DOOM — Posmotreli

DOOM

Doom — серия культовых шутеров, разработанная компанией id Software. Родилась в 1993 году, и с тех пор неугасаемо популярна. Сюжет всей франшизы основывается на столкновении одинокого космического пехотинца со всеми силами Ада. На данный момент Doom — полноценная франшиза, включающая в себя 6 полноценных игр, пару каноничных мобильных игр и неисчислимое множество модов, комикс, экранизацию и несколько книг по мотивам.

  • 1 Doom & Ultimate Doom
    • 1.1 Сюжет
    • 1.2 Интересные факты о Thy Flesh Consumed
    • 2.1 Final Doom
    • 4.1 На Марсе нет изоленты
    • 4.2 Resurrection of Evil
    • 4.3 Doom 3: BFG Edition
    • 6.1 Doom: The Ancient Gods
    • 12.1 Геймплей
    • 12.2 Сюжетные

    Doom & Ultimate Doom

    За год до появления первого Doom, другая игра от тех же разработчиков под названием Wolfenstein 3D подняла тему жестокости и нацизма. Первый Doom поднял её на новую высоту. Самая реалистичная картинка, возможная на то время! Море крови и куча шкур! Сатанинская символика, кое-где свастики. В общем, «в пол» всё самое спорное.

    Первый Doom работал на широковещательных пакетах, и IPX-маршрутизаторы послушно тиражировали их по всей сети. Потому Doom запрещали во всех крупных сетях: две-три играющих четвёрки (а максимумом было 4 игрока) напрочь парализовали корпоративную сеть. Сетевые перестрелки существовали как минимум года с 1992-го, но именно Doom заложил классические правила игры deathmatch.

    Сюжет

    « Сюжет в видеоигре — это как сюжет в порнофильме. То есть он должен там присутствовать, просто чтоб был, но не так уж он и важен. »
    — Джон Кармак, программист, один из создателей игры
    « Кровавая баня в марсианском аду. »
    — Краткое содержание сюжета

    Как написано выше, весь сюжет серий игр заключается в злоключениях обычного американского пехотинца, которого сослали на Марс за нападение на офицера, отдавшего приказ открыть огонь по гражданским. Там на Марсе базировалась корпорация Union Aerospace Corporation, которая занималась исследованием телепортации. Вдруг что-то пошло не так, и на испытательных базах этой корпораций стали открываться порталы в ад, из которого начали вылезать адские твари, которые стали не только убивать персонал, но и превращать их в зомби. Всё, что остаётся сделать главному герою, это попытаться закрыть врата обратно, тем самым предотвратив вторжение адских тварей на его планету.

    Сюжет подаётся только лишь короткими сообщениями для игрока между эпизодами, а вся суть и смысл сюжета раскрывается только в руководстве пользователя. А потому 100 % отечественных и 95 % зарубежных игроков сюжета не знают, ибо игру покупали не для того, чтобы читать, а чтобы воевать с бесами и дьяволами.

    Интересные факты о Thy Flesh Consumed

    Упомянутый дополнительный эпизод — очень интересное явление. По сложности он резко отличается от трёх изначальных. Если те три первых эпизода (Knee-Deep in the Dead, The Shores of Hell и Inferno) после некоторой практики можно было приноровиться проходить на сложности Ultra-Violence (максимальной из «реальных и честных»), то четвёртый эпизод, появившийся позже, при включении Ultra-Violence уже становится не очень-то честным: с карт пропадает большинство призов, и т. п.

    Дизайн всех карт этого эпизода — откровенно мозголомный, особенно по сравнению с тремя «обычными». Любой, кто играет подряд весь Ultimate Doom, сразу заметит разницу.

    А название эпизода — собственно, фраза «Thy Flesh Consumed» — и названия всех восьми основных, несекретных его глав… представляют собой не что иное, как прямые цитаты из Библии! Поэтому переводить на русский их надо так:

    • Thy Flesh Consumed — «Плоть твоя истощена» (источник: Ветхий Завет, Притч 5:11).
      • E4M1: Hell Beneath — «Преисподняя внизу» (источник: Ветхий Завет, Притч 15:24).
      • E4M2: Perfect Hatred — «Полною ненавистью» (источник: Псалтирь 139:22) [4] .
      • E4M3: Sever the Wicked — «Отдели злых» (источник: Новый Завет, От Матфея 13:49).
      • E4M4: Unruly Evil — «Неудержимое зло» (источник: Новый Завет, Послание Иакова 3:8).
      • E4M5: They will Repent — «Они покаются» (источник: Новый Завет, От Луки 16:30).
      • E4M6: Against Thee Wickedly — «Против тебя нечестиво» (источник: Псалтирь 139:20).
      • E4M7: And Hell Followed — «И ад следовал» (источник: Откровение 6:8).
      • E4M8: Unto the Cruel — «Не отдать мучителю» (источник: Ветхий Завет, Притч 5:9).

      Doom II: Hell on Earth

      « Кто выжил в марсианских подземельях,
      Кто был сильней, чем демоны и ад,
      Теперь спасает Землю от вторженья
      Стреляя в алый, меркнущий закат…
      »
      — Kail Itorr, «Гепталогия Doom в стихах»

      После успеха первого Doom разработчики сделали сиквел, на том же движке, но с улучшенными режимами сетевой игры. Действие игры происходит после событий Doom. Главный герой из первой части, вернувшись на свою родную планету, Землю, обнаруживает, что она была захвачена силами Ада. И морпеху ничего не остаётся делать, кроме как спасать родную планету и снова лезть прямиком в Ад.

      Сиквел геймплейно и механически от оригинальной первой части ничем не отличается, а вот новый контент добавили — оружие (легендарная двустволка), враги, уровни (которые теперь вместо формата эпизодов использовали цельную игру — следствие уверенности в себе после продаж первой части) и предметы.

      Дизайн уровней так же заметно отличается от прошлой части. Появилось больше открытых пространств и нелинейности.

      Final Doom

      Два аддона (TNT: Evilution и The Plutonia Experiment), изначально созданных командой фанатов, но выкупленных id software. Первый делался большим коллективом авторов под названием TeamTNT, в результате получился играбельным, усложненным по сравнению с Doom II, но уж больно разношерстным. Второй делался двумя членами этой самой TeamTNT — братьями Дарио и Мило Казали — и поэтому четко выдерживает один стиль. Также он ЕЩЕ сложнее чем Evilution и дает прикурить с самых-самых первых уровней.

