Теорема зеро. Рецензия

Теорема зеро. Рецензия

Рецензия на фильм «Теорема Зеро»

теорема зеро терри гиллиам рецензия отзывы андрей загудаев отвратительные мужики disgusting men

disgusting men теорема зеро рецензия отзывы андрей загудаев отвратительные мужики the zero theorem review opinions

Ближайшее будущее, человечество планомерно сходит с ума. В мире, напоминающем большую свалку, правит балом таинственная Мегакорпорация. Одно из ключевых направлений ее работы — поиск ответов на вечные вопросы человечества при помощи сложных компьютерных опытов. Лысый затворник Коэн Лэт (Кристофер Вальц) занимает в компании должность то ли тестера, то ли программиста, живет в церкви, питается безвкусной едой, а вместо «я» почему-то употребляет местоимение «мы». Каждый день он отправляется в офис, больше похожий на павильон игровых автоматов, с одной единственной надеждой — уговорить руководство разрешить ему работать из дома. Дело в том, что Лэт ждет таинственного телефонного звонка. Ему должны объяснить, в чем смысл жизни. После долгих уговоров руководство соглашается отпустить Лэта домой, но с одним условием: он должен доказать так называемую «теорему зеро», согласно которой ничто не имеет смысла. «Теорему Зеро» можно формально считать третьей частью антиутопической трилогии Терри Гиллиама, в которую входят также «Бразилия» и «12 обезьян». Сам режиссер во всех интервью от этого открещивается, но внешний вид картины говорит за себя. Фирменный гиллиамовский ретрофутуризм, который изображает мир будущего огромной компьютеризированной помойкой, общий философский подтекст и набор приемов, используемых режиссером на протяжении всего экранного времени. Но в отличие от обеих упомянутых картин, «Теорема Зеро» снята чуть ли не за копейки в кратчайшие сроки и с куда меньшим творческим размахом. Главная же проблема «Теоремы Зеро» в том, что рассказывая примерно одну и ту же историю в третий раз, даже Гиллиам в какой-то момент начинает путаться и запинаться. Ругать современные фильмы стареющего классика мирового кино — это как издеваться над собственным дедушкой. К тому же, Гиллиам в лучшие моменты «Теоремы Зеро» до сих пор демонстрирует хорошую форму. Будущее в его понимании — это по-прежнему пугающий своей реальностью мир, в котором фобии и прочие страхи диктуют человечеству нормы жизни. Во вселенной «Теоремы Зеро» люди представлены довольно замкнутыми и боязливыми существами. На шумных вечеринках они слушают музыку со своих смартфонов и танцуют в обнимку с планшетами (лучшая сцена фильма), боятся вкусной пищи и не занимаются контактным сексом. Рабочий процесс главного героя Лэта довольно точно пародирует еще одну актуальную проблему современного общества — зависимость от видеоигр. Опыты по доказательству «Теоремы Зеро» проходят в интерактивной программе, напоминающей современные компьютерные головоломки. Гиллиам выписывает каждый эпизод с точностью психотерапевта, ставящего человечеству неутешительный диагноз. Поэтому мир «Теоремы Зеро» очень интересно разглядывать, обращать внимание на мелочи и выискивать детали, в которых британцу до сих пор нет равных. С другой стороны, спустя примерно час экранного времени, как только Гиллиам заканчивает обязательную для его футуристических фильмов экспозицию, самому режиссеру становится откровенно скучно, и постепенно из талантливой камерной фантастики фильм превращается в невыносимо тягомотную и прямолинейную притчу. Гиллиам всегда был auteur’ом с большой буквы, но в его лучших работах визионерские элементы всегда существовали в тесной связи с историей и героями. Например, именно финальный сюжетный поворот в «12 обезьянах» расставляет все смысловые конструкции картины по местам. В «Теореме Зеро» все не так здорово: кажется, что в погоне за какой-то эфемерной возвышенной концепцией Гиллиам в какой-то момент просто забыл, что именно он хотел всем этим сказать. Во второй половине картины режиссера откровенно перестают волновать персонажи и сюжет, и он на автомате начинает жонглировать своими привычными приемами, обкатанными уже сто раз в предыдущих работах. В кадре начинают поочередно появлятся фигурные разноцветные прически, приклеенные к головам причудливых персонажей, уродливые ретро-спецэффекты, карлики и еще десяток вещей, по которым каждый поклонник отличит фильм Гиллиама от других подобных картин. Все пестрит, шуршит и зажигается, но при пристальном взгляде каждый элемент выглядит картонным, не настоящим — фирменного гиллиамовского веселья в этом балагане нет. Терри Гиллиам — изящный, изобретательный, но очень увлекающийся режиссер. Он умеет придумывать очень интересные концепции, но любит не доводить их до логического конца. Из-за этого многие его работы (например, горемычная экранизация «Дон Кихота» с Джонни Деппом) так и остаются незавершенными. «Теорема Зеро» производит схожее впечатление. Кажется, что Гиллиам в какой-то момент потерял интерес к фильму, доделывал его на автомате и зачем-то выпустил в прокат. Понятно, что выход любой законченной картины британского режиссера — это уже большой праздник, но в случае с «Теоремой Зеро» его можно и пропустить. [5]

"

Скачать книгу «Теорема зеро. Рецензия» fb2

Коментарии