Фильм «Тобол»: Смешались в кучу кони, люди и… невнятные герои - Журнал Интересант.

Фильм «Тобол»: Смешались в кучу кони, люди и… невнятные герои

Писатель Алексей Иванов, по роману которого снят новый исторический фильм, убрал свое имя из титров - и правильно сделал

22.02.19 кино

Фильмы, воспевающие силу русского духа и русского оружия, снимать нелегко - того и гляди скатишься в излишний пафос. А если фильм еще и исторический, то тут сложности вообще удваиваются - начинаются разговоры, так ли все было в действительности или режиссер исказил реальные факты, при этом скидки на то, что создатель художественного произведения имеет право на вымысел, не делаются. Поэтому историческое кино у нас снимают редко. Тем интереснее было увидеть, что же сделал режиссер Игорь Зайцев с романом Алексея Иванова «Тобол», посвященным событиям, произошедшим в Сибири в начале 1700-х.

Тем более что до этого Зайцев снял сериал «Есенин», который пусть и с большим допущением, но можно назвать историческим, и опять же сериал «Великая», который уж точно исторический. Плюс в его творческом багаже комедии «Каникулы строгого режима» и «Пурга», байопик «Чкалов» и еще ряд картин самых разных жанров. То есть по всему видно, Зайцев - мастер на все руки. Что его в случае с «Тоболом», видимо, и подвело. Все-таки каждый должен занять свою нишу - комедии так комедии, драмы так драмы. Разве можно представить, чтобы, например, Рязанов однажды взял и снял «Войну и мир», а Бондарчук - «Карнавальную ночь»? Нельзя. По крайней мере раньше было нельзя. Теперь, похоже, можно. Результат, как говорится, оставляет желать…

И как вовремя это понял писатель Алексей Иванов, поначалу активно работавший над сценарием, а потом, не достигнув с режиссером консенсуса, попросивший убрать свою фамилию из титров. Так что найти имя сценариста фильма «Тобол» нельзя, зато продюсеров - сразу несколько. И вот они как раз почему-то вовремя не спохватились, с чего это вдруг писатель Иванов, явно что-то понимающий в кино, раз фильм по его книге «Географ глобус пропил» имел такой успех, открестился от «Тобола». А надо было насторожиться и даже, может, вернуть Иванова. Но нет, Зайцев все сделал сам - и если «географ пропил глобус», то он, похоже, «пропил» сценарий, потому что такой сумбур, какой происходит в его картине, можно снять только с «пропитым» сценарием.

А еще почти одновременно с фильмом Зайцев снимал и одноименный сериал, и куски из него явно вошли в картину, еще более усугубляя ее сумбурность. Ну вот, например, зачем появляется в фильме красавец актер Иван Колесников - чтобы сказать «Отец, я пойду с тобой», и всё? Вряд ли. Просто у Колесникова, по всей видимости, в сериале более существенная роль, о которой зрители не знают - и недоумевают, зачем было запускать в кадр популярного актера на одну минуту.

С актерами в «Тоболе» вообще всё в порядке. И, попади они в «хорошие руки», какой бы фильм мог получиться! Один только Дмитрий Назаров - могучий мхатовский актер - это же просто олицетворение русского духа. И даже в таком поверхностном фильме, как «Тобол», он эту свою могучесть демонстрирует. Пытается что-то демонстрировать пока еще не могучий, но очень перспективный и тоже мхатовский актер Андрей Бурковский, которому досталась, пожалуй, самая интересная роль пленного шведского офицера - антагониста главного героя. Но о том, что роль интересная и противостояние офицера шведского и офицера русского (Илья Маланин) - главная интрига фильма, можно только догадываться. Потому что понять, что собой представляет персонаж Бурковского и вообще кто, в конце концов, он - предатель или герой, - невозможно.

Илье Маланину, он хоть и не мхатовец, повезло больше - его персонаж эдакий гардемарин без страха и упрека. За что бьется только - непонятно, но бьется героически. И на том спасибо.

Героически бьются и другие русские офицеры - которые почему-то все на одно лицо: маленькие, темноволосые и с усиками как у Петра Первого. Петр, кстати, в картине тоже есть - уже не мхатовский актер Дмитрий Дюжев старательно таращит глаза, и за счет этого действительно похож на российского императора. Только функции у этого императора в фильме скорее как у свадебного генерала - Петр появляется вначале, дает указания и обещает «топить шведов в сортире» (дословно!), а потом в финале обнимает героя Маланина и призывает всех брать с него пример. А нет, еще вешает сибирского губернатора Гагарина (Евгений Дятлов), которого «назначает» виновником всех бед, случившихся в районе реки Тобол.

Но если Петр, наверное, знал, что там случилось, то зритель так и не понял. Почему дикие джунгары то нападают на русских, то начинают с ними дружить, то опять нападают - разобраться можно, наверное, только если перед началом фильма что-нибудь тоже «пропить». А так кровь льется, головы летят, кони падают - но про это уже классик писал: «смешались в кучу кони, люди…» Только у классика было ясно, кто с кем и против кого - даже смешавшись в кучу. У режиссера Зайцева неясно ничего.

Может, поэтому периодически закадровый голос докладывает, что происходит: «прошло четыре недели», «наступило лето» и так далее. Хотя вместо этих сведений лучше бы рассказали, за что ребята бьются. А то получается героизм на ровном месте. Да и вообще лучше было бы - как в финале - просто рассказать: этот дожил до стольки-то лет, у этого родилось столько детей, а этот погиб. Потому что это финальное зачитывание кратких биографий героев - многие из которых реально существовавшие люди - самый внятный и человечный эпизод во всей картине.

Интересно все-таки, зачем решили выпустить такой «полуфабрикат» в широкий прокат? И очень хочется посмотреть сериал - может, там все встанет на свои места…

Анна ВЕТЛИНСКАЯ,

интернет-журнал «Интересант»

Скачать книгу «Фильм «Тобол»: Смешались в кучу кони, люди и… невнятные герои - Журнал Интересант.» fb2

Коментарии