Афера Томаса Крауна: самый подробный гид по картинам из фильма | Артхив

Афера Томаса Крауна: самый подробный гид по картинам из фильма | Артхив

Афера Томаса Крауна": самый подробный гид по картинам из фильма

« Элегантное преступление , совершённое элегантным человеком», — говорит Кэтрин Бэннинг о проделке Томаса Крауна. Фильм « Афера Томаса Крауна» ( 1999) тоже вышел элегантным. И не только потому , что главный герой живет на Манхэттене и носит сшитые на заказ пиджаки. Лоска фильму добавляют картины. Очень много картин — только успевай замечать. Начнём с полотен , вокруг которых закручен сюжет , и доберёмся до тех , что появляются на экране лишь на мгновения.

Откуда картины и стоит ли ждать от фильма достоверности?

По сюжету Томас Краун крадёт картину Моне из нью-йоркского Метрополитен-музея. Но музей не пустил киношников в свои залы — поэтому пришлось обходиться павильонами и реальными интерьерами Нью-йоркской публичной библиотеки. Администрацию музея можно понять. Во-первых , от съёмочной группы слишком много суеты ( а суета , как показано в фильме, — как раз отличная почва для успешных похищений). Во-вторых , кому же захочется засветиться в кино в образе музея , в котором бандиты и аферисты чувствуют себя как дома?

Развешивать в фальшивом музее копии картин из Метрополитен тоже не стали: дальше вы увидите , что в фильме в качестве экспонатов воображаемого музея появляются картины , подлинники которых хранятся не просто в разных художественных заведениях , но даже в разных странах , на разных континентах.

В кадре появляются десятки картин. Но искать скрытые смыслы в том , какие именно полотна нам показывают , не стоит. Режиссёр этого фильма Джон МакТирнан не тот человек , который станет морочить голову себе и зрителям мудрёными аллюзиями. Его конёк — бойкое развлекательное кино. МакТирнан — режиссёр « Хищника» с Арнольдом Шварценеггером и двух серий « Крепкого орешка» ( 1-й и 3-й) с Брюсом Уиллисом. Он не умничает , он делает увлекательно и красиво.

Пирс Броснан в роли Томаса Крауна.

Пирс Броснан в роли Томаса Крауна.

Копии знаменитых полотен для съёмок « Аферы Томаса Крауна» были созданы в мастерской « Картины Трубецкого» ( Troubetzkoy Paintings Ltd.). Эту нью-йоркско-парижскую фирму в 1970-х открыл Арно Трубецкой — сын князя Игоря Трубецкого ( русского эмигранта , известного автогонщика) и племянник французского актёра Юкки Трубецкого. На фирму работали профессиональные художники , у которых были ловкие руки , но не было фантазии , чтобы писать собственные произведения. Реплики шедевров , созданные фирмой , поставлялись для интерьеров дорогих отелей и в киноиндустрию.

Написанные в фирме Трубецкого копии и оригинальные работы также можно увидеть в таких фильмах , как « Голубоглазый Микки» ( 1999 , герой Хью Гранта играет там управляющего аукционным домом), «Американский президент» ( 1995 , картины украшают интерьеры Белого дома), «Эпоха невинности» ( 1993 , события разворачивают в богато декорированных картинами гостиных конца 19-го века).

5 картин, которым в "Афере Томаса Крауна" достались большие роли

1. Картина , которую Томас Краун похищает

Это «Сан-Джорджо Маджоре в сумерках» Клода Моне . Оригинал на самом деле — в Национальном музее в Кардиффе ( Уэльс , Великобритания). Похожая картина есть в Токио.

Размер оригинальной картины Моне — 65.2×92.4 см. А стандартный размер мужского кейса — такой же, как

Размер оригинальной картины Моне — 65.2×92.4 см. А стандартный размер мужского кейса — такой же , как у бумаги формата А3: 29,7×42 см. В сложенном виде оригинальная картина не влезла бы в кейс — впрочем , разница совсем небольшая , а Томас Краун для своей аферы наверняка изготовил специальный кейс — по собственным меркам.

Чтобы доходчиво объяснить зрителю , на какую важную работу покусился от скуки Томас Краун , нам показывают сцену со школьниками перед этим полотном. Экскурсовод рассказывает , что эта картина считается первой работой импрессионистов , что с неё начался импрессионизм

Об импрессионизме вы наверняка знаете очень много: и фамилии художников-корифеев назовете, и в музее запросто отыщете зал, где мерцает водная гладь и один и тот же мотив написан в разное время суток, и про скандал на первой выставке наверняка вспомните, и даже Моне от Мане отличите. А значит, пора переходить на следующий уровень: все, что вы еще хотели узнать об импрессионизме. Читать дальше

. Дети зевают. И тогда учительница сообщает им главное: «Эта картина стоит 100 миллионов баксов!».

