Путеводитель по современной литературе на Каннском кинофестивале 2023 года

Путеводитель по современной литературе на Каннском кинофестивале 2023 года

Путеводитель по современной литературе на Каннском кинофестивале 2023 года

Джихан Бусфиха о «Зоне интереса», «Убийцах цветочной луны» и многом другом

Сезон кинофестивалей традиционно открывается в мае, на юге Франции, в Каннах, куда на 11 дней съезжаются звезды кино, представители киноиндустрии и синефилы, чтобы посмотреть и, разумеется, наградить самые яркие фильмы года. 76-й Каннский фестиваль завершился, и теперь мы можем поговорить не только о фильмах, которые были показаны на набережной Круазетт, но и о тех книгах, что легли в их основу. В нашем сегодняшнем обзоре — экранизации современной литературы, впервые представленные в этом году на кинофестивале.

«Зона интересов»

Британский режиссер Джонатан Глейзер, снявший такие известные фильмы как «Побудь в моей шкуре», «Рождение» и «Сексуальная тварь», наконец вернулся в кино после десятилетнего перерыва.

картинка Genevieve_Dee

В центе сюжета его нового фильма — повседневная жизнь Рудольфа Хёсса (его играет Кристиан Фридель) — коменданта концентрационного лагеря Освенцим. Он, его жена Хедвиг (Сандра Хюллер) и дети живут на вилле прямо за стеной. На просторном участке по соседству с территорией лагеря есть все для удобной жизни: небольшой бассейн, лужайка, цветы.

«Зона интересов» — вольная адаптация одноименного романа Мартина Эмиса , написанного в 2014 году. Но от него Глейзер оставил лишь несколько общих идей. Режиссер уводит драматический конфликт в подтекст и делает его, скорее, поводом для собственных визуальных размышлений. В варианте режиссерского прочтения начисто отсутствует, например, одна из сюжетных линий романа — любовная история между нацистским офицером и женой коменданта лагеря, так же как никоим образом не обыгрывается и само название — термин «зона отчуждения» на языке Третьего рейха обозначал 40-километровую территорию вокруг Освенцима.

Глейзеру удалось снять фильм о Холокосте, совершенно непохожий ни на один из тех, что мы видели раньше. Здесь нет привычных в подобном жанре насилия и жестокости. Наоборот, все внимание режиссера сосредоточено на идиллической жизни семьи коменданта. Хёсс и его домочадцы абсолютно равнодушны к тому, что происходит за стеной, отделяющей их дом от лагеря. Они устраивают вечеринки и пикники, ухаживают за садом, занимаются самыми обычными домашними делами. А по соседству из трубы беспрерывно валит густой серый дым. Режиссер практически все время использует общие планы, статичную камеру, естественное освещение. Несмотря на слабое присутствие сюжетной линии и на то, что фильм практически представляет собой безоценочную медленную череду визуальных эпизодов, Джонатан Глейзер включает в него одну деталь, которая делает все происходящее глубже и ярче, чем это могло быть даже в романе. Реальность Холокоста передана через жуткую музыку (автор Мики Леви): в ней соединились вой, выстрелы, отрывистые команды. Все это сливается в неброский, но неотвязный фон, такой же, как дым печей за стеной. Не будет преувеличением сказать, что «Зона интересов» стала поистине триумфом кинематографа, фильм не случайно вызвал восторги критиков и принес своему создателю Гран-при Каннского фестиваля — второй по значимости приз после «Золотой пальмовой ветви».

«Страсть Додена Буффана»

картинка Genevieve_Dee

Часто говорят, что сначала мы едим глазами, и возвращение Чан Ань Хунга на Каннский фестиваль через 30 лет после своего дебюта — фильма «Запах зеленой папайи», который тогда получил «Золотую камеру», — является идеальной иллюстрацией этого утверждения. Основанный на романе Марселя Руффа «Жизнь и страсть Додена Буффана, гурмана» (1924 год), «Страсть. » неожиданно стала ярким событием этого года — Чан Ан Хунг получил приз за лучшую режиссуру.