      Doom 64

      Полноценное продолжение второй части, запиленное Midway в 1997 году для приставки Nintendo 64. По канону является истинным Doom 3, но было быстро забыто, так как не портировалось на PC, а после и вовсе было надолго выпихнуто из общей серии, до выхода Doom Ethernal, после которой оказалась вдруг сюжетным мостиком между «классическими» частями и «новоделом». Чем отметилась: Во-первых, вся графика была недурно перерисована, в результате чего отживающий свои последние дни движок всё ещё выдавал приличную картинку, схожую с недавно вышедшим в то время Duke Nukem 3D. Во-вторых, сама игра по игровому процессу была мостиком между Doom II и Doom 3 — побегушки с двухстволкой и расстрел хитрозадых какодемонов остались на месте, но весёлый саундтрек Бобби Принса сменился жутковатым эмбиентом, локации стали мрачнее, а хитрожопые демоны приубавили в количестве, но значительно прибавили в силе — играть в результате становится жутковато, хотя многие ценители первых двух частей такую перемену не оценили. В нашей стране эта часть была пропущена по той причине, что мало кто вообще знал о существовании неведомой Nintendo 64, но сегодня в неё можно легко поиграть с помощью эмулятора или сторонних портов, обладая необходимым WAD’ником. Также, с недавнего времени, в виду желания Беседки настричь зелен.. Ой, то есть, дать возможность поиграть в эту часть без всяких танцев с бубнами на эмуляторах — был выпущен порт на всех современных платформах. Этот ремастер включал широкоформат, улучшенные текстурки и поддержку онлайна, чтобы ты, игрок, мог делиться с друзьями статистикой, а именно — сколько ты завалил демонов в богом забытом DooM 64.

      Doom 3

      Правим ручками гравитацию

      Вышел спустя десять лет после второй части. Несмотря на название, представляет из себя не сиквел, а перезапуск серии. Игра кардинально отличается от классических частей — если они были чистокровными шутерами без каких-либо других элементов, то здесь игра внезапно стала хоррором — хоть не survival’ом. Теперь главный герой не летит по локациям, уничтожая монстров аки паровой каток, а тихонько идёт по коридорам, убивая редких импов. Неудивительно, что такие изменения вызвали раскол фанатского сообщества. Одни новую часть полюбили — за, в общем-то, интересный игровой процесс и мрачную атмосферу. Другие же её возненавидели, ибо при всём своём качестве игра «тем самым Думом» не являлась — нам предлагали совершенно другой, пусть и схожий геймплей. В итоге игра всё-таки получила признание, но до успеха и революционности первых двух частей ей было, мягко говоря, далеко.

      Сюжетно же (причём написанный писателем-фантастом) из себя игра представляет достаточно клишированный хоррор. Учёные на Марсе открыли портал в чёрт-те какое измерение (буквально «чёрт-те»), и самый нехороший из них (с говорящей фамилией Betruger, что по немецки значит «обманщик») каким-то образом заключил сделку с демонами из этого измерения, позволив им вторгнуться на Марс. Разумеется, находится храбрый морпех, который успешно противостоит всем этим демонам. В общем-то, больше ничего в явном сюжете и нет — игрок блуждает по тёмным коридорам, убивает демонов, ну и периодически выполняет что просят по рации, наслаждаясь нелепым пафосом Бетругера. В итоге при помощи древнего марсианского оружия морпех убивает сильнейшего демона и запечатывает портал в Ад, закрывая там главгада и оставаясь единственным выжившим на всём Марсе. Что касается скрытого сюжета (добываемого из компьютеров, КПК и видеодисков в процессе прохождения), который повествует о предшествующих игре событиях, то там все не так однозначно.

      На Марсе нет изоленты

      Как было сказано выше, игра стала хоррором. Очевидным из этого стало то, что игрока стремились как можно сильнее напугать темнотой. И интересным решением стало то, что персонаж игрок не мог одновременно носить и оружие и фонарик — ты либо видишь врага, либо сражаешься с ним (либо сражаешься с ним фонарём). В настоящем хорроре это могло быть интересным решением, но в Думе… Короче говоря, многих игроков такой выбор безумно раздражал.

      • Обоснуй: всё как раз упирается в сюжетные решения. Ещё раз. Действие игры происходит на Марсе. Это объясняет большую часть местного левелдизайна. Почему узкие коридоры? Потому что сколько материала привезли с Земли, столько и хватило на постройку помещений. Почему темно? Потому что реактор вырабатывает ограниченное количество энергии. Плюс к тому, в начальных локациях, которые судя по всему, проходили 90 % обзорщиков игры располагаются помещения, скажем так, «второй очереди» — склады, коммуникации и тому подобное. Опять же после вторжения демонов по рации прямым текстом говорят «У нас электричество вырубилось!» . Да и службу безопасности в UAC явно не готовили к тому, что придётся с адскими полчищами воевать.

      Resurrection of Evil

      Аддон к Doom 3, в котором действие происходит пару лет спустя после событий основной игры. Безымянный морпех (совсем не тот, что в основной игре), исследующий раскопки на Марсе, находит странный артефакт, который (опять) открывает портал в Ад. Демон Маледикт, бывший Бетругер , стремится завладеть артефактом, и выпускает трёх Охотников (Хеллтайма, Берсерка и Инвала, каждый со своей суперспособностью). Разумеется главный герой по очереди ломает рога всем Охотникам, а затем и самому Маледикту. В отличие от Д3, судьба этого морпеха неизвестна.

      Интересно, что именно в этом аддоне появился граббер — оружие, подозрительно похожее на гравипушку, один из символов серии Half-Life, со второй частью которой Doom 3 в своё время долго бодался, отнюдь не в свою пользу. А разгадка проста: идея грави-пушки пришла в голову разработчикам Doom 3 и Half-Life 2 практически одновременно, но из Дума ее в итоге вырезали (видимо, решили, что она вряд ли заинтересует игроков). Оказалось, что очень зря, и успех Valve заставил Id Software вернуть граббер в аддоне. Стоит ли говорить, что на них сразу посыпались обвинения в плагиате?

      Xbox-версия сделала сомнительное решение проблемы изоленты — теперь игрок в одной руке держал фонарик, а в другой — пистолет. Ну, всяко лучше прежнего.

