Мелодрама «Полночь в Париже». Почему Вуди Аллен переехал в Европу? | Кино |

Мелодрама «Полночь в Париже». Почему Вуди Аллен переехал в Европу? | Кино |

Мелодрама «Полночь в Париже». Почему Вуди Аллен переехал в Европу?

Хорошо там, где нас нет. Некогда воспевавший малую родину, Вуди Аллен в последнее время предпочитает Нью-Йорку европейские пейзажи. «Вики Кристина Барселона», «Полночь в Париже», «Римские каникулы». Как и всякого зажиточного пенсионера, Аллена на старости тянет в путешествия, отчего его творчество только выигрывает, хотя и теряет местечковый колорит.

Постер (фрагмент) к к/ф «Полночь в Париже», 2011 г.

Постер (фрагмент) к к/ф «Полночь в Париже», 2011 г. Фото: kinopoisk.ru

Подобно своему создателю, герой его фильма «Полночь в Париже» тоже стремится вырваться из тесных оков реальности и рутины, однако приходит к неутешительным выводам.

…Успешный, но недовольный своим низкопробным творчеством сценарист Гил приезжает в Париж в поисках вдохновения для своего первого романа. Увы, его туристическая вылазка омрачена присутствием невесты Инез и ее снобов-родителей. Будущие тесть и теща Гила не переносят на дух, но вынуждены морщить нос украдкой, пока их дочурка бегает по парижским магазинам в поисках обстановки для домика для молодоженов.

Для сценариста Париж — практически сакральный уголок Вселенной. Он мечтает прогуляться под дождем по Елисейским полям, отобедать в кафе «Прокоп» и поглазеть на аппетитные ножки танцовщиц в «Мулен Руж». А вместо этого, в компании Инез и ее американских друзей, псевдоинтеллектуала Пола и его подруги Хелен, болтается по банальным туристическим маршрутам. Версаль, Лувр, Эйфелева башня. Особо Гилу претит умничанье Пола, которому он с удовольствием заткнул бы рот, но покорно внемлет.

Однажды вечером Гил таки сумел отбиться от надоедливой обузы и решил прогуляться пешком. Заблудшего в поисках отеля бедолагу подобрала в неприметном переулке веселая компания на роскошном раритетном авто. Каково же было удивление писателя, обнаружившего себя в Париже… 20-х годов прошлого века.

За несколько вечеров своих «путешествий во времени» Гил успел лично познакомиться со своими кумирами — Эрнестом Хемингуэем, Скоттом Фицджеральдом и его женой Зельдой, Гертрудой Стайн, Сальвадором Дали, Пабло Пикассо и Луисом Бунюэлем. В шикарных и до невозможности реалистичных глюках Гил также знакомится с очаровательной Адрианой, которая станет его путеводной звездой в понимании причин столь странных перемещений сквозь время…

Вуди Аллен, конечно, старичок авторитетный, но с возрастом и ему не удалось избежать приступа ностальгии. Впрочем, режиссер никогда не отказывал себе в удовольствии прогуляться по эпохам. В своей абсурдной комедии «Любовь и смерть» он перенес героя в начало XIX века. Снял черно-белый «Зелиг». И заставил скромную официантку Сесилию из «Пурпурной розы Каира» влюбиться в звезду немого кино. Словно не желая пребывать в настоящем, Аллен настойчиво транспортирует своего зрителя в дела минувших дней.

Вуди Аллен. Фотография 2006 г.

Режиссерский и сценарный стиль (Вуди Аллен практически не работает с чужими текстами) угадывается с первых минут фильма. Неторопливое повествование, знакомые начальные титры, в которых привычно нет звезд, только актеры в алфавитном порядке. Исполнители, кстати, не обижаются, а чаще выстраиваются в очередь, чтобы хоть на миг, в любом виде или позе, засветиться у мэтра.

Не то чтобы это дает какой-то карт-бланш, к Аллену идут не ради престижа или денег, а просто ради удовольствия работы с великим мастером. В частности, для участия в «Полночи в Париже» к проекту практически забесплатно приписались на эпизодические и второстепенные роли такие блестящие исполнители, как Майкл Шин, Кэти Бейтс, Том Хиддлстон (совсем непохожий на Локи из «Мстителей») и Эдриан Броуди. И, между прочим, Карла Бруни, жена уже теперь бывшего президента Франции, с участием которой был связан небольшой скандал.

