Милан Кундера «Невыносимая легкость бытия» — отзыв от yapritopala

Невыносимая легкость бытия интересные факты о фильме

Так.
Мне обещали серьёзную, глубокую, насквозь пронизывающую книгу.
Действительно, Кундера и впрямь глубоко копнул. Постичь философию говна, по-моему, до него никому не удавалось (или я что-то пропустила?).
Самое обидное, что сюжет-то в этой книге имеется. И довольно занимательный сюжет. И слог у автора неплохой, и попытки разобраться в причинах тех или иных человеческих поступков интересны. Но кабы он этим и ограничился. Ан нет, Остапа понесло.
Теперь, благодаря этой великофилософской книге, я знаю, что:
а. Во всех сексуальных проблемах чехов виноваты проклятые советские оккупанты.
б. Русские сволочи опять всё испортили.
в. Советские солдаты, появившиеся в Праге в 1968 году, впервые увидели женские ноги (Они, должно быть, чувствовали себя в Праге, как на планете, выдуманной писателями-фантастами, на планете невообразимо элегантных женщин, которые демонстративно выражали свое презрение, вышагивая на длинных красивых ногах, каких не увидишь в России последние пять или шесть столетий" - цитата)
О, да. Наши женщины в 60-х годах мини не носили, а если и носили, то ноги у них, конечно, кривые, короткие и безобразные. Где уж им до чешек.
Про эпизод с сыном Сталина даже говорить не хочу. Плакала-рыдала.
Глубокая книга, да-а-а.

Комментарии

tsunamiiscoming 17 июня 2010 г., 03:15

Уважаемая Вита, представьте себе, по вашему городу, по Петербургу пронеслась колонна китайских танков. Нашего президента сняли, заменили каким-то мужиком, о котором мы даже не слышали. Кучу ваших друзей повышвыривали с работы, из университетов выгнали старых, уважаемых профессоров, вам исковеркали всю карьеру. А потом эти китаёзы бы каждый день говорили бы вам, как, что и когда делать до конца вашей жизни.

А теперь представьте себе, что бы вы думали о китайцах в целом и какими бы словами их называли. Так что Кундера действительно очень вежлив и доброжелателен в этом отношении.

У меня хорошая приятельница чешка. И мне стоило больших усилий её убедить, что русские - приличные люди.
Но вот каждый такой - даже отдалённо подобный такому - комментарий мне в разы усложняет дело. Она ведь учит русский. И после приезда к нам её уверенность в жестокости (я ей говорю, что это всего-лишь непонимание, так сказать "детская жестокость", "ничего такого", "это не специально" ) русских только крепла. Нельзя пытаться выглядеть человеком, христианином и при этом не чувствовать, не уважать чужой беды, особенно если ты в какой-то мере за неё повинен.

Извините, но пожалуйста, будьте чуть более понимающей и принимающей. Это будет только всем на пользу. С уважением))

Morra 17 июня 2010 г., 13:39
countymayo 17 июня 2010 г., 17:35

При чём тут детская жестокость, непонимание и пр.? Что значит "это не специально"! Это специально, это было кому-то на руку (в т.ч. в самой Чехословакии), это политика! Моего прапрадеда чехи расстреляли, а его пятеро сыновей умерли от голода в блокадном Ленинграде. Почему-то никто не берёт на себя труд убеждать меня, что чехи и немцы приличные люди. Ибо "приличность" как человека, национальная принадлежность и то, куда солдатиков пошлют под присягой, сказав, что там фашистский путч, - это три большие разницы.
С уважением.

tsunamiiscoming 17 июня 2010 г., 22:14

Вот уж кто не ответственен за Ленинград - так это чехи.

countymayo 17 июня 2010 г., 22:51

Прапрадедушка потерпел в годы гражданской от Отдельного Чехословацкого корпуса. Я, наверное, непонятно написала, немцы упомянуты отдельно и просто для примера.
Национальность - настолько условное понятие, что один её представитель не может быть ответственен за действия другого. Кто хочет чувствовать себя виноватым, на здоровье, пусть винит себя хоть за конфликт хуту и тутси.

tsunamiiscoming 17 июня 2010 г., 23:13

Мой прадед был из того корпуса. И моя прабабушка тоже очень много претерпела.
Но мы же тут не меряемся.

В Чехии был не один представитель. Там была целая страна, далёкая и не очень понятная Россия, которая от них чего-то хотела.

