Миры Мишеля Гондри: как устроено его сюрреалистичное кино | ELLE

Миры Мишеля Гондри: как устроено его сюрреалистичное кино

ELLE рассказывает, как Мишелю Гондри удается создавать на экране свой собственный уникальный мир.

Мишель Гондри — изрядный выдумщик и фантазер даже по меркам индустрии кино, которую принято считать фабрикой грез. Его «почерк» пестрит приемами, которые сегодня уже мало кто использует, но с их помощью Гондри стал признанным мастером очаровательного сюрреализма и изобретательного кинематографа.

Обладатель детской непосредственности и сильного обаяния, Гондри мог бы быть коучем по креативности или советчиком по развитию творческих способностей. Размышляя о становлении своей личности, сам режиссер рассказывает, что вырос в семье хиппи, и родители поощряли его увлечение искусством и желание заниматься творчеством с самого раннего детства. Маленький Гондри тренировался создавать собственные миры на игрушках вроде конструктора Lego. Тогда же будущий режиссер начал заниматься анимацией, изрисовывая целые альбомы так, чтобы при перелистывании страниц создавалась иллюзия движения картинки.

Чуть повзрослев, Гондри, твердо решил стать художником или изобретателем и пошел в художественную школу. Там вместе с друзьями он сколотил поп-рок-группу Oui Oui. Это были 1980-е, набирала обороты эра видеоклипов как главного способа продвижения музыки, и Гондри решил самостоятельно делать клипы для Oui Oui. В них он дал волю своему таланту мультипликатора и безудержной фантазии.

Клип на песню Oui Oui «Les Cailloux»

Эти ролики привлекли внимание Бьорк, попросившей Гондри снять для нее видео на песню Human Behaviour. Ролик вышел показательным: в нем есть большинство повторяющихся через многие работы Гондри тем и приемов. Бьорк осталась довольна результатом и продолжила сотрудничать с Гондри. Режиссер быстро пришел к славе мастеровитого и находчивого клипмейкера. Он работал с The Rolling Stones, Кайли Миноуг, The White Stripes, Radiohead, Канье Уэстом, Massive Attack, Metronomy, Беком и множеством других исполнителей. И в каждом его музыкальном видео присутствуют черты свойственного Гондри сюрреализма.

Клип, снятый Мишелем Гондри для Канье Уэста

В 2001 году Гондри наконец решился снять свой первый полнометражный фильм — комедию «Звериная натура» о том, как выросшего в дикой природе и воспитанного приматами человека делят помешанный на хороших манерах и цивилизованности ученый и писательница-сторонница близости природе. В этой картине многие сцены повторяют кадры, снятые Гондри для клипа Бьорк «Human Behaviour».

Следующий же фильм Гондри стал культовым и остается самым известным в его фильмографии. Это драма «Вечное сияние чистого разума» о попытках стереть болезненные воспоминания об ушедшей любви с Джимом Керри и Кейт Уинслет в главных ролях. Сейчас за плечами Гондри девять полнометражных фильмов, но ни один из них не смог побить «Вечное сияние» по популярности.

Примечательно, что за все эти годы режиссер так и не изменил своему стилю, хотя, вероятно, это позволило бы ему делать более коммерчески успешные вещи. С другой стороны, именно за налет наивности и сновиденческую сюрреалистичность его полюбили поклонники, и вряд ли они будут рады, если Гондри сменит направление. Так как же устроены его фильмы?

Полеты во сне и наяву

Как известно, наши сны всегда основываются на впечатлениях из реальной жизни. В сновидениях эти впечатления приобретают причудливую форму и изощренно смешиваются друг с другом, создавая странную, но при этом достоверную картинку. Гондри точно так же создает свои фильмы: он берет собственные воспоминания о людях и событиях и соединяет их с сюрреалистическими приемами, основанными на снах самого режиссера.

Гондри ведет специальные дневники, куда в одну колонку записывает свои сны, а в другую — события из реальной жизни. Поэтому герои фильмов Гондри так реалистичны и похожи на нас, и в то же время на экране с ними происходят самые невероятные вещи: они начинают летать, реальность вокруг них трансформируется или рушится, в кадре появляются невероятные создания или непонятно откуда взявшиеся предметы. Соединение вполне стандартных историй с артхаусными приемами — в этом весь Гондри.

Кустарные спецэффекты

Работы Гондри часто заставляют вспоминать об экспериментах Жоржа Мельеса, придумавшего первые спецэффекты в кино. Мельес наиболее известен фантастическим фильмом «Путешествие на Луну». По воплощению — это очень театральная лента, но все же она была революционной для своего времени. Фильмы Мельеса снимались в специально созданных декорациях, переносивших зрителя в другие миры. То же самое делает и Гондри.

