Гойя в кино: 5 фильмов о великом испанце - в деталях | Артхив

Гойя в кино: 5 фильмов о великом испанце - в деталях | Артхив

Гойя в кино: 5 фильмов о великом испанце - в деталях

Испанец Франсиско Гойя любим кинематографистами , как мало кто из художников. Оно и понятно: бурная биография , накал политических и любовных страстей вокруг Гойи , опасности и тайны , опутывающие его жизнь, — всё это делает Гойю желанной персоной для сценаристов и режиссеров. Мы собрали и сравнили 5 фильмов о Гойе и героях его картин. Во всех них поют , танцуют фламенко , плетут интриги и казнят еретиков. В остальном же это совершенно разные истории и весьма не похожие друг на друга Гойи.

Гойя в кино: 5 фильмов о великом испанце - в деталях

Гойя в кино: 5 фильмов о великом испанце - в деталях

«Обнажённая Маха» (1958. Италия, США, Франция)

Завязка сюжета. По центральной площади Мадрида , полной возбуждённо галдящего люда , везут на костёр еретичку в длинном конусообразном колпаке. «Бешеная свора!» — презрительно цедит сквозь зубы стоящий в толпе Гойя и вдруг замечает среди простолюдинов аристократку с точёным лицом Авы Гарднер. «Довольно , мне не нравится находиться там , где человека поджигают , как факел» , — произносит она. «Эту тоже не мешало бы сжечь , — шепчет Гойе на ухо приятель-весельчак, — к лянусь тебе , она колдунья и у неё плохой глаз! » «А я клянусь , что не видел ничего более прекрасного» , — запальчиво восклицает трижды романтический Гойя…

Кто в роли Гойи? Американский актёр Энтони Франчоза. Похож на своего героя он оказался не только внешне: Франчоза был столь же драчлив и горяч , имел проблемы с правосудием ( даже отсидел в тюрьме 10 дней за избиение фоторепортера) и не менее Гойи любвеобилен ( женился 4 раза).

Франсиско Гойя. Автопортрет 1795-го года. Фрагмент. Прадо
Энтони Франчоза в фильме « Обнажённая Маха»

Что интересного можно узнать? Например , попытаться выучить , как звали прототип картин « Одетая Маха» и «Обнажённая Маха» — донна Мария дель Пилар Тереза Каэтана де Сильва и Альварес де Толедо маркиза де Вильябранка герцогиня Альба.

Недостатки. Все те , что присущи любой мелодраме: красивые герои , благородные жесты , героические поступки и почти полное отсутствие « грубой правды жизни», за которую весь фильм так горячо ратует Гойя.

Цитата: «Да , раньше я учился у Веласкеса и Рембрандта, и больше для меня не было ничего. Сейчас только я стал учиться у самой жизни. Кому же , как не художнику , показывать жизнь?»

Гойя в кино: 5 фильмов о великом испанце - в деталях

«Гойя, или Тяжкий путь познания» (1971. СССР, ГДР)

Завязка сюжета. В жизни Франсиско Гойи — и общественной , и личной — как принято писать в соцсетях , «всё сложно». «400 реалов за кафтан — не слишком ли много?» — сетует его жена Мария-Хосефа. «Но я придворный живописец!» — возражает стремительно строящий карьеру Гойя. Теперь он официальный художник испанских королей. Он независим настолько , что осмеливается писать ангелов с уличных плясуний , а королеву — пожилой и некрасивой. Монархи и Святая Инквизиция ценят его редкий дар — правдивость , а Гойя сторонится политики , пока в его жизни не появляется герцогиня Каэтана « из династии тех самых Альба». Она произносит пылкие речи о том , как король-француз и королева-итальянка бесчестят её любимую Испанию , и , соблазняя Гойю , завешивает лик Пречистой Девы своей черной кружевной мантильей…

Кто в роли Гойи? Донатас Банионис. Самый интеллектуальный и сложный Гойя из всех.

Франсиско Гойя. Автопортрет в очках. 1800. Musée Goya , Castres
Донатас Банионис в фильме « Гойя , или Тяжкий путь познания»

Что интересного можно узнать? Как устроен изнутри механизм инквизиции — за какие конкретно прегрешения судят , во что наряжают еретиков и от чего может зависеть приговор. Сцена трибунала инквизиции в фильме длится более 10-ти минут — по киношным меркам , почти вечность.

Недостатки. «Романность». Герои иногда грешат длинными литературными тирадами , бал при дворе испанского короля по своему визуальному решению не слишком отличается от бала в «Войне и мире» Сергея Бондарчука , снятой за 6 лет до «Гойи», а Гойя временами напоминает Пьера Безухова.

Цитата: «Художник не может быть непричастен к политике , тем более теперь. Кто правит страной?! Дурак-король. Королева , для которой нет ничего важнее её прожорливой плоти. Да еще первый министр — человек , в котором если и есть что-то действительно примечательное, — так это упругие ляжки».