Когда дети зевают , знатоки импрессионизма и постоянные читатели « Артхива» закатывают глаза: импрессионизм

Об импрессионизме вы наверняка знаете очень много: и фамилии художников-корифеев назовете, и в музее запросто отыщете зал, где мерцает водная гладь и один и тот же мотив написан в разное время суток, и про скандал на первой выставке наверняка вспомните, и даже Моне от Мане отличите. А значит, пора переходить на следующий уровень: все, что вы еще хотели узнать об импрессионизме. Читать дальше

начался с другой картины Моне — она называется « Впечатление. Восход солнца» и написана за 36 лет до «Сумерек»!

Клод Моне. Впечатление. Восход солнца. 1872. Музей Мармоттан-Моне, Париж Клод Моне. Сан-Джорджо Маджоре в сумерках, Венеция. 1908 Читайте также: С картинками. Разгромная статья Луи Леруа о Первой выставке импрессионистов

Кристофер Мур , совладелец Troubetzkoy Paintings Ltd., после выхода фильма рассказывал , что его создатели осознанно проигнорировали факты и на роль первой импрессионистской картины взяли « Сан-Джорджо Маджоре в сумерках» — просто потому , что эта вещь в кадре смотрится эффектнее , чем « Восход солнца».

Кристофер Мур тогда , в 1999-м , обратил внимание ещё на одну ошибку , которую мы , смотрящие фильм в 2018-м году , могли бы и пропустить: «Никакая картина не стоит 100 миллионов долларов! Но для фильма это цифра , которую любой человек поймёт как очень высокую цену. Сказать 50 миллионов было бы недостаточно».

Сегодня самая дорогая картина — «Спаситель мира» Леонардо да Винчи , проданный за 450 млн долларов. Но в 1999-м , когда вышла « Афера Томаса Крауна», действительно , не существовало картины , проданной хотя бы за 100 млн. Титул самой дорогой картины в ту пору принадлежал « Портрету доктора Гаше» кисти Ван Гога — в 1990-м он ушёл за 82,5 млн долларов. Рекорд был побит только в 2004-м — и в мире появилась первая картина стоимостью 100 млн долларов , даже больше: «Мальчик с трубкой» Пабло Пикассо был продан за 104,1 млн долларов.

Винсент Ван Гог. Портрет

Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait , от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность, особа». Читать дальше

доктора Гаше. 1890 Пабло Пикассо. Мальчик с трубкой. 1905

А картины Моне , которая стоила бы 100 миллионов долларов , не существует и по сей день. Последний рекорд стоимости для работ Моне был установлен в мае 2018 года — «Кувшинки в цвету» были проданы за $84,69 млн. Читайте материл « Артхива» о 10-ти самых дорогих картинах Моне.

И ещё одно недоразумение с Клодом Моне.

Страховой детектив Кэтрин Бэннинг ( актриса Рене Руссо) решает проверить , кто в последние пять лет покупал картины Моне на крупнейших аукционах. Пара ударов по клавиатуре компьютера — и она уже распечатывает список с именами покупателей. Во-первых , покупатели произведений искусства чаще всего хранят анонимность. Ладно , допустим , у страхового сыщика имеется доступ к секретным базам. В конце концов , это фильм о том , как легко вести дела женщине , которая ходит на работу в чулках и платье с разрезом примерно до талии. Но что же она там находит?

Кадр из фильма с обрезанным названием картины Моне.

Кадр из фильма с обрезанным названием картины Моне.

В русском дубляже закадровый голос читает , что написано на бумажке: «Клод Моне. Красные акации». Но полное название картины в фильме нам не показывают! А по обрывку фразы можно предположить , что там написано « The Red Kerchief» ( Красный платок) — такая картина у Моне есть, хранится в Кливлендском музее искусств. И вообще , любимые деревья Клода Моне — не акации , а тополя , вот они-то у него имеются разных оттенков.

2. Картина , за которой Томас Краун прячет украденного Моне

Это «Сад художника в Эраньи» Камиля Писсарро . Оригинал — в Вашингтоне , в Национальной галерее искусства.

Узнав о краже Моне из музея , Томас Краун совершает благородный поступок: он даёт для экспозиции полотно из собственного собрания. Говорит , выбрал ту картину , которая подошла по размеру , чтобы занять место похищенной. Действительно , оригинальные работы Моне и Писсарро почти одиного размера.