      Doom 3: BFG Edition

      Переиздание Doom 3, вышедшее в 2012 году. Представляет из себя собранную в одну игру трилогию Doom (вкупе с аддонами Ultimate Doom, No Rest For The Living и Ressurection of Evil), с незначительными улучшениями графики и пачкой новых уровней для D3 (так называемый «Lost Mission»). И главное — решение проблемы с изолентой. Теперь ничто не мешает бравому морпеху одновременно видеть врага и стрелять в него.

      Doom 4/DOOM (2016)

      Doom 4 — наверно, одна из самых многострадальных игр за историю (разумеется, после Duke Nukem Forever и Prey). Намёки на её разработку проводились аж в 2007 году, обещая нечто вроде ремейка Doom 2 (видимо, игра продолжала третью часть в стиле второй). Однако игра попала в производственный ад — с самого 2007го по ~2013 игра, по словам разработчиков, имела совершенно ужасный вид и больше напоминала «Call of Duty про демонов». После провала Rage разработчики не позволили себе новых ошибок и переписали игру чуть ли не с нуля, внезапно взяв в качестве образца… Brutal Doom, самую популярную модификацию к классическим частям серии, о которой ниже.

      В 2014 году наконец-то вышел тизер — который и показал, что игра теперь без четвёрки в названии, символизируя тем самым решительный перезапуск. После этого было затишье до самого Е3 2015, который и начался новым Думом.

      Сама игра вышла 13 мая 2016 и оказалась ровно тем самым Думом, которого все ждали. Быстрым кровавым турбоэкшеном под бодрые металлические запилы, с собиранием аптечек и поиском секреток. Единственное нововведение — зрелищные рукопашные добивания врагов, которые восстанавливают ХП. Осталось только кому-то написать юзерские уровни-лабиринты, где заметную часть геймплея составляет придумывание самого эффективного пути продвижения (так, чтобы к каждой укреплённой точке подойти максимально подло и ошарашить как можно суровее) — и снова здравствуй, Doom I, здравствуй, посекундный расчёт пробега через все двери, чтобы на одной неуязвимости кулаком ушарашить всех самых сильных противников, здравствуй, предварительная расчистка пути для быстрого убегания из будущей засады и прочие противорениестовые манёвры, тот самый «манчкинский сахар» обоих первых (но в особенности самого первого) Doom.

      Тем не менее, с классическими частями игра имеет мало что общего. Дело в том, что в классических частях протагонист двигался гораздо быстрее, но сам игровой процесс был медленнее, виной чему не технические ограничения, а во-первых дизайн уровней, во-вторых большое количество противников, от атак которых невозможно увернуться (hitscan, в DOOM4 таких вообще нет) и, разумеется, оружие — в DOOM4 для тактики «стрельба из укрытия» подходит только двустволка (и некоторые другие стволы при определённой их прокачке, но из-за вышеупомянутого дизайна уровней выгоднее брать другую ветку). Хоть игра и вышла достаточно мясной, по игровому процессу она больше напоминает Painkiller — арены, где игрока буквально заставляют носиться туда-сюда, плюс почти полное отсутствие открытых пространств. Видимо, разработчики посмотрели на современные «тактические» шутеры и решили сделать наоборот, вопрос лишь в том, перестарались ли они? Большинство оценило игру положительно с точки зрения геймплея. Да и самой тактики в игре хоть отбавляй, если играть на максимальном уровне сложности.

      Doom Eternal

      « Против всех исчадий из глубин преисподней,
      против всех нечестивцев рода людского.
      против легионов мы выставим. тебя одного.
      Рви и кромсай, пока они не иссякнут.
      »
      — Король Новик

      Прямое продолжение Doom 2016, анонсированное в 2018 году, вышло в марте 2020. Сэмюэл Хайден таки допрыгался, Ад вырвался прямо на Землю, и демоны успели набедокурить. Палач Рока вернулся… куда его там закинуло в конце предыдущей игры по некторым данным - на арены Quake Champions . Непобедимый воитель обзавёлся личной летающей крепостью, наручным клинком, наплечной пушкой, крюком-кошкой на двустволке и рвёт демонов с ещё большей изобретательностью (хотя, казалось бы, куда уже). В полку демонов тоже пополнение — в игру вернулись Арахнотроны, Элементали боли, настоящий Арчвайл, кибер-демоны «старого образца» — обозначены как «Тираны», даже Икона Греха подтянулась. А еще появились ангелы — которые оказались пострашнее демонов. Плюс выяснилось, что Палач — с некоторыми оговорками, тот самый Дум-парень из первых двух Doom.

      Отличается от предыдущих частей тем, что Прыжковая головоломка — это не какая-то необязательная секретка с приятным бонусом, а без серии эффектно выглядящих прыжков — просто не пройти дальше по карте никуда. Насколько они сложны — мнения разные: кто-то и без опыта в платформерах прошел по уровню как по тротуару, а кто-то мог кое-где (особенно на втором уровне и в местном аналоге рая) застрять с матами на несколько часов. В целом стоит отметить, что уровни очень вертикальные и много где приходится стрелять в распрыжке и искать следующую платформу для сброса агрессивно настроенного хвоста в стиле старой доброй кваки. На аренах тоже вроде бы можно обойтись без паркура, хотя прохождение это изрядно усложнит, да и удовольствие подпортит.


      В комнате, где живёт главный герой имеется компьютер, и если найти на одном из уровней секретку с дискетой, то можно запустить на нём самый первый Doom, после прохождения которого и ввода кода «FLYNNTAGGART» появится второй Doom

      Doom: The Ancient Gods

      До перезапуска серии мало кто воспринимал Doom как «шутер с сюжетом» но дебют игры 2016 года заставил самих разработчиков иначе взглянуть на своё детище, а триумфальный сиквел Eternal и вовсе развязал им руки на поле экспериментов. «The Ancient Gods» — первое в своём роде сюжетное DLC, продолжающее основной сюжет игры (в данном случае Eternal). Вышел в двух актах, каждый из которых покупается за отдельную плату.

      Если кратко говорить о сюжете, то всё это выглядит примерно так: Кан уничтожена, Икона Греха со своей физической персонофикацией списана в утиль, но до окончательного освобождения Земли от демонов ещё далеко — для этого Палачу уготован вояж на свою малую родину, в Аргент Д`Нур, где раскрываются не только истинные замыслы хитрожопого Хайдена, но и подлинное происхождение самого Палача. Прыжки по утёсам прилагаются.

