Почему фильм «Лобстер» лучше не пропускать | GQ Россия

Почему фильм «Лобстер» лучше не пропускать | GQ Россия

Почему фильм «Лобстер» лучше не пропускать

В России начиная с этой недели можно посмотреть один из главных кинохитов года – «Лобстер» греческого режиссера Йоргоса Лантимоса, антиутопию про мир победившего оруэлловского Большого брата, где чувства и человеческие отношения находятся под тотальным контролем, а люди этому и рады. Фильм получил приз жюри Каннского кинофестиваля в этом году.

30 октября 2015 г.

Почему фильм «Лобстер» лучше не пропускать

В этом году Греция заявила о себе на весь мир. Так же, как и их главный современный режиссер – Йоргос Лантимос. «Лобстер» – его первый интернациональный проект, да еще и со звездами первой величины (Колин Фаррелл, Леа Сейду, Рейчел Вайс, Джон Си Райли и другие). До этого о его проделках знали только киноманы и эстеты. Грек-экстремал взрывал сознание зрителей страшными концептуальными историями, меняющими представление о привычных человеческих отношениях. В «Клыке» тоталитарный мир создавался внутри семьи, в «Альпах» – внутри тайной организации, члены которой перевоплощаются в других людей, ну а в «Лобстере» Лантимос пошел еще дальше и представляет зрителю постапокалиптический мир победившего тоталитаризма, мечтать о котором мог бы любой тиран.

Наверняка вы видели хотя бы одну серию британского сериала «Черное зеркало» о коварствах ближайшего будущего – где, например, жена приобретает искусственную копию своего умершего мужа. «Лобстер» можно считать полнометражной серией этого проекта и его же идейным продолжением. Представьте себе, в этом мире одиноких людей принудительно свозят в отель, где они за 45 дней должны найти себе вторую половинку (да, все это чем-то напоминает «Дом-2» и «Голодные игры» одновременно). Если у них не получается объявить с кем-то себя парой – их превращают в животных. Главный герой (Колин Фаррелл) в случае неудачи мечтает превратиться в того самого лобстера. Можно, конечно, взбунтоваться и сбежать в соседний лес, где оппозиционная группировка во главе с героиней Леа Сейду устанавливает свои правила. Но внешне противоположные миры оказываются по сути одинаковыми. У них тоже запреты – например, нельзя влюбляться, а наказание не менее жестокое, чем в отеле. К тому же этих «оппозиционеров» посетители отеля могут отстреливать как на сафари, но не бесцельно, если получится убить «неверного», то можно прибавить себе несколько дней на поиски партнера, опять же по законам реалити-шоу про любовь. Вот такая модель идеального общества: каждой твари по паре, неудачники сбрасываются с корабля, а семьи все идеальны до неприличия, как в самой слащаво-приторной американской рекламе 50-х. Главный герой, конечно, взбунтуется (особенно после того, как пострадает его брат, уже превращенный в собаку), испытает настоящие чувства, когда встретит на своем пути героиню Рейчел Вайс, а потом они вместе попытаются противостоять системе. Но бунт в тоталитарном обществе, как мы знаем, редко обходится без последствий.

Главный герой в исполнении Колина Фаррелла пытается противостоять системе. Но бунт в тоталитарном обществе, как мы знаем, редко обходится без последствий.

«Лобстер» – страшный и ужасающий фильм про жестокость современного общества, в котором реальные чувства отступают. Люди перестали слушать друг друга, мы больше не общаемся, а сидим в телефонах, вместо признаний в любви шлем смайлики и эмодзи, а любовь ищем в виртуальном отеле в различных приложениях от тиндера до гриндера. В этом смысле аллюзия с «Домом-2» не случайна, ведь любовь там тоже искусственная, по сценарию. В любой антиутопии, как известно, есть доля утопии. Цифровой мир дал человечеству много возможностей, в которых люди запутались, с которыми они не смогли справиться. Поэтому они с радостью делегировали технологиям всю информацию о себе, в том числе и самую интимную. Что больше всего ужасает в «Лобстере» – это с какой покорностью герои подчиняются абсурдным правилам – например, запрету на самоудовлетворение для мужчин в отеле, а вспышки и акции протеста так редки. Одна из самых впечатляющих сцен – когда женщин с помощью пошлого представления учат, что одинокая женщина – второй сорт, а с мужчиной – всегда надежнее. Так же и в реальном мире нас заставляют следовать стандартам поведения – уже сегодня мы видим, как многие отказываются от сокровенного чувства ради успеха в обществе, как с радостью идут на поводу у смартфонов, как эти иконки все глубже и глубже забираются в наше сознание и становятся частью нашего ДНК, как подчиняются государству, которое все больше вступает в область личного пространства. То, о чем говорит Лантимос, – абсурд, но это тот абсурд, который уже рядом. Лантимос, как и его родственная душа писатель Сорокин, создает страшные и удивительные миры, которые всего через короткий промежуток времени становятся суровой реальностью.

"

Скачать книгу «Почему фильм «Лобстер» лучше не пропускать | GQ Россия» fb2

Коментарии