Камиль Писсарро. Сад художника в Эраньи

1898, 73.3×92.1 см

3. Картина , которую Томас крадёт для Кэтрин

Автора картины , которую хотела бы заполучить Кэтрин , нам не называют. Но мы-то знаем , что это работа Мане ( подлинник принадлежит частному коллекционеру , но по договору выставляется в Институте искусств Курто в Лондоне). Получается , он любит Моне , а она Мане: драматично! Зато эта парочка блестяще справилась бы с нашим тестом на умение различать работы этих художников.

Кадр из фильма с картиной, которую Томас Краун обещает подарить Кэтрин Бэннинг. Хотя бы в виде открытки.

Эдуар Мане. Берег Сены близ Аржантёя. 1874

4. Картина , с помощью которой Томас Краун усыпляет бдительность музейного администратора Бобби

Когда в самом начале фильма Томас Краун приходит в зал импрессионистов , чтобы позавтракать там круассаном и «забыть» свой кейс под скамейкой , он не сводит глаз с картины , которую в беседе называет « Снопы». Краун умоляет Бобби не отпускать картину в турне. А Бобби удивляется: почему Краун равнодушен к полотну Моне , которое висит здесь же? «Снопы» — это «Полуденный отдых» Ван Гога ( оригинал — в Париже , в Музее д’Орсэ).

Едва ли сценаристы фильма имели это ввиду , но , учитывая сюжет фильма , вышло забавно: Томас Краун любуется копией. Дело в том , что эта картина Ван Гога — тоже копия , хоть и не буквальная. Одним из любимейших художников Винсента был Жан-Франсуа Милле. Голландец скопировал множество его работ , но наполнил их собственными оттенками и эмоциями. У Милле отдых выглядел гораздо мрачнее.

Кадры с Томасом Крауном у "Снопов". Винсент Ван Гог. Полуденный отдых. 1890

В настоящем Метрополитен-музее полотен Ван Гога ещё больше , чем нам показали в фильме. И местные поклонники творчества голландского художника наверняка тоже не хотят , чтобы любимые шедевры уезжали на гастроли. И всё же они уезжают — видеть Ван Гога желают на выставках по всему миру. Но в 2018 году все 16 полотен Ван Гога из Метрополитен собрались дома — уникальное событие.

5. Картина , которая вдохновляет Крауна на финальное приключение в музее

Эту картину мы видим в музее ( судя по расположению , подразумевается репродукция). И в квартире Томаса Крауна ( он говорит , дома — копия). У «Сына человеческого» Рене Магритта ( подлинник — в частной коллекции) Краун заимствует костюм для себя и своих двойников , чтобы отправиться в самую эффектную прогулку по музею.

И эта картина , похоже , выбрана не только из-за галстука и котелка. Её содержание рифмуется с содержанием фильма.

У Магритта есть ряд картин , на которых лица людей скрыты ( 1, 2, 3). Художник много размышлял о взаимопроникновении явного и скрытого , тайного в личности , характере , жизни человека. Он говорил о своих картинах с людьми без лица , но с причудливыми масками так: «Видимое всегда прячет за собой еще одно видимое. Мои картины просто выявляют такое положение вещей непосредственным и неожиданным образом. Между тем , что мир предлагает нам как видимое , и тем , что это данное видимое под собой прячет , разыгрывается некое действие».

Именно игру очевидно видимого и скрытого видимого устраивает для всех — и прежде всего для самого себя — Томас Краун. Именно в эту игру он играет с полицией и Кэтрин Бэннинг. А если нужно описать этот фильм в нескольких словах — придётся процитировать название ещё одной знаменитой картины Магритта: «Это фильм об ограблении музея. Это не ограбление».

Рене Магритт. Сын человеческий

1964, 116×89 см

Картины из квартиры Томаса Крауна

Их так много , и многие из них такие знаменитые , что невольно возникает вопрос: что всё-таки хотели сказать авторы? Что Томас Краун очень богат? Или что подделки он развешивает не только в музее , но и у себя дома? Впрочем , рассматривать его жилище и узнавать шедевры в любом случае интересно.

В нижнем левом углу — картина, с помощью которой Томас Краун разыграл своих преследователей: он спря

В нижнем левом углу — картина , с помощью которой Томас Краун разыграл своих преследователей: он спрятал её под копией украденной картины и оставил для Кэтрин Бэннинг в тайнике.

"

Скачать книгу «Афера Томаса Крауна: самый подробный гид по картинам из фильма | Артхив» fb2

Коментарии