Можно соглашаться или не соглашаться со взглядом чехов, ведь как и любой взгляд он - тут вы совершенно правы - достаточно ограничен, но стараться его понимать и учитывать, мне кажется, достаточно важно.

Знаете, когда тебя видят в лицо, то обычно говорят: "Ох! Я думала все русские такие злые, а ты оказывается человек". Лучше уж почаще разрушать их стереотипы, чем подтверждать, да?

countymayo 17 июня 2010 г., 23:48

Вот-вот, вы замечательно сформулировали: понимать и учитывать! Но, чтобы понимать и учитывать, необходимо знать разные точки зрения. Вот я в студенчестве прочла В. Ланду, "Жизнь чешского реэмигранта" и с удивлением обнаружила, что обсудить не с кем: никто Ланду не знает, не печатает. Пан Кундера - монополист многограннейшей темы, и монополист, кажется, однобокий, что досадно.

А разрушать стереотипы - знаете, тысячи жизней не хватит. Пока это выгодно правящей верхушке Чехии, от мала до велика все будем ruská spodina и татарская орда.
Спасибо за хорошую, достойную дискуссию, пойду, старая, валерьяну принимать :). Разбередилась.

j_t_a_i 5 октября 2014 г., 19:28

Горе чешского народа - это одно, но Кундера просто держит обиду. Я сейчас читаю его эссе и там он постоянно жалуется на злых русских. Ни один ветеран так часто не говорит о злых немцах. Можно сравнить Кундеру с Набоковым: оба из-за коммунизма оказались в эмиграции, оба любили свою страну, за границей не бедствовали, но не плакал же Набоков всю жизнь о злых большевиках.

ninqueistar 17 июня 2010 г., 05:17
wlada 17 июня 2010 г., 13:03

ИМХО, даже за вычетом политики книга довольно пакостная. Но про чешек в мини-юбках, якобы демонстрирующих таким образом презрение к советским солдатом, - тупость несусветная.

tsunamiiscoming 17 июня 2010 г., 22:15

На мой взгляд книга тоже несколько переоценена, но скатываться от этого в национализм всё равно не стоит.

wlada 17 июня 2010 г., 23:20

>>>скатываться от этого в национализм всё равно не стоит
Это к чему фраза? Я не поняла. Национализм начал Кундера в своем пошлом романчике (оправданно или нет - тут уж у каждого своя правда).

tsunamiiscoming 17 июня 2010 г., 23:45

У него хотя бы было на это право.
А у нас с вами какое право?

Вы смотрели фильм "А зори здесь тихие"? Помните очевидную, намеренно подчеркнутую режиссёром, сексуальную привлекательность героини Остроумовой? Вот она своей красотой тоже бросала вызов немецким завоевателям (просто немцам сказать вроде как уже не могу, а то тоже национализм, как сказала бы котёмоё, получается).
Тут нет никакой разницы. Всё как у Кундеры. Только придумано раньше.
Красивая молодая девушка, такая "горда и свободная", своим видом говорит захватчику: "Я не твоя. Я слишком хороша". И что, теперь нам, по-вашему, нельзя будет смотреть "А зори здесь тихие" потому, что они тоже националистические? Будьте последовательны. Если у Кундеры романчик, так пусть и у замечательного Ростоцкого будет киноотрыжка.

Мне кажется, всё-таки стоит уважать чувства и опыт других людей. Чехи видели перед собой зло. И так получилось, что это зло говорило по-русски. Так давайте рассказывать им о других русских, а не обижаться на них за то, что мы мы им причинили зло.

wlada 18 июня 2010 г., 00:20

Я "А зори здесь тихие" не смотрела, так что, если это киноотрыжка, поверю вам на слово. Я вообще не интересуюсь темой Второй Мировой Войны. В том числе и потому, что принципиально против "обязанности" одного народа ежедневно бить поклоны в сторону другого. Я не считаю, что русским следует убеждать чехов, венгров, чьи там еще путчи подавляли советские войска, в том, что современные русские не хотят войны и вообще весьма космополитичны. Почему-то немцы, шведы и поляки передо мной не каются. А у меня, если верить вам, есть право их ненавидеть! Но я их почему-то не ненавижу.

tsunamiiscoming 18 июня 2010 г., 00:55

Нет, права такого ни у вас, ни у меня нет, потому что мы не были частью их империй.Ни вы, ни я НИКОГДА не жили в стране, оккупированной кем-то в течении хотя бы трёх десятилетий. Ни вы, ни я никогда чувствовали себя жителями колонии какой-то большой и страшной империи.