      Brutal Doom

      Пока официальные разработчики делали Doom 4, фанатское сообщество тоже даром времени не теряло и многократно пыталось запилить свой фанатский Дум с шотганом и импами, на базе старого доброго досовского. Наиболее успешным было изделие думера, известного под ником Sergeant MarkIV, под названием Brutal Doom. Он состоит из двух частей: геймплейного мода и официальной кампании.

      • Геймплейный мод Brutal Doom основан на портированном движке (может использоваться движок GZDoom или Zandronum) и WAD-файле с новой графикой и механикой. Что он делает? Да перепиливает весь геймплей старого доброго Дума, но так, чтобы он остался старым добрым Думом!
        • Во-первых, переделано оружие. Бесполезный пистолет заменён на винтовку М16, которая будет небесполезной и в поздней игре. Шестиствольный пулемёт может менять на ходу темп стрельбы, раскручивая стволы. Гранатомёт может стрелять ракетными или обычными баллистическими снарядами, плазмаган может выпаливать пучок плазмы наподобие дробовика, а у BFG появился режим ускоренного огня. Ну, и добавлены три новых оружия: самонаводящиеся ракеты Ревенанта, огнемёт Манкубуса и ручные гранаты. Оружие Ревенанта и Манкубуса снимается с тел одноимённых монстров, точнее, отрывается: чтобы завладеть вражеской экипировкой, придётся одолевать Ревенантов и Манкубусов бензопилой или гранатомётом! Что касается гранат, то это мощные «эфки», намного превосходящие по убойной силе ракеты и типичные FPS-овские гранаты из других игр. Всё оружие оснащено современными фишечками, такими, как перезаряжаемые магазины и альтернативные режимы огня.
        • Во-вторых, существенно улучшен ИИ врагов. Импы прыгают (кстати, и игрок теперь может!), зомби пользуются лифтами и переключателями.
        • В-третьих, добавлена КРОВИЩЩА! Поверженные враги будут брызгать томатным соком во все стороны, взрывы и бензопила будут расчленять демонов, а завладев инъекцией «Берсерка», думгай сможет, одолев врага врукопашную, поиздеваться над его беззащитным телом! Не надейтесь, однако, что сами демоны будут с вами миндальничать…
        • В дальнейшем на базе Brutal DOOM был создан хтонический Project Brutality - еще больше КРОВИЩЩИ, еще больше крутых врагов, еще больше крутого оружия, еще больше тактических заморочек, плюс редизайн уровней оригинальной кампании и множество отсылок к классическим шутерам и культуре 90-х. Развивается до сих пор.

        FreeDoom (FreeD∞M)

        Open source аналог первых двух Думов, состоящий из двух фаз. 1 фаза — это аналог Ultimate Doom. 2 фаза — это аналог Doom II: Hell on Earth. Проект разрабатывается с 2003 года. Основная идея Фридума — это переделать все ресурсы из Doom 1 и 2 с возможностью их распространения под свободной лицензией. Это позволит игрокам, которые не хотят покупать оригинальный Doom или нарушать лицензионное соглашение, бесплатно и совершенно легально играть в созданные сообществом мегавады. В целом Фридум представляет собой полную замену оригинальных WAD’ов Дума, совместимую со многими модами (в том числе и с Brutal Doom).

        Изначально Фридум был просто переосмыслением оригинальных игр с переделыванием оригинальных файлов под свободными лицензиями, однако впоследствии авторы решили, что это переосмысление слишком похоже на оригинальный Дум, мол, зачем делать дубликат дума, это же копирайт. И сделали они своё не очень похожее на Дум творение. Поэтому проект давно от изначальной идеи отошёл и фактичсеки представляет собой Total conversion. Во Фридуме полностью заменены спрайты оружия и врагов. Например, вместо пинки теперь черви, которые рычат как псевдособаки из сталкера, а вместо импов теперь какие-то кобры-мутанты, что вкупе с забавными хмыканьями зомби игра слегка приобрела даже комичный оттенок. А вот черные гремлины из второй фазы вас уже не повеселят, а наоборот заставят навалить кирпичей. Изменены звуки, добавлена относительно неплохая новая музыка. Чего только стоят эти треки. Полностью переделаны локации. Сюжет аналогичен оригинальным Думам.

        Doom (фильм 2005)

        В целом экранизация имеет мало общего с третьей частью, на которую пытается походить. Да, Марс, да, монстры, да морпехи в главных героях. Только в фильме генно-модифицированные злодеи вместо демонических, а оружие определённо не футуристическое. И даже символ серии БФГ 9000 почему-то стреляет синей плазмой, а не зелёной, как это делает любая БФГ от id Software .Впрочем, посмотреть фильм можно, но только не будучи ярым фанатом серии, для которых это будет пытка увеболлом. И справедливости ради, как не связанный с основной серией боевик, фильм определенно неплохой. Особенно для фанатов Дуэйна Джонсона, который тогда еще не скатился в роли гиперкрутого вояки — тут Скала, внезапно, резко сворачивает налево кругом и становится кровожадным военным социопатом .

        Doom: Аннигиляция (фильм 2019)

        Протагонист здесь некая Джоан Дарк (симвалична!), сильная-независимая и так далее по тексту. Актриса в твиторе написала «Да кому вообще нужен этот Думгай?», умничка какая. Когда id Software всё в том же твиторе спросили, что они думают про Doom: Annihilation, разрабы ограничились тактичным и ёмким «Мы не участвуем в создании этого фильма». Вот, в принципе, и всё.

        • А нахрена в этом фильме нужны были розыски одною из спецназовских воительниц (хорошо хоть не самою Джоан) её пропавших трусиков и даже целое «небольшое расследование» по этому поводу? Банально — занять хронометраж чем ни на есть? А ничего поумнее не придумали?
        • На роль командира спецназовцев (ну хоть этот — мужского пола!) нарочно подобрали актёра, внешне очень похожего на канонического Думгая. Но нет, это не сам Думгай, и «альтернативная вселенная» тут ни при чём (авторы фильма подтвердили). Мало ли кто на кого похож. В спецназе служит много крепышей.
        • Тем не менее, сюжетно фильм достаточно близко придерживается третьей игры. Здесь есть доктор Бетругер и довольно недурные демоны. И Ад. В общем, будь протагонистом мускулистый молчаливый джентльмен с суровым взором, фильм бы, пожалуй, взлетел повыше собрата 2005 года.