Фильм представляет собой неспешное кулинарное повествование, на фоне которого и происходят все жизненные перипетии главных героев. Весь фильм два главных героя: повар Доден Буффан (его играет Бенуа Мажимель) и его возлюбленная — кухарка Эжени (великолепная Жюльетт Бинош) готовят еду, дегустируют ее, не забывая при этом рассказывать байки про известных кулинаров и великих дегустаторов, делать и отклонять предложения руки и сердца и продолжать любить друг друга несмотря ни на что.

История начинается с 40-минутного эпизода, где двое влюбленных друг в друга и в искусство кулинарии, готовят обед для Буффана и его друзей. Их перемещения по кухне, движения, когда они что-то режут, перемешивают, жарят, тушат, обжаривают, процеживают, сняты так, что выглядят завораживающим танцем необыкновенной красоты. Несмотря на наличие романтической линии фильм не скатывается в банальную мелодраму, оставаясь повестью о любви, радости и удовольствиях жизни (в которые, безусловно входит и великолепная еда) и ее настоящей красоте. Ведь, как известно, иногда самые лучшие истории — это те, которые кажутся самыми простыми, и в этом случае «Страсть Додена Буффана» — идеальный образец такой простоты.

«Подстрекательница»

картинка Genevieve_Dee

Этот фильм можно было бы назвать двойным дебютом. В качестве литературной основы для своего первого полнометражного фильма на английском языке бразильский режиссер Карим Айнуз взял дебютный же роман Элизабет Фримантл «Гамбит королевы» — историю Екатерины Парр, шестой (все предыдущие были казнены) и последней жены английского короля Генриха VIII. На первый взгляд, у этого фильма были большие шансы на успех, учитывая актуальную феминистическую тенденцию показывать историю глазами женщины, как, например, это было сделано в фильме «Спенсер». Но «Подстрекательнице» так и не удалось реализовать заложенный в ней потенциал и стать захватывающей исторической драмой.

Англия, 1543 год. Пока король Генрих (Джуд Лоу) ведет войну во Франции, его супруга (роль Екатерины исполняет Алисия Викандер) исполняет обязанности регента. Она тайно навещает свою подругу Энн Эскью (ее играет актриса Эрин Доэрти из сериала «Корона»), радикальную протестантку, выступавшую за чтение Библии на английском языке, и чьи проповеди приравнивались к государственной измене. Тяжелораненый король возвращается из очередной битвы, и начинается ожесточенная борьба за трон. Дело осложняется тем, то Генрих начинает сомневаться в верности Екатерины, что заставляет ее вступить также и в нешуточную борьбу за свою жизнь, в надежде избежать участи всех предыдущих жен.

Несмотря на богатый материал, который можно было бы почерпнуть как из яркой книги Фримантл, так и из подлинной истории Англии того периода, режиссер уводит фильм в сторону богатых визуальных эффектов (художник Элен Лувар), и сводит сюжет к противостоянию и любви Генриха и Екатерины, где все проблемы связаны с неуравновешенностью натуры короля. Хотя «Подстрекательница», безусловно, является прекрасной костюмированной драмой, ей так и не удалось выделится из бесчисленного множества фильмов схожей тематики.

«Черные мухи»

картинка Genevieve_Dee

Из двадцати одного фильма, претендовавшего в этом году на «Золотую пальмовую ветвь», самым странными в программе выглядели «Черные мухи» режиссера Жан-Стефана Совера. Эта картина стала своеобразным продолжением его же мрачной и недооцененной критиками ленты 2017 года «Молитва перед рассветом». Взяв за основу одноименный роман писателя Шеннона Бёрка (2008 год), где автор вспоминает свой опыт работы фельдшером в Нью-Йорке 1990-х, режиссер превратил его в скучный триллер, где главные роли отданы актерам, когда-то уже снимавшимся вместе в фильме «Древо жизни» — Шону Пенну и Таю Шеридану.

