Проблема реальности в фильме Дэвида Линча Малхолланд Драйв (Она) /

Проблема реальности в фильме Дэвида Линча Малхолланд Драйв

В ХХ-ХХI столетиях одной из актуальных проблем является проблема реальности. Художники, писатели, режиссеры и т.д. пытаются ее решать по-своему. На мой взгляд, интерес к так называемой объективной реальности угасает и все большее внимание уделяется субъективной реальности: то есть личным переживаниям человека, его восприятию мира (не важно каков этот мир “на самом деле”) и т.п. Наверное, это достаточно честно: ведь не зная себя, мы не сможем ничего сказать и о чем-то другом, о “мире в целом”.
Так получилось, что совсем недавно я посмотрела фильм Д. Линча “Малхолланд Драйв” – несомненно, очень интересное и глубокое произведение, и меня заинтересовал вопрос: как решается проблема реальности в данном фильме? Я понимаю, что фильмы Линча всегда замысловаты, причудливы и браться за их анализ все равно, что бродить в чаще леса и пытаться найти хоть какую-то дорогу, но, тем не менее, я попытаюсь. Многие сравнивают фильмы Линча с ребусом, который необходимо разгадывать. Но ребус всегда имеет только одно единственно верное решение, в то время как фильмы Линча многомерны и какой-то единственно верной интерпретации для них не существует.
Предложу свою интерпретацию фильма, чтобы лучше показать, как разрешается данная проблема в конкретном произведении искусства.
Весь фильм (на мой взгляд) – это сон, фантазия, безумный бред девушки Дайаны. Здесь сплетены реальные персонажи жизни Дайаны с абсолютно нереальными монстрами, реальные места (например, Малхолланд Драйв) с нереальными обстоятельствами. Это бред Дайан, но всякий бред имеет какую-то реальную основу.
Бэтти/Дайан убила свою бывшую любовницу и это то, что произошло реально. На этом вся “реальность” заканчивается. Все, что происходит после – лишь в голове Дайан. Она пытается убедить себя, что Рита все еще жива. Бетти как бы дает второй шанс своей любовнице – в своем бреду она дает новое имя Камилле – Рита. Это некий обряд инициации: это некий шанс на новую жизнь, шанс все исправить. В какой-то момент Рита даже одевает светлый парик и становится похожей на свою подругу, этим Дайан/ Бетти хочет сказать: “Делай все, как я хочу и ничего плохого с тобой не случиться”.
Бетти/Дайан хочет верить, что подруга все еще рядом, она открывает синюю коробочку (это подобие ящика Пандоры: открыв его, Бетти/Дайан открывает истину, открывает для себя то зло, которое она совершила по отношению к подруге). После этого Дайан совершает самоубийство. Очень интересен тот факт, что Камилла/Рита всегда пассивна, она никогда ничего не решает сама. Бетти всегда эмоциональна, она всегда старается помочь подруге: в своем бреду она пытается искупить вину.
В фильме постоянно возникает аллюзия смерти: так, например, само слово “силенсио”, то есть молчание, спокойствие, в первую очередь означает смерть как молчание. Цвета концертного зала, в который приходят девушки и слушают Плакальщицу – красный и черный. Эти цвета излюбленные для Линча, они несут какую-то тайну, мистику, но так же черный и красный – это цвета похорон. Но Бетти/ Дайан не может смириться с тем, что она совершила, она предчувствует свою гибель и пытается убедить себя в своей невиновности. Сцена мастурбации – это намек на инстинкт жизни, эротический инстинкт.
Какие выводы можно сделать из вышесказанного?
Для Линча не существует какой-то одной, “объективной реальности”, более того, сама субъективная реальность полна неясностей, загадок и тайн. Здесь невозможна никакая коммуникация между героями, потому что каждый герой – это “вещь-в-себе”, это нечто замкнутое и не ясное. Реальностей оказывается великое множество и каждая из них является самодостаточной. Интересен тот факт, что, в отличии от других фильмов (таких, например, как “Игра”, “Экзистенция”, “Ванильное небо” и пр.), где так же проблематизируется реальность, в “Малхолланд Драйв” режиссер не дает адекватного ответа на вопрос: что было действительно, а чего же не случалось и, таким образом, все уравнивается в правах – реальное и нереальное, воображаемое и действительное. Смотря этот фильм, зритель невольно становится участником происходящего – ведь фильм, по сути, обрывается на “самом интересном месте” и нам самим приходится додумывать, чем же данная история может закончиться.

© Copyright: Она, 2003
Свидетельство о публикации №203053000128

Хорошая рецензия.Можно и так воспринять фильм. Единственное с чем не согласен, это с тем, что Бэтти/Дайан убила свою подругу, т е что Рита/Камилла все же была убита. Хотя в рецензии как и в фильме это стопроцентно не утверждается, что также роднит ее с детищем Линча. Лично мое восприятие фильма, отчасти совпадает с Вашим, уважаемая Она.

Интересен тот факт, что Линч сотворил мозаичный фильм. Сам зритель сталкивается с необходимостью собрать эту картину в единое целое и получить некий смысл в каждом моменте и в каждой оборванной сцене, чтобы исчерпать все невольно появляющиеся вопросы.
Когда зритель просматривает фильм в кино, где конец настолько неожиданный , единственное на что он может опираться - это на свою память. И тут начитает с нами играть сам Дэвид Линч, а точнее с нашим разумом, так как мы всеми силами пытаемся ответить на те вопросы, на которые мэтр сам не так заострял своё внимание. и пропускаем порой значимые для понимания факты.
Таким образом, спасибо режисёру, что зрители вольно или невольно являются участниками процесса создания фильма.

На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2023. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Скачать книгу «Проблема реальности в фильме Дэвида Линча Малхолланд Драйв (Она) /» fb2

Коментарии