        Персонажи

        • Думгай, Парень из Doom или Палач Рока — безмолвный неназванный космодесантник, который пробуждается лежащим в каменном саркофаге на базе ОАК на Марсе, который буквально попал в Ад. Разбив голову зомби голыми руками и забрав свои силовую броню из другого ближайшего гроба, морской пехотинец продолжает пробивать себе дорогу сквозь армию демонов, чтобы положить конец безумию. Хотя его прошлое изначально окутано тайной, ясно одно: он пробивался сквозь легионы Рока, казалось бы, несколько эонов, до такой степени, что весь Ад теперь называет его «Палачом Рока». Поскольку демоны были совершенно неспособны убить его, они вместо этого запечатали его в саркофаге, прежде чем ОАК обнаружил его во время экспедиции в Ад.
          • Как выясняется в следующей игре этот скорее всего тот же десантник, за которого играли в первой части.

          Тропы и подобное

          Геймплей

          • Можно не изощряться — демоны из ада спокойно убиваются с помощью самой обычной двухстволки, заряженной картечью.
          • Стартовый ускоритель — вторая часть позволяет уже на первом уровне добыть бензопилу и ракетницу. Да и в целом, многие секреты на первых уровнях относятся к этому.
          • Безнадёжный бой — в конце первого эпизода Doom ГГ телепортируется в гущу монстров, с закономерным результатом.
          • Перманентная смерть — появилась в четвёртой части на высшем уровне сложности. В случае гибели придётся начинать всю игру сначала, а на месте смерти останется пометка.
          • Закон подозрительной щедрости в видеоиграх — чуть ли не первопример. Перед схваткой с боссами обязательно должны лежать тонны патронов с аптечками.
          • Исцелися сам — как и любой другой классический шутер.
          • Мультикилл — двустволка, ракетница и особенно BFG9000 позволяют одним выстрелом опустошать полные монстров комнаты.
            • Оверкилл — при попадании из ракетницы и BFG9000 в импов и зомби те не просто падают замертво, а превращаются в фарш (как впрочем и от попадания ракеты (хотя и не всегда), а самых обычных зомби можно превратить в фарш даже выстрелом из плазмапушки).
            • Альтернативные режимы стрельбы гаусс-пушки и баллисты позволяют выпилить целую толпу демонов, оказавшихся на пути плазменного луча (гаусс-пушка)/волны аргент-энергии (баллиста).
            • В перезапуске (Doom 2016 и Doom Eternal) за исключением пистолета, дробовика и штурмовой винтовки весь арсенал Палача Рока состоит из офигенно больших пушек.
            • В Doom 2016 такое может случиться на больших многоуровневых аренах, когда в живых останется какой-нибудь имп или зомби. Иди ищи его по нескольким этажам.
            • Указанное в КПК в третьей части имя ГГ зависело от того, как оно прописано в сетевой игре. Иными словами, если хотите видеть в КПК не «Игрок», а что-то вроде «Джон Джексон» — лезьте в настройки и прописывайте себе имя.
            • Особенным шилом в заду становится Элементаль Боли из второй части, который эти Души штампует быстрее, чем Activision новые части CoD(имеют лимит на кол-во потерянных душ на штуку, впрочем во многих современных портах он убран).
            • Арчвайлы, впрочем, куда хуже. Их способность воскрешать убитых демонов — это просто «приятный» бонус, гораздо хуже их атака, от которой невозможно увернуться, кроме как спрятавшись за препятствием, плюс обладают самым низким среди всех монстров pain chance, из-за чего попадание из оружия игрока в большинстве случаев не прерывает их атаку.
              • Можно эксплойтить их отсутствие targeting treshold — если, пока Арчи заряжает атаку по игроку, в него попадает другой монстр, то атака Арчи полетит не в игрока, а в моба, но только если игрок не переагрит внимание обратно на себя, нанеся арчвайлу урон. Выполняется без особых трудностей, поскольку в момент подготовки перед атакой арчвайл стоит на месте и не способен двигаться.
              • Киберманкубусов в игре 2016 года и Eternal дополнительно ещё и обвешали бронёй, а их снаряды ещё и оставляют лужи едкой жидкости, наносящей урон.
              • Мародёр и Охотник Рока в Doom Eternal.
              • Также Адский Страж в Doom 3. Сначала расстреливаем Искатели-фонарики, потом бьём из самого крупного калибра в портал над спиной, откуда появляются новые.
              • Просто двойной босс во второй части — на 20 м уровне нас встречают сразу Кибердемон и Мегамозг.
              • Пара Стражей ада в Doom 2016 в конце уровня «Некрополис».
              • В Doom Eternal в конце четвёртого уровня предстоит бой с двумя Охотниками Рока одновременно.
              • Уровень «Кровавое Супергнездо» из Doom Eternal.
              • Doom 2016: Святилище Кадингир. Множество сильных врагов: рыцари ада, манкубы, какодемоны. Также здесь мы впервые сталкиваемся лицом к лицу с баронами ада (в последней битве их будет сразу два). Облегчает то, что на этом уровне в самом начале можно найти гаусс-пушку и затем поставить на неё осадный режим в середине уровня.
              • Doom Eternal
                • Начнём с Базы Культистов. На вас будут наседать толпы врагов, здесь впервые вы столкнётесь с манкубами и плетями, большинство арен — небольшие, что затрудняет манёвры. Что хуже, это происходит ещё в самом начале игры: База Культистов — третий уровень.
                • Тарас Набад. Мародёры и архизлодеи готовы задать вам трёпку.