Действие происходит в современном Нью-Йорке. Молодой сотрудник скорой помощи Олли Кросс (Тай Шеридан), становится напарником опытного и бывалого фельдшера Джина Рутковски (Шон Пенн). Выезды по экстренным вызовам чередуются с разговорами о личной жизни. Рутковски навещает свою дочь только для того, чтобы узнать, что его бывшая жена собирается переехать к своему нынешнему приятелю, а Олли мучают воспоминания о самоубийстве матери. В отличие от книги, где герой Пенна страдал от посттравматического расстройства после войны во Вьетнаме, в фильме он — участник спасательной команды 11 сентября.

Самое интересное в фильме — собственно, сама работа медиков на вызовах, но, в какой-то момент, постоянное изображение страданий людей, режиссер особенно фиксирует внимание на маргиналах, становится самоцелью — попыткой громко высказаться на социальную тему, которая к тому же сильно запоздала и никого особо не интересует, а все происходящее на экране становится муссированием психологических и физических травм и показом страданий во имя страданий. Примечательно, что и сценаристы Райан Кинг, Бен Мак Браун и сам Совер убрали из романа все тонкости. Фильм пытается быть глубоким, но лишен любых эмоций, которые могли бы зацепить зрителя, заставить его сопереживать происходящему. Еще большее недоумение вызывает появление в нескольких сценах обнаженной женщины, имя которой, как и ее роль в сюжете, остаются неизвестными. Воспринимать всю эту мешанину всерьез совершенно невозможно. В итоге, мы имеем фильм ничем не отличающийся от сотни других, которыми переполнены все стриминговые сервисы.

«Убийцы цветочной луны»

Самым ожидаемым фильмом стал высокобюджетный вестерн Мартина Скорсезе, который был показан вне основной конкурсной программы. Фильм должен был выйти еще год назад, но в связи с затянувшимся постпродакшеном релиз был отложен. Премьера, как и ожидалось, состоялась на 76-м Каннском фестивале 2023. В основе ленты — адаптация научно-популярной книги нью-йоркского журналиста Дэвида Гранна «Убийцы цветочной луны. Нефть. Деньги. Кровь» , написанной в 2017 году. В основе сюжета — подлинная история жестоких убийств индейцев племени осейдж в Оклахоме в 1920-х годах.

картинка Genevieve_Dee

«Убийцы цветочной луны» — это подробное исследование человеческой жадности, власти, коррупции и предательства, и рассказ о трагической любви между отставным солдатом-пехотинцем Эрнестом Беркхартом (Леонардо ДиКаприо) и молодой женщиной из зажиточной индейской семьи Молли Кайл (Лили Гладстоун). Дядя Эрнеста Уильям «Билл» Хейл (Роберт де Ниро) знает, что девушка больна диабетом и надеется прибрать к рукам земли всей семьи. Для этого, всего-навсего, должны умереть мама Молли, ее сестры и она сама.

Достойную конкуренцию блестящему мужскому актерскому составила Лили Гладстоун, исполнительница роли Молли. Актрисе удалось очень тонко воплотить образ трогательной героини, вынужденной наблюдать за уходом всех членов семьи и понимать, что ее собственная кончина уже близка, ведь состояние здоровья Молли стремительно ухудшается, а власти штата ничего не делают, чтобы помочь.

О скрупулезности и методичности подхода Мартина Скорсезе было сказано много и тем отраднее видеть, что эти привычки не изменили ему и на протяжении трех с половиной часов экранного времени. Режиссер нашел идеальный баланс между частными человеческими чувствами и взаимоотношениями и трагическими историческими событиями, в эпицентре которых оказались герои. Почерк режиссера совершенно не изменился: Скорсезе соединяет в единое целое все свои фирменные приемы и темы из предыдущих фильмов, но делает это по-прежнему энергично, легко, точно и все так же глубоко.

"

Скачать книгу «Путеводитель по современной литературе на Каннском кинофестивале 2023 года» fb2

Коментарии