и тем более строить будущее.

Испытывая сходные ностальгические чувства, Германия и Россия нынешний (промежуточный) постсоциалистический итог встречают в разном состоянии их преодоления. В отличие от Германии, где остальгия постепенно исчезает, чему способствует в том числе выравнивание уровня жизни в Восточной и Западной Германии, в столь разобщённом и разнородном обществе, как современное российское, трудно прогнозировать развитие ностальгии. А поскольку, как отмечалось выше, в России ностальгические настроения не получают необходимого выхода и приводят таким образом к возрастанию социальной напряжённости, вряд ли стоит ожидать, что они исчезнут сами собой просто благодаря, как в Германии, смене поколений. Избавить население от ностальгии могла бы достойная национальная идея, но её поиск в России затянулся так же, как и проводы "светлого будущего".

1 . "East German Brands That Refuse To Die: 'Ostalgie' For The Bad Old Days", Caroline Winter, Businessweek, 01.10.2009, Режим доступа :

"

Скачать книгу «Россия и Германия: ностальгия по социалистическому прошлому – тема научной статьи по истории и археологии читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка» fb2

Коментарии