                • Неискупимый Грех. Икона греха — серьёзный противник, но до схватки с ней Палачу Рока придётся прорваться через толпы врагов.
                • Super Gore Nest Master Level. Самый сложный уровень оригинальной игры, представляющий из себя перебалансированное "Кровавое Супергнездо", где все сражения были значительно усложнены. Даже ниже указанные "Кровавые болота" и "Пристанище" не сравнятся с эти уровнем по жестокости боёв. Ибо здесь вас ожидают:
                  • бой с двумя Тиранами и одним Охотником Рока в крайне маленькой комнате,
                  • схватка с двумя Мародёрами в залитом токсичной жижей зале,
                  • бой с четыремя Тиранами, а сразу после их смерти — тремя Арчвайлами одновременно.
                  • А если вам этого показалось мало, то попробуйте пройти этот уровень в классическом режиме, где вы начинаете с одним дробовиком, а остальные виды оружия и модификации к ним (!) раскиданы по всей карте.
                  • Комплекс ОАК «Атлантика». По количеству врагов не уступает последнему уровню оригинальной игры. Также два мародёра на последней арене заставят вас попотеть.
                  • Кровавые болота. Сложные для манёвра арены, одержимые духами демоны, огромное количество сильных врагов — пожалуй, сложнейший уровень во всём DLC.
                  • Пристанище. Крайне напряжённые и затяжные схватки, в которых от игрока требуется филигранная аккуратность. Как вам столкновение с Охотником Рока и двумя Тиранами, один из которых ещё и одержим?
                  • Оригинальный движок прыжок поддерживает, но Ромеро не понравилось, как прыжок смотрелся, и он его выключил.
                  • В четвёртой дела лучше — как минимум, высота прыжков стала выше.
                  • В четвёртой ГГ наконец-то научился подтягиваться.
                  • Впрочем, со второй части можно прыгать и вверх, используя арчвайлов.
                    • Некоторые картоделы любят ставить секреты, куда можно попасть только с помощью арчвайлов Back to Saturn X E1, MAP24: Tough skin river(опциональная зона с BFG, в зоне с красным ключом)
                    • Здесь малюсенький фитилёк: перед телепортацией Палач делает резервную копию ВЕГИ на внешний носитель и забирает его с собой.
                    • Зато для снайперской стрельбы здесь часто используется другое оружие, малополезное для этой цели в реале — одноствольный шотган.
                    • Между прочим, очень действенный метод прохождения уровней, помогает сэкономить патроны. Вышеупомянутый 20й уровень именно так проходить и стоит.
                    • Поведение Lost Souls: эти горящие черепа тупо летят по прямой, пока на что-либо не наткнутся. Опять же не баг, а фича.
                    • Во второй — сразу два секретных уровня из Wolfenstein 3D, причём второй утапливает педаль в пол: пасхалка и в названии, и в текстовой вставке + повешенные Commander Keen’ы. Ну и нельзя не вспомнить насаженную на кол голову Джона Ромеро, которая говорит «To win the game, you must kill me, John Romero» задом наперёд.
                    • В третьей — миниигра Super Turbo Turkey Puncher 3. На журналах можно найти старое лицо нашего солдата и изображение Hunter из другой игры id Software. Засветился там и IDSPISPOPD noclip из первой части .
                    • Четвёртая часть по количеству отсылок к предыдущим частям переплюнула все предыдущие вместе взятые. Здесь можно найти и фрагменты карт из первых двух частей, и игрушечные фигурки морпеха (одну ГГ даже поприветствует), и «Супер Шарики» со старыми монстрами, и Super Turbo Turkey Puncher 3, и Душекуб (который просто пылится на полке), и эмблему Vault-Tec на тяжёлых дверях базы и даже Икону Греха! Также там можно найти стражника с простреленным коленом (чтобы не забывали, что издатель у нас Bethesda). Отдельных пасхалок напихал композитор — помимо чётко слышимой музыки из первых частей, он ухитрился в одну из мелодий «запихнуть» пентаграммы и 666.
                    • Doom 2016 — Кибердемон. У него огромный запас здоровья, его атаки наносит солидный урон, и он при своих габаритах очень проворен. А, и ещё бой с ним проходит в две фазы. Удачи.
                    • Doom Eternal — Гладиатор. Как и с Кибердемоном, бой с ним проходит в две фазы. И если первая фаза не вызывает особой сложности — стреляйте ему в голову, когда его щит блеснёт зелёным цветом, то на второй фазе Гладиатор становится крайне агрессивным и значительно расширяет набор доступных атак. Что ещё хуже, от его выпадов булавой сложно увернуться, и крови он вам попьёт немало.
                    • The Ancient Gods — Part One — сражение с Самуром вызывает тонны ненависти. Бой с крылатым манипулятором состоит из пяти фаз, и если на первой и четвёртой надо просто набить ему морду, то на второй и пятой он призывает демонов, одержимых духами. И пока духи не будут изгнаны — фаза боя не завершится. В особенности сложна пятая фаза, где нужно сразиться с одержимыми Элементалём Боли и Рыцарем Ужаса, которым оказывает огневую поддержку Кровавый Творец.
                    • The Ancient Gods — Part Two — Тёмный Владыка Давот. Мало того, что бой с ним состоит из пяти фаз, так ещё если он ударит игрока своим Горнилом, то тут же исцелится. И ещё у него щит как у Мародёра. И он умеет призвать на помощь стаю демонов начиная с третьей фазы. Наслаждайтесь.