Гойя в кино: 5 фильмов о великом испанце - в деталях

«Обнажённая Маха» (1999. Испания, Франция)

Завязка сюжета. Прекрасная герцогиня Каэтана Альба день ото дня становится всё печальнее. Она ощущает , как тучи сгущаются над головой. За две недели кто-то трижды пытался поджечь её новый дворец. Альбу ненавидит королева Испании Мария-Луиза: не может простить ей красоту , богатство и ряд мелких женских пакостей. Возлюбленный Каэтаны , ушлый премьер-министр Мануэль Годой женится на другой , а по настроению спит то с корпулентной королевой , то с хрупкой танцовщицей Пепитой ( Пенелопа Крус). Еще один любовник Альбы , Франсиско Гойя , писал « Обнажённую Маху» для герцогини , но вот её пропорции подозрительно напоминают всё ту же танцовщиуцу Пепиту. Герцогине так трудно расстаться с мыслью о собственной исключительности — от этого хочется умереть. И она будто в шутку расспрашивает Гойю , что же ей лучше выбрать — веронскую зелень или неаполитанский жёлтый — красочные пигменты , смертельные , как цианид и мышьяк? А утром , после праздника во дворце , Альба внезапно умирает…

Кто в роли Гойи? Кубинский актёр , режиссер и продюсер Хорхе Перругория.

Франсиско Гойя. Автопортрет. 1795 — 1797. Фрагмент. Музей Метрополитен
Хорхе Перругория в фильме « Обнажённая Маха»

Что интересного можно узнать? Что герцогиня Альба освоила французское искусство депиляции — этот мотив многократно и несколько навязчиво обыгрывается в фильме. Любовники Каэтаны на новацию реагируют по-разному: Мануэль Годой в восторге , а вот Гойя , пожалуй , обескуражен.

Недостатки. Досадно , что Гойя в сюжете исполняет роль безвольного статиста: главные партии достаются Каэтане , Пепите и Годою.

Цитата. «Видите эту жёлтую краску? Если она неаполитанская — берегитесь: можно умереть от одного взгляда! А эту фиолетовую? Ею обычно расписывают хитон Иисуса. Никакой святости — это кобальт: стоит только понюхать , и кровь застынет в жилах. А эта зелёная? Цвет лугов и глаз ангелов. Веронская зелень , чистый яд!»

Гойя в кино: 5 фильмов о великом испанце - в деталях

«Призраки Гойи» (2006, США, Испания)

Завязка сюжета. 1792-й год , Мадрид. Сидящие кружком монахи-инквизиторы передают из рук в руки рисунки Гойи. Они хмурятся , качают головами и цокают языком. «И что , это действительно продаётся в книжных лавках?» «О , да! И на улицах. В Толедо , Севилье и в порту Кадис. А еще эти гравюры уходят за моря — их можно встретить в Риме и даже в Мексике». «Значит , такими нас видит мир?!» — осознают инквизиторы масштаб черного пиара , учинённого Испании Гойей. Опасность нависает над художником , но за него неожиданно вступается колоритный фра Лоренцо Касамарес. Какой смысл , рассуждает он , преследовать Гойю , который лишь показывает подлинное лицо нашего мира , если до сих пор не покараны еретики , иудеи и женщины , не знающие ни единой молитвы? Всё зло от них. А в это время натурщица Гойи , купеческая дочка Инес Бальбатуа ( Натали Портман), сидя в таверне донны Хулии , морщит хорошенький носик при виде жареного поросёнка. Наутро она получает предписание явиться в Святую Палату. Вздёрнув её на дыбе , монахи предлагают Инес признаться , что побрезговала свининой по причине своего скрытого иудейства. Удастся ли Гойе или фра Лоренцо вызволить её?

Кто в роли Гойи? Шведско-голливудский отец-герой ( пятеро из восьми его детей стали актёрами) Стеллан Скарсгард.

Франсиско Гойя. Автопортрет. 1783. Музей изящных искусств в Ажене , Франция
Стеллан Скарсгард в фильме « Призраки Гойи»

Что интересного можно узнать? Много « технологических» нюансов. Как делается резцовая гравюра

Меццо-тинто (ещё одно название – «чёрная манера») – процесс создания гравюр на металле, относящийся к группе техник глубокой печати. При этом – в отличие от офорта – здесь изображение образуют не линии, а тонкие градации света и тени. Отсюда и название, в переводе с итальянского означающее «полутона». Мастер не создаёт углубления – линии и точки – а выглаживает светлые участки на шероховатой поверхности доски. Читать дальше Процесс создания акватинты похож на офорт, но эта техника позволяет получить богатые тональные и фактурные эффекты, схожие с рисунком водной краской – акварелью (отсюда и название «акватинта»). Именно с этим и связана популярность этого вида глубокой печати, возникшего в конце XVIII века. Читать дальше

Литография наряду с монотипией относится к группе техник плоской печати, но на этом их сходство практически заканчивается. Литография появилась в 1796-м или 1798 году, благодаря Иоганну Алоизу Зенефельдеру, типографу из Мюнхена. Изначально отпечаток снимался с рисунка на каменной – обычно известняковой – плите, откуда и пошло название этого способа (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую»). Ныне вместо литографского камня используются цинковые или алюминиевые пластины, которые легче обрабатывать.