«Путешествие на Луну» (1902)

Гондри пользуется достижениями технологического прогресса, но возможности компьютерной графики, кажется, никогда не будут хоть сколько-нибудь доминировать в его фильмах. Режиссер, словно ему вечно 12 лет, предпочитает конструировать свои фильмы самыми кустарными способами: картонные дома, облака из ваты, игрушечные животные, полеты на леске — все это создает ощущение кукольности и нереальности происходящего. Есть зрители, которых эта театральность отвращает, но поклонникам Гондри нравится этот налет наивности.

В «Науке сна» страсть Гондри к картонным декорациям, эксцентричным персонажам, кукольным животным и смешению реальности с анимацией практически достигает пика.

Иногда Гондри достигает нужных ему эффектов еще более простыми способами. Например, в «Сиянии чистого разума» есть сцена, где главный герой выходит из большого опенспейса. Это воспоминание, и в голове главного героя границы этого воспоминания движутся вместе с ним. Гондри показывает это тем, что просто выключает свет там, откуда персонаж уходит, так что помещение за ним просто погружается во тьму и как бы исчезает.

Гондри даже снял фильм, посвященный своей манере снимать кино. Это комедия 2007 года «Перемотка» с Джеком Блэком и рэпером Мос Дефом в главных ролях. Она рассказывает о парочке друзей, случайно стерших все кассеты видеопроката, где работает один из них. Чтобы бизнес не полетел к чертям, эти двое решают переснять все фильмы из проката своими силами. У них очень скромные бюджеты, так что воспроизводить сюжеты классики кино и блокбастеров им приходится с помощью картонных декораций и подручных средств. В итоге посетителям проката кустарные фильмы нравятся больше. Именно таким кинематографистом видит себя сам Гондри.

Взгляд под правильным углом

Понятно, что углы и ракурсы съемки много значат в кино, но Гондри стоит отметить за особенно умелую работу с ними. С помощью правильно выстроенной мизансцены и постановки камеры режиссер добивается эффекта искажения перспективы и обмана зрения или нужного ощущения. Гондри может заставить зрителя почувствовать себя ребенком, смотрящим на все снизу вверх, или вытянуть одного героя сцены и уменьшить другого, как будто устраивает подобие московского Музея оптических иллюзий на ВДНХ.

Сцена на кухне из «Вечного сияния чистого разума», где герои как будто бы разительно отличаются в росте, показывает умение Гондри добиваться нужной визуальной иллюзии с помощью правильных углов съемки.

Обаятельная небрежность

Французы славятся своей небрежностью, но чаще всего об этом говорят в связи с прическами и манерой одеваться. Как известно, это показная небрежность. Французская склонность к намеренной небрежности свойственна и фильмам Гондри. Дело тут не в лени режиссера, а в его желании сохранить непосредственность, свойственную детям. Поэтому его цирковые трюки и картонные декорации вызывают не недоумение, а улыбку. Так же, например, Гондри использовал съемки на любительскую камеру в «Перемотке», чтобы показать обаяние и свежесть непрофессионализма.

В этом отрывке из «Перемотки» отлично показаны режиссерские находки героев фильма… и самого Гондри.

Анимация

Анимация — одна из главных черт творчества Гондри. Рисованная, кукольная, стоп-моушен — он умеет все. Режиссер часто соединяет съемку на площадке с анимацией если ему в очередной раз надо смешать сон и реальность. Кроме того, с помощью анимации гораздо проще изобразить самые невероятные трансформации, превращения и видения, поэтому для такого сказочника, каким является Гондри, это очень ценный инструмент.

Сегодня любят говорить о том, что нужно как можно дольше сохранять в себе незамутненный взгляд ребенка и детскую непосредственность. Кажется, Мишель Гондри знал об этом с самого рождения. Его умение напомнить зрителю о важности сбросить с себя излишнюю взрослость и поддаться собственной эксцентричности невозможно не ценить.

Трейлер сериала «Шучу»

Аглиуллина Марина Материалы по теме
  • Лука Гуаданьино + Fendi и другие прекрасные дуэты режиссеров и дизайнеров
  • Синематерапия: 10 современных французских режиссеров, на которых стоит обратить внимание
  • Вонг Кар-Вай и еще 6 культовых азиатских режиссеров
  • Лучшие фильмы Франсуа Озона
  • ELLE / Реклама
  • Команда ELLE
  • Пользовательское соглашение
  • Политика использования cookie-файлов
  • Рекомендательные технологии
  • Техподдержка

Любое воспроизведение материалов сайта без разрешения редакции воспрещается.

Copyright (с) 2016-2023 ООО «Шкулёв Медиа Холдинг»

Сетевое издание «ELLE.RU» (Эль.РУ)

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Шкулёв Медиа Холдинг»

Главный редактор: Старостина Наталья

Контактные данные редакции для государственных органов (в том числе, для Роскомнадзора):

Эл. почта: info@sholding.ru

Скачать книгу «Миры Мишеля Гондри: как устроено его сюрреалистичное кино | ELLE» fb2

Коментарии