                    Сюжетные

                    • Армия из одного человека/Охотник на демонов — собственно, об этом вся серия. В четвертой части второй троп еще и подсвечен.
                    • Полное чудовище:
                      • Малькольм Бетругер из третей части. Сам открыл портал в Ад, выпустив оттуда демонов. Из-за чего почти все люди, находящиеся на Марсе, погибли, а большинство погибших воскресли в виде зомби. После чего Бетругер отправит на Землю сигнал бедствия (если этого не сделал главный герой), чтобы руками демонов уничтожить подкрепление с Земли, а их корабли использовать для того, чтобы демоны проникли на Землю и начали её завоевывать. Однако возникает вопрос: зачем и почему Бетругер отправился в Ад и вообще заварил всю кашу?
                        • Что-то пошло не так — если детально разбираться в сюжете, то можно узнать, что до катастрофы Бетругер был главой разработок телепортатора. Выяснилось, что телепортация на Марсе имеет. кхм, побочные эффекты. В частности, участники экспериментов (которых в процессе перемещения разбирало по молекулам и собирало в месте назначения) видели чьи-то глаза. Психологические проблемы у персонала начались уже в этот момент: есть подозрения, что при «сборке» человека в него попадали части демона. Однако Малькольм не особо поверил этим «сказкам», и направил экспедиции в обнаруженный Ад. Зря, очень зря.
                        • Точка отсчёта — из-за портала приносили потрясающие события и свидетельства. ценой пропавших или сходивших с ума сотрудников. Бетругер был чрезмерно сильно заинтригован этими данными, и именно это повлияло на его характер: он начал запрашивать все больше добровольцев с критерием "устойчивая психика". Да, ученые и солдаты приносили сведения, но и их разум не выдерживал — даже закаленные морпехи, свидетельствующие о результатах похода, начали подозревать, что не нужно было лезть в иное измерение.
                        • Сам себе подопытный — когда все стало совсем плохо (добровольцы иссякли, руководство Марса потребовало закрыть проект, а начальство из UAC начало расследование), Бетругер плюнул на все это и шагнул в телепорт, ведущий в Ад, дабы лично удостовериться в правдивости данных. Вероятно, в этот момент в Бетругера вселило часть демона, а кто-то за кадром предложил ему простую сделку: адскую должность в обмен на Душекуб и резню в марсианском комплексе. Малькольм (а он-то уже наверняка видел, что произошло с уцелевшими) согласился, после чего отправился обратно в научный комплекс.
                        • Вернулся не таким — и по свидетельствам бывшего коллеги Бетругера, после путешествия в Ад и нахождения Душекуба Малькольм основательно попортился и начал вести себя иначе, чем раньше. И все это только предыстория, поскольку дальше события развиваются весьма стремительно. А учитывая, как демоны способны изменить психику и физиологию человека — верится легко.
                        • И наконец, Нагадили посреди берлоги — Бетругер, фактический выполняющий роль слуги Ада, основательно облажался: подчиненные ему войска демонов не смогли одолеть всего одного бойца десанта, который разрушил портал и развалил все планы по покорению человечества. Какое его ждет наказание за столь колоссальный промах? Его, запертого в Аду, превращают в драконоподобного демона Маледикта — отнюдь не в безмозглого зомби и даже не в импа. Через два года он опять устроил бучу на Марсе.
                          • Обоснуй: морпех навалял адским гвардейцам, не подчиняющимся Бетругеру, и по этой причине кто-то рангом повыше не стал наказывать Малкольма слишком строго.
                          • Цимес вот в чем: в ходе игры мы выясняем, что Оливия неизлечимо и смертельно больна и именно поэтому была готова впустить демонов в нашу вселенную — те позарез хотели вернуть саркофаг до того, как то, что он содержит, снова начнет свой крестовый поход. Ну и захватить Землю — в качестве бонуса. Обещание демоны исполнили, хоть и своеобразно — в виде демона ей может грозить разве что смерть от руки Палача Рока.
                          • Кающийся грешник — в третьей части один из людей Бетругера, научный сотрудник Йен Маккормик.
                          • Параноик был прав — в третьей части ведущий археолог Пирс Роджерс. Именно от него пошла инициатива вызвать на станцию инспектора UAC.
                          • Антизлодей — поначалу генеральный инспектор UAC Эллиот Свонн. Уже по прибытии вовсю распекает Бетругера и вообще не против прикрыть пока еще нормально функционирующий комплекс, а затем уничтожает все работающие средства коммуникации и пытается не допустить морпеха в башню связи. Потому что он (ну и его телохранитель Джек Кэмпбелл, вооруженный BFG) выяснил, что настоящий портал в Ад находится на территории раскопок - и демоны лезут оттуда сотнями, если не тысячами, и запросто перебьют подкрепление любого размера. И стремление закрыть портал и отгородиться от Земли достойно хотя бы уважения.
                          • Герой-прагматик — протагонист дополнения к третьей части. У него явно имеется желание использовать силу демонического артефакта, о чем свидетельствует язвительная ухмылка на лице. Сам морпех из третьей части тоже подходит, если НЕ вызовет флот.
                          • Кому сохранить верность — в третьей части. Вызвать подкрепления с Земли или нет? Сержант Келли считает, что комплекс можно отбить, а инспектор Свонн утверждает, что именно этого и хочет Бетругер, и что такой шаг обречет все человечество на гибель. Прав оказывается последний: Бетругер все равно вызовет флот — в этом и заключается план предателя. А несчастный сержант попадет в плен к демонам и будет превращен к жуткого монстра, с которым позднее встретится главный герой. Из этого вытекает следующий троп…
                          • Буревестник фанатского сообщества — сержант Томас Келли: работающий на Бетругера предатель или честный офицер, пытающийся отбить комплекс у врага?
                            • В пользу первого варианта говорит тот факт, что сержант приказывает вызвать помощь с Земли и отбить Марс у вторгшегося противника, а при невыполнении приказа требует от морпеха все-таки отправить сообщение, пугая его трибуналом. Неужели сержант не осознает, что прибывшие солдаты могут стать добычей демонов, а домой отправятся уже готовые слуги Бетругера? Да и последнее его сообщение похоже на заманивание протагониста в ловушку — предположительно одурманенный Келли ведет себя странно и ни разу не упоминает о невыполненном приказе.
                            • В пользу второго варианта — провальная попытка организовать оборону в первые часы вторжения (но не по его вине, ибо на тот момент в живых остались лишь единицы вроде морпеха и команды «Браво») и опять же последнее его сообщение в комплексе «Дельта»: в нем Келли удивлен, что протагонист все еще жив, и говорит, что «человеку свойственно ошибаться», что он уходит в ремонтные помещения и будет держаться там. В этот момент у Томаса бледное лицо и остекленевшие глаза: вероятно, он уже потерял всякую надежду на победу. А может быть, и одержим. но правды мы уже не узнаем .
                            • Горнило в Doom 2016. И уже Горнило Палача в Eternal. Первое используется только по сюжету, второе — весьма убойный меч, и инструмент упокоения Иконы Греха.
