Цвет в фильме «Шепоты и крики»

Цвет в фильме «Шепоты и крики»

«Шепоты и крики»

Кумачовые шторы, красные обои, золотые канделябры с высокими свечами и звуки виолончели — кажется, что тяжелый оперный занавес опустился, а действие в клаустрофобном театральном пространстве продолжается. Идею «Шепотов и криков» Ингмару Бергману, по его воспоминаниям, подсказала одна мизансцена: «Красная комната и женщины в белых одеждах. Они двигались, перешептывались, вели себя в крайней степени таинственно. Раз за разом я отбрасывал это видение, но оно не уходило, и я нехотя его растолковал: три женщины ждут смерти четвертой. Они дежурят по очереди».

умачовые шторы, красные обои, золотые канделябры с высокими свечами и звуки виолончели — кажется, что тяжелый оперный занавес опустился, а действие в клаустрофобном театральном пространстве продолжается. Идею «Шепотов и криков» Ингмару Бергману, по его воспоминаниям, подсказала одна мизансцена: «Красная комната и женщины в белых одеждах. Они двигались, перешептывались, вели себя в крайней степени таинственно. Раз за разом я отбрасывал это видение, но оно не уходило, и я нехотя его растолковал: три женщины ждут смерти четвертой. Они дежурят по очереди».

Так родилась драма о трех сестрах (да, Бергман любил Чехова). У Агнес терминальная стадия рака, она в фильме отвечает за партию криков. Вокруг ее кровати перешептываются сестры Мария и Карин. Обеих снедают страх и одиночество, и они отталкиваются друг от друга, как магниты одного полюса. Единственный нейтрально заряженный персонаж — служанка Анна, которая уже 12 лет следит за порядком в доме, а теперь ухаживает за умирающей. В воздухе гостиной с красными обоями повисли незаданные вопросы, экзистенциальная лихорадка и тихая беспричинная ненависть друг к другу — эдакая концентрация «бергманскости». Помножьте это на северную аскетичность, поиски Бога и нарочитую театральность, и получите ясное представление обо всей фильмографии режиссера сразу.

НАЖИМАЙТЕ НА ТОЧКИ, ЧТОБЫ увидеть вещи, с помощью которых можно повторить образ НАЖИМАЙТЕ НА ВЕЩИ, ЧТОБЫ ПЕРЕЙТИ В МАГАЗИН

мусс для придания объема волосам k Mousse bouffante, KÉRASTASE, 1550 руб. Набор посуды Zara Home, 3600 руб. Платье Emilia Wickstead, £900 Ожерелье Lagos, 25 640 руб. Серьги Kenneth Jay Lane, £100

Платье Miu Miu, €1975 Платье Valentino, £3365 Платье Macgraw, £345 Блуза Loewe, £525 Подвеска Blue Nile, $500 Топ Maticevski, £433 Платье Emilia Wickstead, £900

За театральность в «Шепотах и криках» отвечала Марик Вос-Лунд, урожденная Мария-Анна Эриксон из Петрограда. В ленте она выступила и художником по костюмам (за что была номинирована на «Оскара», но получила его только спустя десять лет за фильм «Фанни и Александр»), и художником-постановщиком. На тот момент Вос-Лунд уже 30 лет работала в Королевском драматическом театре Стокгольма: она не стремилась к исторической достоверности, но считала, что костюмы — вторая кожа актеров. И эти взгляды Бергман разделял. Разглядывать фактуру в «Шепотах и криках» — отдельное удовольствие. Смятые ночные рубашки у больной Агнес, глухие воротнички Карин и опасные декольте Марии — деталей в фильме немного, но все они не случайны. Так же как и цвета — в кадре всегда либо красный и белый, либо черный и красный. При этом черный — лишь дань траурному ритуалу.

Бергман признавался, что всю жизнь мог бы снимать только черно-белое кино. Но для «Шепотов и криков» пришлось бы сделать исключение. В сценарии он пишет, что красный в фильме — цвет души. Ребенком он считал, что душа — это нечто дымчато-синее, похожее на тень дракона, напоминающую то ли птицу, то ли рыбу. «Но внутри дракон был сплошь красный». И кажется, что красная гостиная в доме их детства — единственное место, где еще возможна попытка диалога. Но нужен ли он кому-нибудь?

Valentino , ВЕСНА-ЛЕТО 2017 Dolce & Gabbana , ВЕСНА-ЛЕТО 2017 Simone Rocha , ВЕСНА-ЛЕТО 2017 RODARTE , ВЕСНА-ЛЕТО 2017

Нет. Даже Бергмана диалог не интересует. Как перемены цветов замещают сюжет, так музыка говорит больше слов. В «Шепотах и криках» звучат фрагменты мазурки Шопена и сарабанды Баха, и именно виолончельная сюита становится саундтреком к единственному моменту близости Марии и Карин. А название фильма Бергман позаимствовал из статьи Ингве Фликта о 21-м концерте Моцарта для фортепиано, где критику «мерещились шепоты и крики».

"

Скачать книгу «Цвет в фильме «Шепоты и крики»» fb2

Коментарии