Есть прекрасная пословица "сытый голодного не разумеет".

Кстати, вы часто встречали немцев? Передо мной почему-то они каялись даже тогда, когда я их не просил. Я знаю водителя, который отказался везти группу ГДРовских студентов, когда они приезжали в союз по обмену. И знаю, что студенты эти водителя того поняли.

В любой случае, мне кажется, уважать чужую боль стоит. Нельзя смеяться, над женщиной, у которой умер ребёнок. Нельзя восхвалять террориста перед человеком, у которого близкий погиб в теракте. Нельзя не уважать боль человека, которого выжили из собственной страны и лишили той жизни, которой он хотел бы жить.

Нет, положительно "сытый голодного не разумеет".

wlada 18 июня 2010 г., 01:24

Вот спасибо за разъяснения, теперь я знаю, что должна ненавидеть монголов. Вот прямо сейчас сяду и как начну их ненавидеть. Всё-таки 240 лет - это не баран чихнул.
Лично я, врать не буду, немцев встречала исключительно мало. Зато отец у меня служил в Германии, а жених - работал. Никто перед ними особо не каялся.
PS Не в тему комментария, но в тему обсуждений выше. Если чех (венгр, грузин, немец, монгол) скажет мне: "Я-то думал, русские - , а ты - " - я сделаю вывод, что у человека одна извилина и та в проборе. Потому что ненавидеть русских (и меня вместе с ними) - это позиция, какая-никакая, а всё-таки позиция. А вот подходить к оценке человека с позиции воевала твоя страна с его страной сорок-семьдесят-миллион лет назад или нет - это какой-то редкостный идиотизм.

tsunamiiscoming 18 июня 2010 г., 07:53

Пожалуйста, не передёргивайте.
Всё чего я хочу, - взаимопонимания, уважения и, простите за выражение, добра.

Ни вы, ни я не жили при монголах. Это уже многие столетия часть истории. Кундера же жил в Праге в шестидесятые, книга писалась, когда ещё перестройкой и не пахло, а с Пражской весны не прошло и двадцати лет. Так что сравнивать это уместней с какими-нибудь террористами. У вас случайно из знакомых никто не был ранен во время теракта?

Знаете, я с вами во многом соглашусь. Мне кажется это наивным видеть всё в свете максимальной простоты, когда всё всегда сложнее, чем кажется. И я думаю, что странно не только, видя жестокие, ужасные действия страны, судить по ней человека, но столь же странно по этим действиям судить страну. Всё, опять же, сложнее.

По поводу последней вашей фразы, могу сказать две разные вещи. Во-первых, шестьдесят восьмой год был не миллион лет назад, а четыре десятилетия достаточно маленький срок, чтобы последствия затянулись. Последствия действительно серьёзные, для всех чехов это действительно национальная катастрофа. До сих пор.

А во-вторых, во всех посттоталитарных странах, нам с вами достаточно оглянуться вокруг, чтобы это увидеть, сразу же проявляються две тенденции: религиозность и национализм. В причины первой, если можно, сейчас вдаваться не будем, а вот вторая. Когда люди видят себя свободными, сильными, способными делать, что они хотят, когда они осознают себя как независимую нацию, то хотят проявить силу, показать свою независимость, "особость", что-то отличающее их от всех остальных. А от кого они отличаются? От кого независимы? Тут сразу же возникает образ врага. Так происходит в Корее, на Филиппинах, в Чехии, на Украине, в Венгрии. И у нас с вами есть выбор: вести себя как этот враг, помогать кому-то тешить своё уязвлённое национальное чувство или выглядеть миролюбивым, понимающим, сочувствующим другом и партнёром, делая тем самым первичную реакцию тех же чехов несколько устаревшей, а потому - смешной. Мы можем соответствовать образу этого врага, а можем и не соответствовать - это наш выбор. Нельзя на их обиду, справедливую обиду, реагировать так страстно - этим мы только подтверждаем представление о русских как об агрессивных, черствых и недобрых людях. Лучше всё-таки выслушать, понять и попытаться посочувствовать.
У них есть своя боль. И её стоит уважать.

"

Скачать книгу «Милан Кундера «Невыносимая легкость бытия» — отзыв от yapritopala» fb2

Коментарии