                            • Малькольм Бертругер в Doom 3 и Оливия Пирс в Doom 2016 перешли его, пойдя на сделку с силами Ада в обмен на личное могущество, тем самым обрекая большинство персонала исследовательских станций на Марсе на гибель.
                            • Созидательница Кан перешла его, сговорившись с Сатаной перерабатывать души смертных существ в аргент-энергию.
                            • Сцена в лифте на самом деле ещё интереснее: Хайден из коммуникатора предлагает сотрудничать во благо человечества, ГГ переводит взгляд на лежащий здесь же труп сотрудника базы (и видимо, принимает слова директора за лицемерноевранье), а затем разбивает коммуникатор — мол, не сработаемся.
                            • Трейлер к Doom: Eternal в характерности ничуть не уступает. Базу осаждают легионы демонов, динамики раскалываются паническими воплями, персонал носится по залу, как перепуганные цыплята. И посреди этого бардака шествует ОН. Именно шествует. Палачу не пристало торопиться на казнь — без него всё равно не начнут. На шугающихся гражданских — ноль внимания. Заметив у одного из них на шее ключ-карту от запертой двери, подтаскивает ее к ридеру, не удосужившись снять с владельца — авось не задохнется. Потом вынимает из рук у слабо протестующего охранника плазмаган и идет работать под голос системы оповещения: «Внимание! Палач вошел в лабораторию!»
                            • Сюда же столкновение Палача и Мародёра. Последний, превратившись из защитника Аргент Д’Нур в демонического рыцаря, обвиняет протагониста в том, что тот получил свою силу незаслуженно. Выслушавший эту тираду Палач отказывается покинуть комплекс через вовремя созданный портал — напротив, он с суровым выражением лица вступает в бой с Мародером, чтобы разнести его на куски.
                            • По прибытии в одну из лабораторий Дельта голос Бетругера скажет, что нам сюда и откроет двери в шахту лифта, можно прыгнуть, голос посмеется.
                            • Это еще что, в четвертой педаль пробивает Марс и Ад насквозь: компьютерная система UAC говорит о гибели более чем 61 тысячи сотрудников! В продолжении веселье продолжается с новой силой: демоны на Земле изрядно повеселились.
                            • Однако в оригинальной игре в живых из марсианского персонала остается всего лишь один морской пехотинец, да и то он основательно помят после произошедшего.
                            • А отбивший второе вторжение военный инженер получает тяжелые раны от рук Маледикта-Бетругера, но все же умудряется напоследок прикончить его. Что стало с морпехом, непонятно, но похоже, что он все-таки погиб: белый свет и особенно(!) последняя фраза Макнейл в сюжете могут свидетельствовать о его смерти от кровопотери. Почему? Смотрите ниже.
                            • Четвертая часть тоже подходит. Портал в Ад запечатан Солдатом Рока, но Сэмюэл Хайден решает скрыть всю возможную информацию и продолжить эксперименты. А главного героя он выбрасывает куда-то через портал, таким образом избавляясь от единственного свидетеля.
                            • Просто ПалачРока. Ибо это тот самый Думгай из первых двух частей, которого из Ада занесло в мир Аргент д’Нур, находящийся в альтернативной вселенной, отстоящей от его родной на сколько-то веков (ибо Ад находится вне обычного пространства). И там он какое-то время был по сути никем, но показав свою силу, был принят в ряды Ночных Стражей — лучших воинов Аргент д’Нур. А после того, как Ночные Стражи, по милости некоторых граждан, очутились в пекле, где и полегли, наш маньяк не унялся и закошмарил демонятину так лихо, что память о нём осталась аж в архивах Ада. Против Палача выставили самого крутого воина из числа демонов — не помогло, он убил и его. Не будучи в силах одолеть Палача, демоны смогли лишь снять с него броню и заточить в саркофаг. Саркофаг спрятали, защитили заклинаниями и написали на нём, что внутри покоится Древнее Зло, которое, будучи освобождённым, принесёт гибель всему живому. И всё равно это их не спасло.
                              • Он же в своей вселенной. Изначально он был простым морпехом, который напал на вышестоящего офицера за приказ стрелять по гражданским, после чего был отослан за это на Марс. К попаданию в Аргент д’Нур он отразил несколько вторжений Ада в одиночку, по пути каждый раз убивая кучу демонов.
                              • Также ВЕГА. Про него смотрите ниже.
                              • В третьей части и дополнении — сержант Келли и доктор Макнейл соответственно.
                              • С фитильком. Скорее всего Хайден не питал иллюзий, что демоны убьют-таки Палача Рока. Он его просто отправил подальше, чтобы Палач не смог помешать его планам сразу на месте.
                              • В личном КПК протагониста прописано имя игрока в сетевой игре. А те редкие катсцены, показывающие морпеха, не дают точного представления о его психологическом состоянии. Следовательно, кому-то такое кровожадноеразвлечение даже понравится.
                              • Если у морпеха хватило мужества справиться с ордой демонов и прекратить вторжение, то хватит и чтобы жить дальше.
                              • Разве?? Побоялся сразу сразиться с Палачом в святилище, убежал в свой родной мир, отгородился там ордою демонов, облачился в огромный силовой доспех (когда Палач бился в обычной броне), сам бой гнуснейший (постоянно отлечивался за счет игрока и вызывал демонов), а после боя разнылся. Это не темный владыка, а дурная копия с палача рока
                                • Если автору правки не изменяет память, в святилище нельзя проливать кровь, это подсвечивается прямо. Так что Владыка Ада спокойно отправляется к себе во владения. Плохо, что он выставил свою армию? Он Владыка Ада, а не какой-нибудь простой воин. Плохо, что Давот сражался в своей огромной броне? Так броня Палача Рока хоть и уступает в размерах, но её сильно прокачали ещё когда Хайден не был Хайденом. Плохо, что Давос постоянно вылечивается за счёт игрока? Попахивает двойными стандартами, ибо единственное. благодаря чему Палач Рока вырезает толпы демонов - отхил за счёт их здоровья. Данный бой позволяет игроку прочувствовать, каково демонам сражаться с ним.

                                Прочие

                                • DOOM 2D — фанатский платформер с графикой DOOM
                                • Roguelike DOOM
                                • Doom Wars — фанатская RTS на движке Stratagus
                                • DOOM RPG — пошаговая мобильная RPG, спинофф основной серии

                                Примечания

                                1. ↑ Чит-код неуязвимости в игре.
                                2. ↑ Чит-код на все оружие и боеприпасы.
                                3. ↑ Если вы забыли, на уровне сложности Nightmare чит-коды не работают
                                4. ↑ В Библии короля Якова, следующей нумерации Вульгаты и масоретского текста. Синодальный перевод следует нумерации Септуагинты, там это псалом 138.
                                5. ↑ С Деагом Нилоксом довольно неоднозначный случай, ведь он умер слишком быстро, из-за чего не смог выделиться на фоне чудовищности.
                                "

Скачать книгу «DOOM — Posmotreli» fb2

Коментарии