Что не так с исторической драмой о фаворитке Людовика XV «Жанна Дюбарри», открывшей Каннский кинофестиваль — Сноб

Что не так с исторической драмой о фаворитке Людовика XV «Жанна Дюбарри», открывшей Каннский кинофестиваль — Сноб

Из грязи в графини. О фильме открытия Каннского кинофестиваля «Жанна Дюбарри»

Вступить в клуб

16 мая открылся 76-й Каннский кинофестиваль, на торжественной церемонии показали фильм «Жанна Дюбарри» о фаворитке Людовика XV. Это первый фильм с Джонни Деппом после прошлогоднего судебного скандала с участием его бывшей жены. Напарницей по кадру стала режиссер, французская актриса Майвенн. О том, почему возвращение Деппа нельзя назвать удачным, — в материале «Сноба

18 мая 2023 18:02

Кадр из фильма «Жанна Дюбарри» Фото: Casa Kafka Pictures

Одним абзацем

«Жанна Дюбарри» — мертворожденное кино, имевшее минимальный шанс на спасение. Майвенн могла либо с иронией показать историю фаворитки Людовика XV, отредактировав безынтересную биографию известной куртизанки, либо сделать из нее еще один символ женской эмансипации. К сожалению, режиссер решила не экспериментировать, сняв устаревшее по смыслам и форме кино о жизни знаменитостей из далекой эпохи. Майвенн в основном развлекает зрителя повторяющимися шутками и красивыми видами Версаля, пересказывая хронику двора, где ежедневно повторяются одни и те же ритуалы, а бурные обсуждения вызывает только цвет платья или парика Дюбарри.

Кадр из фильма «Жанна Дюбарри» Фото: Casa Kafka Pictures

Подробно

Хотя Жанна Беко умела читать, дорога в великосветские дамы была для нее закрыта: она родилась без отца в бедной семье. Работать же за копейки или стать монахиней девушка не хотела. Как только она осознала свою привлекательность, она стала менять ее на деньги, хорошо понимая, что сама будет разменной монетой у господ. Так и случилось: ее покровитель, а затем муж Гийом Дюбарри представил девушку королю Людовику XV, и тот влюбился в куртизанку-простушку с первого взгляда. Потом все было почти как в сказке: пирожные, борьба за власть, злые языки, любовь, не хватает только «и умерли они в один день».

В XXI веке снимать костюмированное кино об известных личностях прошлого — большой риск для автора. Знатные люди, чью жизнь зачем-то решили прославить, могли быть злостными колонизаторами, а делать кино о геноциде народов мало у кого хватит смелости. Можно пойти по актуальному пути и экранизировать историю женщины, чьи свершения оставались в тени по причинам многовекового засилья патриархата. Главное — не опуститься до банальностей, которыми как раз и изобилует картина. Понять, для чего снято это кино, довольно сложно. Майвенн пытается рассказать драму жизни обеспеченной куртизанки, но постоянно сбивается на историю о Людовике.

Коллеги по цеху Майвенн зашли на похожую территорию и нашли актуальный подход. Прошлогодний фестивальный хит «Корсаж» (2022) Мари Кройцер об австрийской императрице Сисси посвящен молчаливым ужасам жизни двора. Сисси была лишь «приложением» к мужу, и от нее требовалось только поддерживать неестественную худобу и улыбаться на публике. Ни к чему хорошему это, конечно, не привело. При этом у Кройцер в центре внимания была героиня с понятным конфликтом — борьба женщины за возможность самой управлять своей жизнью. Жанне Дюбарри бороться особо не за что, разве что за признание своего статуса принцессой Марией-Антуанеттой. Намного более глубокий взгляд на борьбу людей за место под солнцем показал классик китайского кино Чжан Имоу в драме «Подними красный фонарь» (1991). В его картине четыре жены феодала сражаются за его внимание и расположение, и победительница награждается не ночью в нежеланных объятиях, а особым массажем ступней. Дюбарри же ни с кем сражаться за сердце Людовика не пришлось, она одним взглядом влюбила в себя короля, а бояться его любовниц ей ни к чему — так сообщает закадровый голос, периодически комментирующий события в фильме. Майвенн могла бы изменить факты биографии (как сделала Кройцер в «Корсаже») или открыто посмеяться над нравами двора (как София Коппола в «Марии-Антуанетте»), но выбрала наименее интересный путь, изложив биографию своей героини в духе Википедии. В подаче Майвенн жизнь женщины кончается с кончиной любимого мужчины: после смерти Луи кино почти сразу обрывается на паре строчек о дальнейшей судьбе Жанны. Видимо, большего, по мнению режиссера, она не заслуживает.

Дата российского проката пока не анонсирована.

Читайте также

Сходить на квартирник Тоси Чайкиной или выставку Ольги Тупоноговой-Волковой — рассказываем, чем заняться в Москве и Санкт-Петербурге на ближайшей неделе.

Как подавить размножение вируса в организме, какой новый препарат, способный полностью излечить пациентов, сейчас разрабатывают российские ученые и можно ли создать эффективную вакцину против ВИЧ — читайте в материале «Сноба».

Подростки по всей стране переходят в режим финальной подготовки к экзаменам — ЕГЭ-2023 начинается 26 мая. «Сноб» поговорил с психологом Александрой Славянской о том, как родителям поддержать выпускников и помочь им справиться со стрессом.

"

Скачать книгу «Что не так с исторической драмой о фаворитке Людовика XV «Жанна Дюбарри», открывшей Каннский кинофестиваль — Сноб» fb2

Коментарии