Нереальные упыри: «Вампиры средней полосы» — оригинальный сериал или наглый плагиат? | КиноТВ

Нереальные упыри: «Вампиры средней полосы» — оригинальный сериал или наглый плагиат? | КиноТВ

Нереальные упыри: «Вампиры средней полосы» — оригинальный сериал или наглый плагиат?

В марте 2021 года стриминговый сервис START показал первый из восьми эпизодов сериала «Вампиры средней полосы». В нём рассказывается о жизни клана смоленских вампиров, мирно живущих среди людей уже долгие годы. Главных действующих героев-кровопийц в сериале пятеро: глава клана, который сами вампиры называют «семьёй», дед Слава (Юрий Стоянов), следовательница Аннушка (Екатерина Кузнецова), врач Жан, отвечающий за поставку крови (Артём Ткаченко), его бывшая возлюбленная Ольга (Ольга Медынич) и новообращённый вурдалак Женёк. Жизнь клана меняется, когда в Смоленске находят два обескровленных тела, — вампирам придётся доказать «хранителям», оберегающим порядок между людьми и вурдалаками, что это не их клыков дело.

«Вампиры средней полосы» — заметное явление в российском стриминге последних месяцев: нечто среднее между готическим триллером и семейным драмеди, сериал понравился зрителям и занял 46-е место в топе-250 сериаловна «КиноПоиске» (на момент публикации сериал держится на 53-й строчке). Критики же отметили его атмосферу, ненавязчивый юмор и неназидательную манеру препарирования семейных ценностей — по-доброму, конечно.

Впрочем, сколь внушительным ни был успех «Вампиров средней полосы», проект не избежал и негативных оценок разного толка — например, сериал обвиняли в том, что он, по сути, вольно пересказывает концепцию фильма «Реальные упыри» Тайки Вайтити (на сходство обращали внимание критики разных изданий — например, на «КиноПоиске» или в «Искусстве кино»). Наконец, прозвучали претензии по поводу того, что флагманский проект сервиса START — это открытый плагиат: 27 марта, через неделю после выхода первой серии, режиссёрка Алёна Михайлова опубликовала в фейсбуке пост, в котором обвинила START* в том, что идею для «Вампиров средней полосы» стриминговый сервис скопировал с тизера проекта «Настоящие вампиры» (другое название — «Современные вампиры»), с которым Михайлова и креативный продюсер проекта Григорий Матюхин в 2019 году показывал представителю START.

В довольно ультимативной и жёсткой форме Михайлова утверждает, что START* воспользовался идеей и снял на её основе сериал, который очень неплохо выстрелил. Несмотря на просьбы в комментариях к посту, показать тизер, с которым режиссёрка приходила к продюсерам сервиса, она отказалась. Комментировать для КИНОТВ ситуацию она тоже не стала.

Пост разошёлся быстро, многие сочувствовали авторам «Настоящих вампиров» в том, что у них украли интеллектуальную собственность. Комментарии к публикации оставил и режиссёр «Вампиров средней полосы» Антон Маслов: на его просьбу показать сценарий нереализованного проекта, чтобы понять, в чём именно обвиняют его сериал, Михайлова агрессивно ответила отказом. При этом едва ли не единственным, кто возразил Михайловой в комментариях, оказался как раз креативный продюсер «Настоящих вампиров» Григорий Матюхин.

С разрешения креативного продюсера «Настоящих вампиров» («Современных вампиров») КИНОТВ впервые эксклюзивно публикует тизер того самого проекта, о котором в своём посте писала Михайлова.

«Идеи в РФ (да и во всём остальном мире) не охраняются авторским правом, — комментирует кейс «Вампиров средней полосы» эксперт в области авторского права, исполнительный директор авторского агентства «Независимый театральный проект» Сергей Спивак. — У нас это прямо указано в пункте 5 статьи 1259 ГК РФ: “Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах”».

При этом существует объект авторского права — сценарий, который охраняется пунктом 1 статьи 1259 ГК РФ («Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения: . драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения. »). Также пункт 7 этой статьи указывает, что авторские права могут распространяться и на часть произведения, то есть и на персонажей — если они выражены в форме конкретного произведения (фильма или книги, например). «Соответственно, обвинять в краже идеи кого-то бессмысленно, так как она не имеет объективного выражения, можно обвинять в краже конкретного текста», — считает Спивак. Да и доказывается это довольно сложно.

В России существует основной закон об авторском праве — это 4-я часть Гражданского кодекса РФ, на которую и ссылается Спивак. В каждом конкретном случае есть правовые нормы, которые можно толковать по-разному, поэтому периодически пленум Верховного суда РФ выпускает постановления, в которых разъясняет, как судам правильно применять этот закон.

«По большому счёту, когда есть сложности в доказывании, суд становится битвой кошельков (и у кого больше денег на юристов и возможностей затягивать процесс, тот и побеждает). Скорее всего, те сценаристы, у которых крадут синопсис/часть сценария, не имеют возможности ввязываться в такие процессы. Особенно с учётом того, что продакшны — часто обычные ОООшки, с которых потом ещё и денег не взыщешь в случае чего», — полагает Спивак.

Подобные случаи обвинения в неправомерном использовании чужой идеи в сфере стриминга и шире кино- и телеиндустрии встречаются чаще, чем хотелось бы. Один из последних примеров — обвинение **авторов проекта «про Нику Турбину» в адрес «НМГ-студии», «Арт Пикчерс» и «Водорода» по поводу похожего полнометражного фильма «Ника».

"

Скачать книгу «Нереальные упыри: «Вампиры средней полосы» — оригинальный сериал или наглый плагиат? | КиноТВ» fb2

Коментарии