Военное дело - Близкие контакты третьей степени

Близкие контакты третьей степени

Файл:Close Encounters poster.jpg

«Близкие контакты третьей степени» (англ. Close Encounters of the Third Kind) — научно-фантастический фильм режиссёра Стивена Спилберга.

В 1978 году фильм был выдвинут на премию «Оскар» в 8 номинациях, из которых выиграл одну — за операторскую работу.

Интересные факты Подготовка картины

На этапе планирования Стивен Спилберг тщательно изучал различные доклады, всевозможные сведения о НЛО, встречался с людьми, которые так или иначе сталкивались с неведомыми человечеству явлениями.

Первоначальный вариант фильма написал Пол Шредер, но Стивен Спилберг так основательно его изменил, что сценарист потребовал убрать своё имя из титров.

На роль Роя Нери пробовались Стив Маккуин, Дастин Хоффман и Джин Хэкмен.

На роль учёного Клода Лакомба, специалиста по НЛО, был приглашён знаменитый французский режиссёр Франсуа Трюффо.

Одно из рабочих названий картины — «Внимание на небо» (англ. Watch the Skies) — финальные слова другого фантастического фильма, «Существо из другого мира» (The Thing From Another World, 1951). Эта же фраза звучит и в фильме: из телевизора в момент пробуждения Роя Нери.

Съемки

Для того, чтобы вызвать у маленького Кэри Гуффи, игравшего роль Берри, удивление на лице, два оператора, занятые в съёмках, надели на себя костюмы клоуна и гориллы. Для другой сцены, где Берри произносил слово: «Игрушки!», — Спилберг позади камеры показывал ребёнку игрушечный автомобиль. Юный Кэри Гуффи был очень аккуратным актёром. Для его ролей всегда хватало одного-двух дублей.

Роль инопланетян, вышедших из корабля, сыграли одетые в специальные резиновые костюмы местные девочки 8-12 лет. На этом настоял сам Спилберг, так как, по его мнению, они двигаются более элегантно, чем мальчики.

На съёмках было задействовано 11 кинооператоров.

Актёр Боб Балабан во время съёмок фильма негласно вёл дневник, где подробно описывался ход создания картины. Впоследствии этот дневник был издан к началу проката фильма на экранах.

Фильм снимался в Лос-Анджелесе, штатах Алабама, Калифорния (в пустыне Мохаве), Вайоминге, а также в Мексике и в Индии (в Бомбее).

По первоначальной задумке режиссёра корабль инопланетян должен был представлять собой что-то огромное и тёмное, но во время съёмок в Индии, когда Спилберг часто проезжал мимо ярко освещённого в ночное время нефтеперерабатывающего завода, заворожённый красивым зрелищем, он изменил свои планы. И в картине корабль пришельцев представляется огромным и светящимся яркими огнями.

Прокат, альтернативные версии, неточности Кассовые сборы в США — $128 300 000, кассовые сборы во всем мире — $300 000 000.

Координаты, переданные пришельцами, по сюжету фильма указывают на «Чёртову башню» в штате Вайоминг, а на самом деле — это место в полутора милях к северу от города Аулт (штат Колорадо) и в 250 милях от вышеупомянутой «Чёртовой башни».

Новый вариант под названием «Близкие контакты третьего вида. Специальная версия» (1980) на три минуты короче, за счёт монтажных сокращений в середине действия, но имеет вставку в финале: Рой входит в космический корабль инопланетян, где видит ниспадающий «божественный» свет и смутные очертания худого с длинными конечностями пришельца.

Оригинальные неточности были выявлены после выхода ленты на экраны. Так, например, в монгольской пустыне не могло быть верблюдов породы дромадер. В этой части Азии разводятся бактрианы, но как транспортное средство монгольскими скотоводами верблюды вообще не используются — только лошади. Показанный на экране календарь образца 1945 года был набран шрифтом «Helvetica», который создали только в 1951 году.

Режиссёр несколько раз дополнял фильм. Первое дополнение под названием «Специальная версия» (Special Edition) вышло в 1980 году, а последнее — пятое — на видео в 1998 году под названием «Коллекционная версия» (The Collector’s Edition). Была ещё одна версия, изданная 12 января 1999 года исключительно для AFI «Top 100 Films of All Time» под названием «Окончательная режиссёрская редакция» (Definitive director’s edition).

Студия, занимавшаяся спецэффектами для этого фильма, в то же самое время работала над картиной «Звёздные войны» (1977), в результате чего внимательный зритель может увидеть на корабле инопланетян стоящего вверх ногами знаменитого робота R2-D2.

Прочее

Звуковой ряд для приветствия большого корабля инопланетян состоял из следующих пяти нот (непосредственная запись из фильма): ля-диез (второй октавы), до (третьей октавы), соль-диез (второй октавы), соль-диез (первой октавы), ре-диез (второй октавы). Ответная мелодия инопланетян звучала на три октавы ниже. Звуковые ряды общения с другими кораблями звучали в другой тональности.

Известный электронный дуэт Daft Punk во время своего концерта Alive 2007 в качестве вступления использовал звуковой ряд для приветствия корабля пришельцев.

Очень большое количество компьютерных игр использует мелодию из этого фильма в сценах космоса.

Те же загадочные пять нот встречаются также в песне «Back to the Rivers of Belief» с альбома «MCMXC a.D.» музыкального проекта Enigma.

Эти пять нот присутствуют в композиции «Little Green Men» альбома «Flex-Able» 1984 г. музыканта Steve Vai.

Также звуковой ряд лёг в основу трека «Keyser Soze» немецкой группы Scooter. Также звуковой ряд использовался в мультипликационном фильме «Монстры против пришельцев» (2009).

Английская группа Muse, во время своего выступления на стадионе Уэмбли в 2008 году, в качестве вступления к композиции «Knights of Cydonia» использовала, пусть и в несколько искажённом виде, музыкальный пентатон приветствия инопланетян. Данная запись вошла в состав композиции в альбоме «H.A.A.R.P. Live From Wembley Stadium», выпущенном в 2008 году.

В фильме «Мунрэйкер» (Франция, Великобритания, 1979) из саги о Джеймсе Бонде мелодия из 5 нот звучит при наборе кода на дверном замке.

В 6 серии 12 сезона мультсериала South Park «Пропал интернет» данная мелодия использовалась при попытке установить связь с Интернетом по «цифровым каналам».

В фильме звуковой ряд, исполняемый индийцами, отличается последними двумя нотами. В их исполнении это ноты соль (нижнее) и до. При этом во время конференции на магнитофонной записи одновременно с хором и звучит синтезаторный вариант, соответствующий описанному выше.

Хор индийцев, а также их магнитофонная запись, воспроизводимая по нотам, звучат в тональности ре-мажор, причём все последние три ноты в исполнении хора звучат одинаково (ми, фа-диез, ре, ре, ре), однако на том же магнитофоне запись, проигранная целиком, звучит в до-мажоре (ре, ми, до, соль, до).

"

Скачать книгу «Военное дело - Близкие контакты третьей степени» fb2

Коментарии