Почти как «Джокер». О чем фильм «Аффект» с Беном Уишоу | Кино | Культура | Аргументы и Факты

Почти как «Джокер». О чем фильм «Аффект» с Беном Уишоу | Кино | Культура | Аргументы и Факты

Почти как «Джокер». О чем фильм «Аффект» с Беном Уишоу

«Аффект».

Британский актер Бен Уишоу прославился ещё пятнадцать лет назад, когда сыграл главную роль в фильме Тома Тыквера «Парфюмер». Потом он не раз подтверждал свой высокий статус кинозвезды, играл в «Облачном атласе», совместном проекте Тыквера и сестер Вачовски, в двух частях «бондианы», за роль в мини-сериале «Чрезвычайно английский скандал» получил все ведущие премии. Сейчас с годичным опозданием до зрителей добрался фильм «Аффект», в котором Уишоу снова исполнил главную роль.

Джозеф (роль Уишоу) работает скромным сотрудником службы авиационной безопасности по досмотру аэропорта Станстеда к северу от Лондона. Каждое утро он едет в аэропорт на электричке, досматривает пассажиров, которые так и норовят пронести на борт самолета запрещенные предметы. Коллеги его иногда замечают, но чаще он оказывается чужим в их компании, хотя видит и слышит всё отлично. Вечером Джозеф совершает обратный путь домой, в скромную квартирку, под окнами которой сосед по ночам прогревает свой квадроцикл. И иногда по выходным Джозеф ездит к своим старым родителям.

Джозефу не нравится его работа, с которой он мирится лишь из-за одной девушки, к которой испытывает симпатию. А визит к отцу и матери, кажется, лишь окончательно выбивает его из колеи. И однажды, когда та девушка не приходит на службу из-за болезни, Джозеф убегает со смены, идет к ней домой, чтобы подключить телевизор к ноутбуку — а затем его жизнь превращается в цепочку странных событий, где есть место ограблению банка, бегству от полиции и разгрому гостиничного номера.

Режиссер Энейл Кария назвал «Аффект» «очень странным фильмом», и это, пожалуй, даже преуменьшение. Для него эта картина — полнометражный дебют, который он разрабатывал несколько лет, меняя сценаристов. Кария успел снять ленту до начала пандемии, её премьера состоялась на кинофестивале «Санденс» в январе 2020-го. Если бы всё шло своим чередом, то «Аффект» оказался бы в прокате в том же году и был бы обречен на сравнения с «Джокером» Тодда Филлипса.

Конечно, эти сравнения были бы не в пользу «Аффекта». За «Джокером» стояла вся мощь популярных комиксов о Бэтмене, где жестокий клоун был одним из главных героев. Филлипс снял настоящую драму о трагедии маленького человека и его превращении в беспощадную машину убийств, а Хоакин Феникс блестяще воплотил эту задумку на экране, заслуженно получив свой второй «Оскар».

«Аффект», правда, подобными амбициями не обладает, хотя Уишоу и получил драматическую награду за свою роль на «Санденсе». Но ему почти ничего не пришлось делать в этой картине — за него хорошо поработали оператор и камера, которые неустанно сопровождают главного героя на его недолгом пути, фиксируя все его действия и неблаговидные поступки. Самому актеру осталось только повторять мимику персонажа Брэда Питта в «Двенадцати обезьянах», надеясь, что этого хватит, чтобы показать безумие Джозефа. Честно говоря, не хватает — наоборот, возникает ещё больше вопросов про то, как вообще Джозеф дошел до жизни такой.

В похожем по сюжету фильме Джоэла Шумахера «С меня хватит!» персонаж Майкла Дугласа «слетает с катушек» постепенно, шаг за шагом, а взяться за бейсбольную биту его заставляют серьезные обстоятельства. У Джозефа из «Аффекта» ничего похоже нет. Да, у него под окнами еженощно ревет мотор квадроцикла, его родители слишком замкнуты в себе, на работе не ценят, проездной не сработал, а банкомат «проглотил» кредитку. Обычный человек после этого задумается о том, чтобы что-то поменять в жизни, герой «Аффекта» отправляется грабить банки и громить гостиницы — да и делает это словно нехотя, преодолевая себя и собственные моральные ценности.

Фактически «Аффект» — это небольшая зарисовка по мотивам того же «Джокера», растянутая на полнометражный фильм, один день из жизни обычного человека, который вдруг вырвался из рутины своих будней в царство небывалой свободы. Правда, эта свобода ограничена городскими камерами наблюдения, относительно вменяемой, пусть и не слишком расторопной полицией и невозможностью полностью измениться за отведенный этому персонажу срок. Возможно, дай сценаристы и режиссер Джозефу хотя бы месяц, Лондон получил бы своего Джокера, но комикса не вышло, а смотреть на драму Джозефа, скорее, неприятно.

"

Скачать книгу «Почти как «Джокер». О чем фильм «Аффект» с Беном Уишоу | Кино | Культура | Аргументы и Факты» fb2

Коментарии