Кадр из к/ф «Полночь в Париже», 2011 г.

«Полночь в Париже» — очень трогательный, душевный, неуловимо романтичный фильм. В нем почти нет фирменного алленовского юмора, этакой смеси еврейского скепсиса и абсурдизма. Оно и понятно, с некоторых пор постаревший режиссер перестал исполнять главные роли в собственных картинах, отдав свое сценарное творчество на откуп молодым (или не очень) и непременно талантливым. Среди тех, кому несказанно повезло в последнее время — Хавьер Бардем и Скарлетт Йоханссон («Вики Кристина Барселона»), Алек Болдуин и Роберто Бениньи («Римские каникулы») и, разумеется, Оуэн Уилсон, Рэйчел МакАдамс и Марион Котийяр в «Полночи в Париже».

Сам Аллен признавался прессе, что перестал снимать свое кино в Нью-Йорке не только из творческих посылов, но и из-за банальной нехватки финансов. Понятно, что костяк съемочной группы режиссера сопровождает повсюду, но переплачивать за вспомогательные материалы и услуги продюсеры его картин в последнее время отказываются. А разница может составлять миллионы долларов. Учитывая, что абсолютное большинство работ Аллена — малобюджетные драмы и мелодрамы, съемки в «городе, который никогда не спит», могут легко удвоить или даже утроить бюджет.

Но вернемся к нашим баранам. Нельзя сказать, что «Полночь в Париже» — лучшее из позднего Аллена. Режиссер стал активно баловаться длиннотами и паузами, растягивая повествование и размазывая замысел по хронометражу. В этом плане его шедевры были более точными, более связными. У нынешнего зрителя, привыкшего, что на экране рубят правду-матку с первых секунд, подобный мерный шаг способен вызвать зевоту и недопонимание.

Что конкретно до «Полночи в Париже», то беспрестанные отсылки к кумирам прошлого тоже не дают мозгу аудитории расслабиться. По крайней мере, нужно хоть примерно представлять себе значение Хэмингуэя, Фицджеральда, Стайн и Бунюэля для мирового искусства. Только в этом случае широко открытый рот Оуэна Уилсона будет восприниматься как само собой разумеющееся.

Кадр из к/ф «Полночь в Париже», 2011 г.

О чем фильм, спрашивается? О том, что наша жизнь частенько кажется нам малозначительным событием в межгалактическом масштабе. Для главного героя современность пуста и уныла, тогда как прошлое представляется ему «золотой эпохой» и «колыбелью бытия». Не встречая понимания у, казалось бы, самого близкого человека, он реально (или же виртуально, в картине этот момент до конца не проясняется) переносится туда, где обитает его душа, не тело. Знакомство с великими писателями, художниками, кинематографистами, наводнявшими узкие парижские улочки, помогает ему обрести гармонию в собственной жизни. И признание того факта, что мы всегда будем тосковать по прошлому, идеализируя те или иные эпохи, заставляет его сделать шаг навстречу собственному будущему.

Статуя Вуди Аллена в городе Овьедо

Критическая братия, как обычно, тепло приняла очередной романтический экзерсис Вуди Аллена. Американцы даже расщедрились на Оскара за лучший оригинальный сценарий. Лента неожиданно для всех, несмотря на тягучесть повествования и флирт с классиками, стала кассовым хитом, заработав в кинопрокате по миру почти 150 млн долл. Последний раз соизмеримый успех сопровождал его картину «Вики Кристина Барселона» в 2008 году, когда картине не хватило сущих копеек до взятия 100-миллионного рубежа.

Теперь уж точно его новый, пока еще безымянный, проект в Сан-Франциско получит более масштабную финансовую помощь. Слава Богу, что это никоим образом не скажется на качестве.

"

Скачать книгу «Мелодрама «Полночь в Париже». Почему Вуди Аллен переехал в Европу? | Кино |» fb2

Коментарии