, как производится « гаррота» ( казнь через удушение) и как будет выглядеть женщина , которая провела 15 лет в застенках инквизиции.

На самом деле « Призраки Гойи» — это отнюдь не байопик , режиссер и не собирается делать акцент на биографии художника. Его , пожалуй , в большей степени интересует эпоха наполеоновских войн. А еще — история испанской инквизиции , которая в «Призраках Гойи» показана во всех ужасающих подробностях. Собственно , Милош Форман неоднократно говорил в интервью , что идея этого фильма возникла после того , как он прочел книгу об инквизиции. То есть история « Призраков Гойи» началась отнюдь не с биографии самого художника.

Поэтому кое-где режиссер и сценарист жертвуют фактами , и вместо реальных персонажей вводят вымышленных. Например , в «Призраках Гойи» отсутствует герцогиня Альба , музой художника становится некая Инесс. И эта роль досталась Натали Портман , поскольку режиссер заметил сходство актрисы с девушкой , изображенной на картине Гойи « Молочница из Бордо». Падре Лоренцо — тоже вымышленный персонаж , но именно через его образ показана вся суть этой эпохи. В то время как художник играет в основном роль наблюдателя и немного « репортера», описывающего эпоху единственным доступным ему способом.

Недостатки. Физиономия добряка , простофили и увальня , отпущенная природой Скарсгарду , не очень-то вяжется с ролью того , кого привыкли именовать « мрачный Гойя». Но , очевидно , в фильме Милоша Формана « Призраки Гойи» весь запас самолюбивой мрачности достался падре Лоренцо — блистательному Хавьеру Бардему.

Цитата: «Вы никак ослепли , брат мой? Не видите дьявольский соблазн и скверну , что источает этот Гойя? Он — проводник самых черных сил! О да , он расписывал церкви. Он писал ангелов , да. Но когда ваша мать возводит очи , желая помолиться Господу , кого она видит? С кого Гойя писал своих ангелов , как вы думаете? Со шлюх! Вашей матери с его фресок улыбаются падшие женщины!»

Гойя в кино: 5 фильмов о великом испанце - в деталях

«Гойя в Бордо» (1999. Испания, Италия)

Завязка сюжета. Гойе между 70-ю и 80-ю. Он поседел , отяжелел и обрюзг. И уже много лет как почти оглох. Теперь , став изгнанником на родине , Гойя живёт во французском Бордо , и ему здесь нравится всё — местность , климат , приветливые люди и превосходное вино. Но время от времени на Гойю находит беспамятство , и тогда грузный старец в одном исподнем идёт бродить по французским бульварам , пугая прохожих. Однако убежать от всех и от себя у искалеченного жизнью Гойи не получается: на улице его перехватывает красивая девочка лет 13 или 14. Оказывается , это его дочь Росарита. Еще у дряхлого Гойи есть неправдоподобно молодая жена Леокадия , а пока Гойя принимает ванну , под его диктовку записывает воспоминания хроникёр Леандро. Ему и дочке Гойя бесконечно рассказывает , как он когда-то чуть не стал тореро , как попал в испанский высший свет и мечтал стать придворным художником , как любил герцогиню Альба и был плохим мужем своей тогдашней жене Марии-Хосефе. Жена и дочь любят и опекают старика Гойю. Но это не спасает: ему продолжают являться кошмары пережитой испано-французской бойни. Гойя разрисовывает в своём новом доме все стены ужасами войны , а в снах к нему приходит отравленная много лет назад Каэтана , герцогиня Альба, любовь всей его жизни.

Кто в роли Гойи? Выдающийся испанский актёр Франсиско Рабаль. В 2000-м году за своего Гойю он стал лауреатом XIV церемонии премии « Гойя» — именно так , по иронии судьбы , называется национальная кинопремия , «испанский Оскар». Но в биографии актёра было и более страшное совпадение с жизнью его героя , которого он сыграл в «Гойе в Бордо». В августе 2001 года 75-летний Рабаль возвращался из Монреаля в Испанию. В самолёте ему внезапно стало плохо: перегрузки обострили хронический бронхит. Актёр начал кашлять и задыхаться , самолёт совершил вынужденную посадку в Бордо , но спасти Рабаля не удалось. Так для обоих знаменитых испанцев — Гойи и Рабаля — местом смерти , помимо их воли , стал один и тот же французский город.

"

Скачать книгу «Гойя в кино: 5 фильмов о великом испанце - в деталях | Артхив» fb2

Коментарии