Господин Никто»: сложные вопросы вместо простых ответов | Капитал страны

Господин Никто»: сложные вопросы вместо простых ответов | Капитал страны

«Господин Никто»: сложные вопросы вместо простых ответов

«Господин Никто»: сложные вопросы вместо простых ответов

Загрузка рекламы Загрузка рекламы Загрузка рекламы Загрузка рекламы

Весной 2010 года на экраны российских кинотеатров вышел фильм бельгийского режиссера Жако Ван Дормеля «Господин Никто». Это фантастика или драма? Это яркое полотно, хитроумно сотканное из множества житейских вероятностей, или месиво научных гипотез? Как оценить этот фильм?

Капитал страны в Яндекс Дзен Капитал страны в Яндекс Новости

В апреле 2010 года на экраны российских кинотеатров вышел фильм "Господин Никто" – фантастика и драма, яркое полотно, хитроумно сотканное из множества житейских вероятностей и научных гипотез, стерильных картин будущего и пронзительных переживаний прошлого.

Сюжет фильма довольно прост. Герой обнаруживает, что оказался в не очень далеком будущем – в 2092 году. И при этом стал дряхлым стариком. Он не помнит, кто он и как сюда попал, при нем не было никаких вещей и документов. Единственное, что о нем доподлинно известно, это то, что он является последним смертным и, судя по всему, жить ему осталось не так уж долго. Счастливые бессмертные обитатели футуристической планеты окрестили его мистером Никто и с интересом следят за репортажами из его больничной палаты. Однако он упрямо твердит, что ему 34 года и пытается понять, кто он и как здесь оказался. И зрители тоже на протяжении всего фильма вместе с ним бьются над этой загадкой. Данных для ее разрешения оказывается даже слишком много: герой вспоминает не одну, а все девять своих жизней и даже то, что было с ним до рождения. Однако все эти подробности не только не проясняют дела, а скорее, заставляют задуматься о новых, точнее вечных, вопросах: о выборе и случайности, любви и смысле жизни, ответственности и верности, а также о различных научных гипотезах относительно строения вселенной, природы времени и восприятия реальности.

"Фильмом "Господин Никто" я пытался рассказать о сложности жизни, при этом ничего не упрощая", – пояснил в одном из своих интервью его режиссер бельгиец Жако Ван Дормель. Жанр фантастики позволил сделать этот рассказ более ярким и захватывающим, показать привычные вещи в неожиданном ракурсе. Будущее в фильме автор с иронией наделяет не только изобилием технических диковин, но и множеством параллелей с нашим сегодняшним миром. Вопросы, которыми задается герой картины, приобретают вневременной характер. Сам он, лишенный "социальной шелухи" – конкретной семьи, профессии и общественного положения – и наделенный символическим именем Немо, становится как бы просто человеком, душой, стремящейся найти верный путь в этом мире.

Жизнелюбие и оптимизм режиссера, начинавшего свою творческую карьеру в качестве профессионального клоуна, позволяют ему говорить о серьезных философских вопросах безо всякого занудства и рефлексии. "Все возможно, пока не сделан выбор", – говорит Немо. Даже когда выбор сделан, возможно все, – утверждает режиссер. Даже неудачный выбор может привести к неожиданно счастливым последствиям, – считает Жако Ван Дормель. "В жизни каждого из нас каждый день происходит сотня выборов и не бывает их хороших или плохих. Просто каждый из выборов создает другую жизнь, другой неповторимый мир. Но каждая жизнь заслуживает того, чтобы ее прожить, каждая тропа – чтобы быть пройденной", – к такому выводу приходит Немо-старик, повторяя слова Теннеси Уильямса. Впрочем, в конце режиссер все же предоставляет возможность вернуться вспять и совершить "правильный выбор" – причем не только своему герою, но и всему миру. Так что невозможно не порадоваться за 118-летнего Немо, который вопреки очевидности продолжает утверждать: "Вы думаете, что перед вами дряхлый старик, у которого не осталось других занятий, кроме приема пищи – это не я!"

Знатоки кинематографа обнаружат в этом фильме массу аллюзий: от "Эффекта бабочки" до "Загадочной истории Бенджамина Баттона", от Тарковского и Гринуэя до Аронофски и Стенли Кубрика. Однако "Господин Никто" далек от перепевов и пародий. Все персонажи, даже те, чье поведение и поступки вызывают протест, изображены с симпатией, сочувствием или, в крайнем случае, с незлобной насмешкой – как, например, незадачливые киллеры.

Каждая из ролей, даже самая эпизодическая, воплощает на экране живую личность со своим характером – вплоть до растяпистого журналиста, пытающегося взять интервью у старика Немо, или скучающего туриста, решающего судоку на Марсе. Особенно сложной и интересной стала, конечно, роль главного героя, которая, по сути, представляет собой не одного, а сразу нескольких персонажей. Джареду Лето удалось не только по-разному сыграть каждого из девяти Немо, но и неузнаваемо перевоплотиться в дряхлого старика.

Работа над фильмом продолжалась почти 12 лет. Картина получилась очень яркой и самобытной – в ней тщательно подобран не только визуальный, но и звуковой ряд. В фильме звучит музыка разных авторов – в том числе, старшего брата Жако Ван Дормеля – Пьера, джазового композитора и гитариста, а также французского композитора Эрика Сати, который в 1912 г. написал текст о своей творческой стратегии под названием "Memoires d’un amnesique", то есть "Воспоминания потерявшего память". Так что "Господин Никто" – это своего рода диалог с теми, кто задавался вопросами о смысле жизни и устройстве мира – вчера, сегодня или даже в 2092 году. Причем, диалог этот не окончен. "Обычно фильмы дают простые ответы на сложные вопросы. Я хотел бы этого избежать. У меня свои вопросы. Ответов на них я не нашел и притворяться не хочу", – предупреждает режиссер.

"

Скачать книгу «Господин Никто»: сложные вопросы вместо простых ответов | Капитал страны» fb2

Коментарии